Протокол № 3 заседания Общественно-консультативного совета

ПРОТОКОЛ

заседания Общественно-консультативного совета при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия

 

№ 3                                              от 28.09.2017                                     г. Улан-Удэ

 

Председательствовал: 

Потапова Е.И. – руководитель Бурятского УФАС России, сопредседатель,

<…> (по доверенности) – и.о. президента Торгово-промышленной палаты РБ, сопредседатель,

Присутствовали:

Баргаева Е.А. – начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы Бурятского УФАС России,

Члены Совета: 

Эрдынеева Т.Д. – начальник организационно-аналитического отдела Бурятского УФАС России, ответственный секретарь Совета,

<…> (по доверенности) – НП местных товаропроизводителей и предпринимателей «Товары Бурятии»,

Санданов Ц.Ч. – БРО «Опора России», член НКО,

Санжицыренова Р.К.- Центр общественного контроля ЖКХ в Республике Бурятия, НКО, руководитель,

Смольникова И.В. –  НП « Гильдия риэлторов Бурятии», член Совета,

Содномова Р.А. – РО «Российское общество оценщиков в РБ», председатель,

Соляник С.В. – ОО «Союз промышленников и предпринимателей Республики Бурятия», вице-президент, исполнительный директор,

<…> (по доверенности) – Союз Риэлторов Сибири (СФО).

  1. Об исполнении мероприятий по реализации Стратегии развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013 - 2024 г.г. 
    •  

Эрдынееву Т.Д.: Напомним, что Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013 - 2024 г.г. утверждена Президиумом ФАС России 3 июля 2013 года и представляет собой программный документ, предполагающий реализацию как законотворческих инициатив, так и мероприятий, целью которых является оптимизация деятельности антимонопольного органа.

Защита и развитие конкуренции является одним из главных приоритетов госполитики в области защиты конкуренции и в настоящее время её особенностью является необходимость выхода за пределы охранительной функции с ориентацией на мероприятия системного макроэкономического характера.

С принятием «четвертого антимонопольного пакета» в порядке законотворчества реализовано намеченное расширение сферы применения новых правовых институтов – предупреждений и предостережений – на антиконкурентные акты и действия публично-правовых образований, а также на недобросовестную конкуренцию (в 2015 году).

Кроме того, изменилось применение антимонопольного законодательства к отношениям, связанным с недопущением, ограничением и (или) ущемлением интересов лиц в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Введена процедура досудебного обжалования решений территориальных органов ФАС России в центральном аппарате ФАС России в целях повышения единообразия применения законодательства при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства.

Соответствующим постановлением Правительства РФ регламентирован недискриминационный доступ к ограниченным ресурсам, в том числе к инфраструктуре  естественных монополий (трубопроводам для транспортировки нефти, размещению средств электросвязи).

Приказом ФАС России расширено применение экономического анализа при принятии решений антимонопольного органа, совершенствуется законодательство о торгах, особенно в части обеспечения прозрачных и недискриминационных условий участия в торгах.

Еще одно направление Стратегии – поддержка и развитие биржевой торговли (нефть, газ).

В числе приоритетных  также принятие мер по развитию конкуренции на отдельных рынках (лекарственных средств, газа, информационных технологий, ЖКХ). Так, в 2016 году продолжена работа над основными существующими проблемами в сфере здравоохранения, оказывающими существенное влияние на конкуренцию, например, вопросы взаимозаменяемости лекарственных препаратов и медицинских изделий, распределение объемов оказания медпомощи в рамках программы ОМС между медицинскими организациями. По рынку ЖКХ – совершенствование тарифного регулирования, принятие правовых актов в целях повышения прозрачности деятельности теплоснабжающих и теплосетевых организаций (постановление Правительства РФ от 31.08.2016 № 867, разработано ФАС России).

В части принятия мер, направленных на устранение необоснованных барьеров в сфере технического, налогового и таможенного регулирования, - участие представителей ФАС России в заседаниях Таможенного совета, разработка регламентов Таможенного совета, обсуждение технических регламентов на экспертных советах.

Бурятское УФАС России включено в План мероприятий по реализации Стратегии по 10 пунктам в качестве исполнителя.

В целом, все, что намечается, реализуется полном объеме.

Решили:

  1. Принять информацию к сведению.
  2. Членам Общественно-консультативного совета предложено сообщить членам общественных организаций о промежуточных итогах (поэтапной) реализации Стратегии развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013 - 2024 г.г. 
  1. Специфика закупок отдельными видами юридических лиц в рамках Федерального закона № 223-ФЗ

Слушали:

Потапову Е.И.: Бурятское УФАС России обращает внимание на специфику закупок отдельными видами юридических лиц в рамках Федерального закона № 223-ФЗ, контроль за соблюдением антимонопольных требований  которого мы осуществляем в рамках предоставленных полномочий. Речь идет о статьях 17, 18.1 Закона о защите конкуренции (№ 135-ФЗ), а точнее о недавней судебной практике, которую антимонопольным органам необходимо учитывать при вынесении решений, связанных с рассмотрением таких жалоб. Так, в соответствии с недавно вынесенными определениями Верховного суда РФ у ФАС России отсутствуют полномочия по рассмотрению жалоб на закупки отдельных видов юридических лиц по основаниям, не указанным в статье 3 Закона о закупках.

