Протокол № 2 заседания Общественно-консультативного совета от 29.06.2017

ПРОТОКОЛ

заседания Общественно-консультативного совета при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия

 

№ 2                                              от 29.06.2017                                     г. Улан-Удэ

 

Председательствовал: 

Потапова Е.И. – руководитель Бурятского УФАС России, сопредседатель,

 <…..> (по доверенности) – и.о. президента Торгово-промышленной палаты РБ, сопредседатель,

Присутствовали:

<…..> (по доверенности) – Уполномоченный по защите прав предпринимателей в РБ

Члены Совета: 

Эрдынеева Т.Д. – начальник организационно-аналитического отдела Бурятского УФАС России, ответственный секретарь Совета,

Зайцев Н.С. – ОО «Союз промышленников и предпринимателей Республики Бурятия»,

Санданов Ц.Ч. – БРО «Опора России»,

Иванов Д.Р. (по доверенности) – Бурятская ассоциация рестораторов,

 <…..> (по доверенности) – НП местных товаропроизводителей и предпринимателей «Товары Бурятии»,

Ткачев А.С. (по доверенности) – Союз Риэлторов Сибири (СФО).

  1. Итоги реализации в 2016 году стандарта развития конкуренции в республике согласно общероссийскому рейтингу

Слушали:

Потапову Е.И.: Поскольку итоги не подведены, как раз в эти дни проходит всероссийское совещание при МЭР России, совместно с АСИ и Аналитическим центром, предлагаю перенести обсуждение на следующее заседание. Представители Уполномоченного органа по реализации Стандарта в республике (Министерство экономики Республики Бурятия) участвуют в этом мероприятии.

Решили:

Рассмотреть вопрос на следующем заседании.

  1. О соблюдении заказчиками обязанности закупки у СМП и СОНО в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе (№ 44-ФЗ) в 2016 году.                                                                                                      

Слушали:

Потапову Е.И.: Бурятское УФАС России провело мониторинг соблюдения федеральными органами исполнительной власти требования части 4 статьи 30 Закона о контрактной системе (№ 44-ФЗ), обязывающей заказчиков составлять по итогам года отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций и до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, размещать такой отчет в единой информационной системе. В данный отчет заказчик включает информацию о заключенных контрактах с СМП, СОНО, а также информацию о несостоявшемся определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с участием субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

Осмотр официального сайта единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru показал, что большинство федеральных заказчиков соблюдают предъявляемые законом требования в отношении закупок у малого бизнеса.

Факты неразмещения отчета в единой информационной системе были выявлены у трех заказчиков, еще 2 федеральных заказчика разместили отчет с нарушением установленных законодательством сроков.

Решили:

  1. Принять информацию к сведению.
  2. Членам Общественно-консультативного совета предложено сообщить членам общественных организаций об итогах данного мониторинга.

3. О результатах проверки деятельности торговых сетей на предмет соответствия требованиям антимонопольного законодательства и Закона о торговле № 381-ФЗ.

Слушали:

Эрдынееву Т.Д.: Во исполнение апрельского поручения ФАС России и в целях реализации Плана работы межведомственной рабочей группы по противодействию нарушениям законодательства, способствующих росту цен на сельскохозяйственную и продовольственную продукцию, при Прокуратуре республики, управление провело внеплановые проверки исполнения законодательства о торговой деятельности шести торговых   сетей, имеющих филиальную сеть в районах республики, в их числе «Абсолют», «Надежда», «БИН», «Титан», «Либерти», «Николаевский».

Также управление провело опросы поставщиков продовольственных поставщиков продовольственных товаров, которые не указали на какие-либо нарушения со стороны торговых сетей при заключении договоров поставки.

Нарушения законодательства о торговой деятельности со стороны торговых сетей «Абсолют», «БИН», «Николаевский» не были выявлены.

Нами были проанализированы свыше трехсот договоров, заключенных или перезаключенных после 15 июля 2016 года торговыми сетями с поставщиками продовольственных товаров.

Анализ договоров показал, что в большинстве случаев у4словия поставок не нарушают законодательства о торговле.

