Протокол № 1 заседания Общественно-консультативного совета от 24.03.2016

ПРОТОКОЛ

заседания Общественно-консультативного совета при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия

№ 1                     от 24.03.2016`                        г. Улан-Удэ                                                      

Председательствовал:  Потапова Е.И. – руководитель Бурятского УФАС России, сопредседатель, Зураев И.И. - президент НКО «Торгово-промышленная палата Республики Бурятия», сопредседатель.

Присутствовали:

Баргаева Е.А. – начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы Бурятского УФАС России,

Дашиев А.Б. – уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Бурятия,

Новицкая Г.В. – представитель Министерства экономики Республики Бурятия

Члены Совета: 

Эрдынеева Т.Д. – начальник организационно-аналитического отдела Бурятского УФАС России, ответственный секретарь Совета,

<…> (по доверенности) – НП МТП «Товары Бурятии»,

Дагаева Б.Ш. – АНО «Центр поддержки предприятий «Макон»,

<…> (по доверенности) – НО «Коллегия адвокатов Республики Бурятия,

Зайцев Н.С. – ОО «Союз промышленников и предпринимателей Республики Бурятия»,

Лумбунова Л.Д. – НО «Бурятская Ассоциация рестораторов»,

Санданов Ц.Ч. – БРО «Опора России»,

Смольникова И.В. – АНР «Гильдия риэлторов Бурятии»,

<…> (по доверенности) - ОО Региональное отделение Российского общества оценщиков в Республике Бурятия.

  1. Внедрение стандарта развития конкуренции в республике. О результатах подготовки ежегодного доклада по развитию конкуренции в республике. О целесообразности разработки муниципальных планов мероприятий («дорожных карт») по развитию конкуренции (докладчики: руководитель Бурятского УФАС России Е.И. Потапова, представитель  Министерства экономики Республики Бурятия Г.В. Новицкая).

Слушали:

Потапову Е.И.: Стимулирование развития конкуренции является одним из основных направлений экономической политики страны.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.09.2015 № 1738-р утвержден Стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации. Пунктом 2 данного распоряжения рекомендовано, в том числе органам местного самоуправления, при осуществлении деятельности по развитию конкуренции руководствоваться положениями Стандарта, являющегося на сегодня важнейшим приоритетом региональной политики.

Распоряжением Правительства Республики Бурятия от 29.12.2015 № 791-р утвержден План мероприятий («дорожная карта») по содействию развитию конкуренции в Республике Бурятия. Пунктом 5 указанного распоряжения рекомендовано органам местного самоуправления в Республике Бурятия обеспечить выполнение мероприятий этого Плана.

Основной целью внедрения Стандарта является осуществление системной политики по развитию конкуренции.

О целенаправленности и последовательности проводимой политики в этом направлении на субъектовом и муниципальном уровнях свидетельствует положительная динамика оценочных показателей. Так, если по итогам за 2014 год по оценке ФАС России Республика Бурятия находилась на 69 месте, в 2015 году – уже 50 место.

Четыре показателя определяют данный рейтинг:

  • количество (в том числе прироста или сокращения) предприятий;
  • количество жалоб в ФАС на нарушения;
  • состояние товарных рынков, по результатам анализа проводимого территориальными органами на местах;
  • опрос бизнесменов о состоянии конкуренции.

В 2016 году органам власти, органам местного самоуправления - исполнителям мероприятий по развитию конкуренции, утвержденных «дорожными картами», предстоит организовать их непосредственную реализацию, достижение показателей.

Новицкую Г.В.: В истекшем году коллегиальный орган - Республиканская комиссия по содействию развитию конкуренции – утвердил «дорожные карты» и перечень приоритетных социально-значимых рынков, а также показатели, а в марте т.г. уполномоченный орган – Министерство экономики Республики Бурятия - подготовил отчетный доклад о том, что было сделано в 2015 году для развития конкуренции в республике. Доклад направлен в ФАС России, Министерство экономического развития Российской Федерации, АНО «Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, АНО «Агентство стратегических инициатив» (АСИ), созданное Правительством Российской Федерации в целях продвижения приоритетных проектов, реализации мероприятий по улучшению предпринимательской среды в России, развитию профессиональных кадров.