Выступили:

Санжицыренова Р.К.: Согласно пояснениям минстроя Бурятии 10 процентов от итоговой балансовой отчетности должны проходить через закупки (торги).

Обращаем внимание на непрозрачность системы тарифообразования в сфере ЖКХ, невозможно добиться предоставления экономического обоснования затрат субъектами естественных монополий, например, ТГК-14.

Решили:

  1. Принять информацию к сведению.
  2. Членам Общественно-консультативного совета предложено сообщить членам общественных организаций информацию об особенностях закупок отдельными видами юридических лиц в рамках Федерального закона № 223-ФЗ и контроля антимонопольным органом.
  1. О механизме применения части 12 статьи 14 Закона «О рекламе» № 38-ФЗ: параметры соотношения уровня звука рекламы и уровня звука прерываемой ею телепрограммы
  2.  

Баргаеву Е.А.: С 25 мая 2015 года вступила в силу новая редакция положений части 12 статьи 14 и части 11 статьи 15 Закона «О рекламе» № 38-ФЗ. Так, согласно первой из указанных норм при трансляции рекламы уровень громкости ее звука, а также уровень громкости звука сообщения о последующей трансляции рекламы не должен превышать средний уровень громкости звука прерываемой рекламой телепрограммы или телепередачи.

Соотношение уровня громкости звука рекламы и уровня громкости звука прерываемой ею телепрограммы или телепередачи определяется на основании методики измерения уровня громкости звука рекламы в телепрограммах и телепередачах, утвержденной приказом ФАС России от 22.05.2017 № 374/15.

 Данная методика разработана на основе рекомендаций в области нормирования звуковых сигналов в телерадиовещании, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере массовых коммуникаций и средств массовой информации.

Выявление превышения уровня громкости звука рекламы над средним уровнем громкости звука прерываемой ею телепрограммы или телепередачи осуществляется антимонопольным органом как в ходе наблюдения за соблюдением требований к уровню громкости звука рекламы, проводимого установленном порядке, так и в результате проведения плановых или внеплановых проверок соблюдения требований законодательства Российской Федерации о рекламе.

В случае поступления в антимонопольный орган обращения, в котором указывается на превышение уровня громкости рекламы над уровнем громкости прерываемой ею теле-, радиопрограммой, такое обращение является поводом для осуществления записи телепрограммы или радиопрограммы сотрудником антимонопольного органа для дальнейшего измерения уровней громкости рекламы и передачи.

Однако, на сегодня только в ФАС России имеется единственный аппаратно-программный комплекс, предназначенный для измерения соотношения уровней громкости звука рекламы и теле-, радиопрограмм.

Соответственно, записи теле-, радиопрограмм, сделанные территориальными органами ФАС России, передаются в ФАС России для последующего измерения соотношения уровней громкости звука рекламы и теле-, радиопрограмм.

В управлении имеется практика рассмотрения дел о нарушении рекламного законодательства в части превышения уровня громкости звука рекламы на местных телеканалах. Так, в июле 2016 года УФАС признало ООО "Тивиком"  нарушившим требования рекламного законодательства в части  распространения рекламы,  анонсов и логотипов телепрограммы,  уровень громкости звука которых превышает уровень громкости звука прерываемой ими телепрограммы.

Измерения показали,  что уровень громкости звука рекламы,  анонсов,  логотипов телепрограммы в течение 15  минут превышал более чем на 1,5  дБ уровень громкости звука в фильме «Домработница»,  транслировавшегося на канале «Тивиком» 16  марта.

Дело было возбуждено после подтверждения данного факта нарушения ФАС России, куда была направлена соответствующая запись, сделанная управлением, с соблюдением установленных требований.

Решили:

Принять информацию к сведению.

4. Разное (по предложениям членов Совета), в т.ч.:

4.1. Об утверждении нового состава Совета.

Слушали:

Эрдынееву Т.Д.: Согласно полученным из ФАС России разъяснениям с момента вступления в силу Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» началась работа по обновлению системы формирования и функционирования общественных советов при федеральных органах исполнительной власти (ФОИВ).

В настоящий момент проходит этап совершенствования законодательства в отношении порядка формирования общественных советов при терорганах ФОИВ.

Поэтому ФАС России соответствующими приказами признала утратившими силу  Положение об Общественно-консультативном совете при территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, составы территориальных Советов.