Вместе с тем в ходе проверок были установлены в действиях:

  1. торговой сети «Либерти» нарушения положений части 1 и пункта 1 части 7 статьи 9 Федерального закона от 18.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности» в редакции от 03.07.2016 № 273-ФЗ (далее -  Закон № 381-ФЗ о торговле) в части:

- не обеспечения доступа к информации об условиях отбора контрагентов для заключения договоров поставки продовольственных товаров и о существенных условиях таких договоров путем размещения указанной информации на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

-  превышения установленного в договорах поставки от 01.01.2017 с ИП <…..> (Поставщик) срока отсрочки оплаты поставленного товара.

При подписании акта проверки от 27.04.2017 торговая сеть «Либерти» представила письменные возражения, а также дополнительные соглашения от 01.01.2017 к договору поставки (реализации) товара с ИП <…..>.

Таким образом, нарушения пункта 1 части 7 статьи 9 Закона № 381-ФЗ о торговле, отраженные в акте проверки от 27.04.2017 в отношении торговой сети «Либерти», не подтвердились.

  1. торговой сети «Надежда» нарушения положений пункта 1 части 7 статьи 9 Закона № 381-ФЗ о торговле в части превышения установленного в договорах поставки от 01.10.2011 с АО «Бурятхлебпром» (Поставщик) срока отсрочки оплаты поставленного товара.

При подписании  акта проверки от 27.04.2017 торговая сеть «Надежда» представила письменные возражения, а также дополнительные соглашения к договорам поставок (реализации) товара от 01.01.2012, заключенные между АО «Бурятхлебпром» и ООО «ТДН Плюс», в соответствии с которыми «оплата за продукцию производится наличными денежными средствами в кассу Поставщика или перечислением на расчетный счет Поставщика в срок не позднее чем 8 рабочих дней со дня фактического получения продукции Покупателем», что соответствует нормам Закона 381-ФЗ о торговле.

Таким образом, нарушения пункта 1 части 7 статьи 9 Закона № 381-ФЗ о торговле, отраженные в акте проверки  от 27.04.2017 в отношении торговой сети «Надежда», также не подтвердились.

  1. торговой сети «Титан» нарушения положений пункта 3 части 7, части 4 статьи 9 Закона № 381-ФЗ о торговле в части превышения установленного в договорах срока отсрочки оплаты поставленного товара и превышения размера вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность.

  При подписании акта проверки от 27.04.2017 ООО «Компания «Титан» в своих возражениях уведомило, что к перечисленным выше договорам имеются дополнительные соглашения.

Представленные дополнительные соглашения от 31.12.2016 соответствовали нормам Закона 381-ФЗ о торговле; нарушения пункта 3 части 7 и части 4 статьи 9 Закона № 381-ФЗ о торговле, отраженные в акте проверки в отношении торговой сети «Титан», также не подтвердились.

Бурятское УФАС России проводит ежегодное исследование долей торговых сетей в муниципальных образованиях Бурятии. Наблюдение за долями крупных ритейлеров осуществляется антимонопольным органом в порядке контроля за исполнением положений Закона о торговле.

Согласно 14 статье Закона о торговле хозяйствующий субъект, который осуществляет розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети (за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации) и доля которого превышает 25% объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах субъекта Российской Федерации, в границах муниципального района, городского округа, не вправе приобретать или арендовать в границах соответствующего административно-территориального образования дополнительную площадь торговых объектов для осуществления торговой деятельности по любым основаниям, в том числе в результате введения в эксплуатацию торговых объектов, участия в торгах, проводимых в целях их приобретения.

Такое ограничение направлено на обеспечение равного доступа хозяйствующих субъектов на рынок розничной торговли продовольственными товарами и развитие конкуренции на данном товарном рынке.

Ежегодно территориальными органами статистики на официальных сайтах публикуется информация об общем объеме всех продовольственных товаров, реализованных за прошедший год по муниципальным районам и городским округам. Торговые сети самостоятельно, используя указанную информацию, имеют возможность исчислять и отслеживать свои доли в целях предупреждения нарушения ограничений, наложенных законом.

В мониторинге долей за 2016 год участвовали четыре крупные торговые сети региона, имеющие торговые объекты в районах Бурятии: «Абсолют», «Титан», «Николаевский», «Барис».