Вся информация, связанная со Стандартом развития конкуренции в республике, размещается на сайте министерства и отраслевых ведомств.

Министерство экономики Республики Бурятия провело мониторинг, опросы, более 1000 анкет обработано, в т.ч. органы местного самоуправления республики занимались организацией опроса.

С органами местного самоуправления в начале 2016 года заключены соглашения, в соответствии с которыми будут разработаны муниципальные планы мероприятий («дорожные карты») по развитию конкуренции с учетом специфики в районах.

Выступили:

Дашиев А.Б.: Существует также региональный инвестиционный стандарт, это также ключевой проект АСИ по созданию благоприятных условий для ведения бизнеса в регионах, его цели перекликаются со Стандартом развития конкуренции. Стандарт включает 15 лучших инвестиционных практик, используемых наиболее экономически успешными регионами. Также проводятся анкетирование и опросы бизнес-сообщества для обобщения практики и оценки, в том числе в Бурятии.

1.1. Принять информацию к сведению.

1.2. Членам Общественно-консультативного совета предложено сообщить членам общественных организаций о результатах работы по разработке и реализации Стандарта развития конкуренции в республике, о  возможности участия в общественном контроле с целью повышения открытости и прозрачности деятельности органов власти, информированности и доступности, о возможности ознакомиться с докладом Министерства экономики Республики Бурятия на сайте министерства.

1.3. При наличии предложений направить в УФАС в рабочем порядке в недельный срок.

  1. О результатах работы Бурятского УФАС России в 2015 году и планах на 2016 год (докладчик: руководитель Бурятского УФАС России Е.И. Потапова).

Слушали:

Е.И. Потапову: Бурятское УФАС России в 2015 году рассмотрело:

  • заявлений/жалоб – 897;
  • дел о нарушении антимонопольного, рекламного законодательств, законодательства о контрактной системе – 310;
  • дел по административным правонарушениям – 290.

Провело 16 проверок (в 2015 году – 38 проверок).

Выдало 121 постановление о наложении штрафов за административные правонарушения на общую сумму 3667,1 тыс. рублей.

Штатная численность управления в 2015 году – 19 человек, 16 человек - с 15 марта 2016 года.

Количество поступивших жалоб и заявлений  в 2015 году снизилось на 5 % по сравнению с 2014 годом.

Контроль за соблюдением антимонопольного законодательства

В адрес УФАС поступило 424 заявления, по итогам рассмотрения которых в 34 случаях были возбуждены дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства. Основная часть поступивших в 2015 году заявлений касалась нарушений в сфере электро-, теплоэнергетики – 189 жалоб, в сфере жилищно-коммунального хозяйства – 44 жалобы, в сфере страховых услуг – 16 жалоб.

Всего по итогам года комиссия УФАС вынесла решение о признании фактов нарушения антимонопольного законодательства по 32 делам, в 2 случаях нарушения были устранены добровольно, в 13 случаях были выданы предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, в судах обжаловано - 1.

С 2012 года применяется:

- в случае публичного заявления должностного лица хозяйствующего субъекта о планируемом поведении на товарном рынке, которое может привести к нарушению антимонопольного законодательства, антимонопольный орган направляет такому лицу письменное предостережение о недопустимости совершения данных действий (статья 25.7 Закона о защите конкуренции);

-  в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции (злоупотребление доминирующим положением в виде навязывания невыгодных условий договора, необоснованного отказа от заключения договора), антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту письменное предупреждение о прекращении действий/бездействия, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (статья 39.1 Закона о защите конкуренции). Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела по перечисленным статьям без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

Всего в отчетном году УФАС выдано 33 предупреждения о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, 31 исполнено, в связи с неисполнением 2 предупреждений были возбуждены дела о нарушении антимонопольного законодательства.