Однако, поскольку создание Советов не предусматривается, но и не противоречит № 212-ФЗ, в целях сохранения налаженного взаимодействия с общественными организациями и союзами и получения обратной связи от институтов гражданского общества в переходный период становления новой системы общественного контроля, территориальные органы ФАС России вправе создавать самостоятельно совещательные органы с представителями общественных организаций и объединений и утверждать их состав, что и будет нами сделано в ближайшее время.

Решили:

Принять информацию к сведению. В течение ближайшей недели направить предложения по обновлению состава Совета.

4.2. О результатах проведения управлением публичных обсуждений.

Слушали:

Потапову: ФАС России – в числе 12 федеральных органов исполнительной власти, которые обязаны в текущем году в рамках проводимой реформы контрольно-надзорной деятельности в целях реализации концепции открытости деятельности проводить публичные слушания для применителей законов, каждый в пределах своей компетенции.

УФАС провело 2 мероприятия, вся отчетность о результатах размещена на сайте управления, а также видеозапись каждого из них. Практика показала актуальность, необходимость продолжения таких мероприятий и в последующие годы. Есть единые для всех требования к порядку их проведения.

Структура проведения публичных обсуждений следующая: два доклада о том, что «можно» – о нововведениях, законотворчестве, и что «нельзя – о правоприменительной практике на примерах рассмотренных дел. Обязательное условие – наличие обратной связи, возможность задать вопросы.

Пока практика такова, что приходят в-основном представители органов власти, которых в большей степени интересует правоприменение в сфере закупок.

Решили:

Принять информацию к сведению. Членам Общественно-консультативного совета предложено сообщить членам общественных организаций об итогах публичных обсуждений.

4.3. О поступившем обращении НП местных товаропроизводителей и предпринимателей «Товары Бурятии».

Слушали:

Потапову Е.И.: В связи с принятием постановления Правительства РФ от 15.09.2017 № 1104 в управление поступило обращение НП местных товаропроизводителей и предпринимателей «Товары Бурятии», которое предлагаю обсудить.

Речь идет о предоставлении субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на транспортировку сельскохозяйственной и продовольственной продукции наземным, включая железнодорожный, транспортом.

В частности, предприниматели обеспокоены предполагаемым расширением (наполнением) местного рынка за счет поставок всех видов сельскохозяйственной продукции из других регионов, что приведет, в конечном итоге, сначала к демпингу, а затем к вытеснению местных производителей       с местных рынков сбыта, к дисбалансу рынка, и предлагают рассмотреть вопрос о предоставлении местным производителям аналогичной компенсации, чтобы соблюсти баланс на местном рынке.

В границах республики конкуренция сложившаяся, положение участников рынка достаточно устойчивое, и прогнозируемая ситуация ценового понижения, вытеснения конкурентов, а затем уже установление высоких цен, в принципе невозможна.

Информирую, что, в октябре, в том числе в рамках работы Межведомственной рабочей группы,  будут совместные с органами прокуратуры  проверки закона о регулировании торговой деятельности.

Таким образом, данное заявление является преждевременным и пока безосновательным.

К слову сказать, высокие тарифы снижают конкурентоспособность хозяйствующих субъектов, в августе т.г. по итогам встречи заместителя руководителя Фас России А,Н. Голомолзина и Врио руководителя Главы республики А.С. Цыденова с бизнес-сообществом была достигнута договоренность о создании Рабочей группы в сфере электроэнергетики, работа которой позволит решать  текущие наболевшие вопросы.

Вместе с тем, проводимый управлением в плановом порядке и в рамках рассмотрения поступающих заявлений анализ розничного рынка электроэнергии свидетельствует о наличии конкурентной среды и отсутствии доминирующих хозсубъектов. Соответственно, говорить о наличии признаков нарушения статьи 10 № 135-ФЗ не приходится.

Выступили:

Соляник С.В.: Минпромторг Бурятии недавно огласил результаты проведенного мониторинга, согласно которому реально есть две составляющие, которые влияют на устойчивость развития местных рынков, но их удельный вес и не такой  значительный. Транспортно-заготовительные расходы – наибольшие затраты, например, у Стальмоста, Бурятхлебпрома, достигают 11 процентов. Энергозатраты варьируются в пределах от 1,5 до 2,5 процентов – у 45 предприятий республики.

Решили:

Принять информацию к сведению.

 

 

Сопредседатель Общественно-консультативного совета

при Бурятском УФАС России                                                         Е.И. Потапова

 

Ответственный секретарь

Общественно-консультативного совета

при Бурятском УФАС России                                                      Т.Д. Эрдынеева

   

 

Протокол вела                                                                                 Эрдынеева Т.Д.

Дата проведения Совета: 
28 сентября 2017, 15:00