По итогам мониторинга установлено следующее:

- в Баргузинском, Джидинском, Заиграевском, Закаменском, Кяхтинском, Селенгинском районах республики ТГ «Абсолют» имеет доли, превышающие 25% от общего оборота продовольственных товаров в соответствующем районе. В 2015 году доля оборота в торговых объектах ТГ «Абсолют» превышала пороговое, 25-ти процентное значение, в Баргузинском, Селенгинском и Закаменском районах;

- в Иволгинском районе долю более чем 25%, как и в 2015 году, имеет ТС «Титан»;

- площади торговых объектов в тех муниципальных образованиях, где доли указанных сетей составила более 25%, не увеличилась по сравнению с прошлым, 2015 годом.

Отрадно отметить, что нарушений требований статьи 14 Закона о торговле в 2016 году и вообще в течение всего периода действия нормы со стороны торговых сетей в республике зафиксировано не было.

Решили:

3.1. Принять информацию к сведению.

3.2. Членам Общественно-консультативного совета предложено сообщить членам общественных организаций о результатах проверки и итогах мониторинга.

4. Проблемные вопросы, связанные с реализацией функции по административному обжалованию в строительстве, в т.ч. по фактам нарушения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции (№ 135-ФЗ).

Слушали:

Потапову Е.И.: Информирую о том, что 25 мая состоялась организованная по инициативе Бурятского УФАС России рабочая встреча с представителями Региональной ассоциации строителей Торгово-промышленной палаты в Республике Бурятия, муниципальной жилищной инспекции г. Улан-Удэ.

Обсуждался порядок обжалования действий органов власти и участвующих в предоставлении государственных услуг в сфере строительства организаций, их должностных лиц, в антимонопольный орган.

Поясняю, что с января 2016 года антимонопольная служба наделена полномочиями по рассмотрению жалоб на нарушения, которые могут быть допущены при проведении процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сфере строительства. Указанные процедуры, всего их около 140, утверждены Правительством России в соответствии с частью 2 статьи 6 Градостроительного кодекса РФ.

Согласно закону о защите конкуренции (пункт 2 части 1 статьи 18.1 № 135-ФЗ) строительные организации вправе пожаловаться в отношении органов власти и др., сетевых организаций на нарушения антимонопольного законодательства в части  несоблюдения установленных сроков осуществления процедуры, включенной в исчерпывающие перечни процедур в соответствующей сфере строительства.

Также действующие на рынке строительства хозяйствующие субъекты могут обратиться за защитой своих прав в случае предъявления требований осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень.

В ходе обсуждения выяснилось, что большинство представителей строительного бизнеса не знают о существовании данной нормы.  Скорее всего, этим объясняется причина их низкой активности: в управление не поступало таких жалоб.

Вместе с тем, на встрече было отмечено, что в целом органы власти и не допускают такого рода нарушения, поэтому оснований для обращения в антимонопольный орган не возникало.

Выступили:

<…..> - представитель по доверенности Торгово-промышленной палаты РБ: СРО РА «Строители ТПП Республики Бурятия» впервые создана в апреле, является пока единственной в республике. По данным организации, сегодня в республике насчитывается 150 строительных организаций. В связи с «молодым» возрастом пока еще не усматривается поводов для обращения в антимонопольный орган за защитой своих прав в озвученной плоскости, но теперь мы информированы. Думаю, что можно будет вернуться к обсуждению данного вопроса в формате «круглого стола» в более расширенном составе после некоторых наработок.

Решили:

Принять информацию к сведению.

5. Разное: О рассмотрении итогов рейтинга открытости, содержащихся в Мониторинге оценки реализации федеральными органами исполнительной власти механизмов открытости.

Слушали:

Потапову Е.И.: В связи с поступившим поручением ФАС России о рассмотрении данного вопроса на Общественных советах в адрес членов ОКС предварительно направлялись связанные с этим вопросам документы с просьбой рассмотреть и дать оценку, высказать свое экспертное мнение, дать комментарии. Для тех, кто не сможет присутствовать на заседании, предлагалось сделать это в заочной форме.

Позвольте озвучить поступившее экспертное мнение члена ОКС – представителя  Регионального отделения Российского общества оценщиков в РБ Содномовой Д.А., которая по уважительной причине не смогла присутствовать на данном заседании ОКС, но выразила свое мнение в заочной форме: «Реалии сегодняшнего дня таковы, что основным ресурсом любой деятельности является наличие информации. Следовательно, информация должна быть доступна в любой момент.