В 2015 году УФАС осуществляло мониторинг следующих товарных рынков Республики Бурятия:

 - рынок оптовой и розничной реализации бензина и дизельного топлива (ежедневный мониторинг цен на бензин и дизельное топливо на АЗС г. Улан-Удэ, еженедельный мониторинг розничных и оптовых цен на бензин и дизельное топливо в г. Улан-Удэ и районах республики, еженедельный мониторинг запасов ГСМ на нефтебазах республики, ежемесячный мониторинг стоимости транспортной доставки нефтепродуктов в регион, ежемесячный мониторинг цен на топливо, приобретаемое сельхозтоваропроизводителями, ежемесячный мониторинг закупочных и оптовых цен на ГСМ);

- рынок авиатопливообеспечения (еженедельный мониторинг средних цен на авиакеросин, цен на услуги по заправке воздушных судов в аэропорту г. Улан-Удэ);

- рынок оптовой реализации углей энергетических (ежемесячный мониторинг цен на уголь);

  • рынок оптовой и розничной реализации продовольственных товаров (ежемесячный, ежеквартальный мониторинг закупочных и розничных цен  на социально значимые продукты питания, в т.ч. хлеб, мука, молоко, масло растительное, сахар);
  • рынок оптовой реализации продовольственных товаров по перечню (оптово-отпускные цены и запасы на отдельные виды) с августа 2014 года;
  • рыба и продукция из нее (ежемесячный мониторинг  цен) с октября 2014 года;
  • рынок сжиженного углеводородного газа (СУГ, еженедельный мониторинг цен на СУГ) с октября 2014 года.

Контроль за соблюдением законодательства о рекламе

В 2014 году в адрес УФАС поступило 38 заявлений, возбуждено 9 дел. 

В числе выявленных нарушений - отсутствие существенной информации в рекламе, недостоверная реклама и др.

Административное производство

В 2015 году УФАС возбуждено 290 дел об административных правонарушениях.  Вынесено 121 постановление о наложении штрафов на общую сумму 3667,1 тыс. рублей, к административной ответственности привлечено 213 должностных лиц (в т.ч. объявлены устные замечания – 93 случая), 26 организаций и 2 граждан.

Сумма уплаченных штрафов составила 2085,6 тыс. рублей.

Исследования товарных и финансовых рынков

В 2015 году УФАС исследовано состояние конкурентной среды на 28 товарных рынках республики, в числе которых:

- розничный рынок электрической энергии (мощности) в Республике Бурятия;

- оптовый рынок свинины;

- рынок теплоснабжения;

- розничный рынок сахара;

- рынок управления многоквартирными домами;

- рынок аэропортовых услуг, услуг авиатопливообеспечения;

- рынок услуг холодного водоснабжения,

- рынок предоставления в пользование путей необщего пользования;

- рынок услуг широкополосного доступа к интернету;

- рынок розничной торговли газетами, журналами и др.

Ежегодно проводится определение долей торговых сетей в обороте розничной торговли продовольственными товарами в границах республики, муниципальных районов, городских округов.

В 2015 году УФАС продолжит работу по всем направлениям, с учетом предъявляемых ФАС России новых требований, изменений в действующее законодательство, внесенных в том числе «четвертым антимонопольным пакетом», о чем будет сообщено сегодня отдельным вопросом. Приоритетными будет контроль за закупками, работа по внедрению стандарта развития конкуренции в республике, работа, связанная с новыми подходами к проведению анализа товарных рынков.

Вопросы:

<…>: Как учитываются показатели и практика работы Бурятского УФАС России, других терорганов, особенно, опыт в сфере контроля госзакупок.

Ответ:

Потапова Е.И.: Обязательно учитывается, как при анализе ЦА ФАС России в рамках периодической отчетности по всем направлениям деятельности, так и в режимах «обратной связи», «запрос-ответ», в рамках проводимых семинаров, совещаний, курсов повышения квалификации, и в др. формах; все это обсуждается, обобщается и находит отражение в виде совершенствования законодательной базы, разработки официальных разъяснений, методрекомендаций и т.д.

Зайцев Н.С.: В настоящее время в Союзе промышленников и предпринимателей Республики Бурятия рассматривается ситуация, когда «Читаэнергосбыт» не оплачивает услуги по передаче электроэнергии, оказанные «Улан-УдэЭнерго». Относится ли это, в данном случае, к компетенции УФАС?

Потапова Е.И.: Нет, поскольку споры имущественного характера рассматриваются в судебном порядке.