Реализация принципа открытости в работе государственных органов означает открытый характер их деятельности, систематическое информирование о ней населения, что наглядно демонстрирует Бурятское УФАС России посредством работы официального сайта, работы с ОС, работы со СМИ, наличие прочего раздаточного материала (брошюры/буклеты и т.д.)».

Далее Потапова Е.И. сообщила об итогах реализации ведомственного плана Федеральной антимонопольной службы по реализации Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) в 2016 году.

Полностью реализовано 48 мероприятий из 55 (87%), частично выполнено 6 (11%) мероприятий, не выполнено 1 (2%). Основные референтные группы, на работу с которыми были направлены мероприятия

плана: граждане Российской Федерации, хозяйствующие субъекты, эксперты,

органы государственной власти.

В сводном рейтинге открытости (http://openstandard.ru) ФАС России

заняла 13 место (4 место в 2015 году). При этом комплексный индекс вырос на 0,36, улучшились показатели по работе с населением и исполнителями. Снижение общего места в рейтинге связано с более активным внедрением механизмов открытости лидерами рейтинга, что будет учтено при подготовке ведомственного плана по реализации концепции открытости на 2017 год.

В 2016 году ФАС России также заняла 7 место во Всероссийском рейтинге открытости ФОИВ ≪Инфометр≫. Каждое из направлений оценки соотносится с основными механизмами открытости ФОИВ, отраженными в Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти, утвержденной Распоряжением Правительства РФ № 93-р от 30.01.2014. Данный рейтинг включает 77 органов власти, среди них 21 федеральное министерство, 31 федеральная служба, 25 федеральных агентств.

Посещаемость сайта возросла на 4,1% в сравнении с 2015 годом. При

этом вырос показатель количества просмотренных страниц за один сеанс, что

свидетельствует о том, что пользователи больше времени проводят на сайте.

6 мероприятий плана посвящены работе ведомства с социальными медиа (референтная группа — граждане РФ). В 2016 году реализация мероприятий привела к приросту подписчиков в Youtube (+2,2%), Twitter (+0.32%), Facebook (+ 4.7%), Вконтакте (+3%). Прирост подписчиков в Instagram составил 138,6%.

Перенесены сроки реализации мероприятия ≪Запуск электронной системы подачи ходатайств≫ (раздел I пункт 13). В ходе исполнения мероприятия возникли непредвиденные сложности технического характера,

устранение которых потребует дополнительного финансирования. Реализация мероприятия планируется в 2017 году.

Частично выполнены мероприятия 1, 2 и 3 раздела IV. Реализация мероприятий раздела VIII также проведена частично в связи с реформированием Общественного совета при ФАС России с учетом требований и при участии Общественной палаты РФ.

Нереализованные и частично реализованные мероприятия будут

учтены при подготовке ведомственного плана по реализации Концепции

открытости на 2017 год.

Что касается итогов реализации инициативных проектов. В 2016 году Федеральная антимонопольная служба провела I Всероссийский конкурс эссе ≪Точка роста≫ для студентов и магистрантов высших учебных заведений. Целью проведения конкурса эссе ≪Точка роста≫ является повышение правовой грамотности учащихся высших учебных заведений в сфере антимонопольного, тарифного и рекламного законодательства. Участие в конкурсе приняло более 400 студентов и магистрантов из 36 областей и 8 республик нашей страны. В 2017 году конкурс проводится повторно.

Одним из важных инициативных проектов является проведение экскурсий для школьников и студентов.

Более подробно с итоговыми данными можно ознакомиться на специализированном разделе сайта ФАС России «Оценка эффективности внедрения ФАС России механизмов реализации принципов открытости».

Решили: 

5.1. Принять информацию к сведению.

5.2. Единогласно дана высокая оценка реализации Федеральной антимонопольной службой и её территориальными органами Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти.

5.3. Членам Общественно-консультативного совета предложено сообщить членам общественных организаций о результатах реализации Федеральной антимонопольной службой и её территориальными органами Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти в 2016 году.

 

 

 

Сопредседатель Общественно-консультативного совета

при Бурятском УФАС России                                                         Е.И. Потапова

 

Ответственный секретарь

Общественно-консультативного совета

при Бурятском УФАС России                                                      Т.Д. Эрдынеева

   

 

Протокол вела                                                                                 Эрдынеева Т.Д.

Дата проведения Совета: 
29 июня 2017, 14:09