Зураев И.И.: Рассмотрение данного спора может быть также в рамках работы третейского суд Этот институт уже зарекомендовал себя положительно. Помогает разрешать аналогичные ситуации достаточно эффективно и быстро, без лишних трудозатрат и в более упрощенном порядке.

Решили:

2.1. Принять информацию к сведению.

2.2. Членам Общественно-консультативного совета предложено сообщить членам общественных организаций об итогах работы управления.

  1.  «Четвертый антимонопольный пакет» в действии (докладчик: начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы Бурятского УФАС России Е.А. Баргаева).

Слушали:

Баргаеву Е.А.: С 5 января 2016 года вступили в силу изменения в  Закон о защите конкуренции (№ 135-ФЗ) и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, принятые Федеральным законом от 05.10.2015 № 275-ФЗ («четвертый антимонопольный пакет») с учетом правоприменительной практики.

Изменения коснулись: случаев признания хозяйствующих субъектов злоупотребившими доминирующим положением; понятий «картель» и «вертикальные соглашения»; значительно расширилась сфера применения таких институтов как предостережение и предупреждение; конкретизированы различные формы недобросовестной конкуренции – Закон о защите конкуренции дополнился отдельной главой.

Так, исключен запрет на злоупотребление доминирующим положением хозяйствующим субъектом в случае, если его действия приводят ущемлению интересов отдельных лиц (в том числе граждан), не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и не приводят к ограничению конкуренции на товарном рынке. 

Кроме того законом внесены изменения в части оптимизации деятельности антимонопольного органа и порядка рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства.

Новеллой также является создание коллегиального органа ФАС России по пересмотру решений и предписаний территориальных органов в случае нарушения ими единообразия в толковании и применении антимонопольного законодательства, раньше это было возможно только в судебном порядке. 

Вводимые новшества направлены на снижение нагрузки и улучшение условий ведения бизнеса.

Решили:

3.1.Принять доклад к сведению.

3.2. Членам Общественно-консультативного совета предложено сообщить членам общественных организаций о новациях «четвертого антимонопольного пакета».

4. Разное.

4.1. Ответы на вопросы:

Вопрос:

Лумбунова Л.Д.: Постановлением Правительства РФ № 354 предусмотрено отключение граждан от электроэнергии в случае неоплаты. Насколько правомерно взимается энергоснабжающей организацией такая высокая плата за отключение граждан от электроэнергии? Нет ли здесь признаков злоупотребления доминирующего хозсубъекта своим доминирующим положением в части установления монопольно высокой цены?

Ответ:

Баргаева Е.А.: Правительство России усилило санкции для физических лиц, имеющих задолженность по оплате электроэнергии, утверждены изменения в Правила предоставления коммунальных услуг. Теперь отключить электричество должнику можно, если сумма задолженности превысила два месячных норматива платы за электричество, что значительно ниже фактического потребления. Это правило применяется ко всем, независимо от того, установлен ли счетчик или нет.

УФАС проверяло в рамках рассмотрения аналогичных обращений физических лиц, поступавших в управление, обоснованность такой платы за подключение. Были проверены все затраты, себестоимость услуги, по статьям расходов, признаков нарушения антимонопольного законодательства не было усмотрено, все расходы подтверждены и объективны. Действительно, для подключения нужно совершить много трудозатратных действий, это и работа мастера, использование транспорта, выезд на место и т.д.

4.2. Просмотр социальной рекламы о деятельности антимонопольных органов.

5.Обсуждение плана работы Совета на 2016 год (докладчик: руководитель Бурятского УФАС России Е.И. Потапова). План работы Совета на 2016 год прилагается.

Решили:

Принять информацию к сведению. При наличии предложений направить в УФАС в недельный срок. Проект плана доступен на сайте.

 

Сопредседатель Общественно-консультативного совета

при Бурятском УФАС России                                                                           Е.И. Потапова

 

Ответственный секретарь

Общественно-консультативного совета

при Бурятском УФАС России                                                                          Эрдынеева Т.Д. 

                      

Протокол вела                                                                                               Эрдынеева Т.Д.

Дата проведения Совета: 
24 марта 2016, 15:13