Протокол № 4 заседания Общественно-консультативного совета от 10.12.2015

ПРОТОКОЛ

заседания Общественно-консультативного совета при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия

 № 4                     от 10.12.2015                        г. Улан-Удэ

Председательствовал:  Потапова Е.И. – руководитель Бурятского УФАС России, сопредседатель.

Присутствовали:

<…> (по доверенности) – НКО «Торгово-промышленная палата Республики Бурятия», сопредседатель,

Члены Совета: 

Эрдынеева Т.Д. – начальник отдела Бурятского УФАС России, ответственный секретарь Совета,

<…> (по доверенности) – НП МТП «Товары Бурятии»,

Зайцев Н.С. – ОО «Союз промышленников и предпринимателей Республики Бурятия»,

Ильина Е.К. – ОО «Клуб ФИРН»,

Санжицыренова Р.К. – Центр общественного контроля ЖКХ в РБ,

Содномова Д.А. - ОО Региональное отделение Российского общества оценщиков в Республике Бурятия,

Матханов Л.В. – начальник отдела государственного контроля в сфере закупок Министерства финансов Республики Бурятия,

Смолин В.В. – заместитель министра Министерства экономики Республики Бурятия.

  1. Внедрение стандарта развития конкуренции в республике. О целесообразности разработки муниципальных планов мероприятий («дорожных карт») по развитию конкуренции (докладчики: руководитель Бурятского УФАС России Е.И. Потапова, заместитель министра Министерства экономики Республики Бурятия).

Слушали:

Потапову Е.И.: ФАС России проводит оценку  изменений состояния конкуренции на товарных рынках в результате реализации мероприятий Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации. В этом году Бурятское УФАС России, наряду с другими терорганами по поручению ФАС России в этих целях провело анализ трех рынков: рынок услуг жилищно-коммунального хозяйства, рынок услуг по перевозке пассажиров (и багажа) по регулярным межмуниципальным автобусным маршрутам, рынок услуг проводного и мобильного ШПД к сети Интернет со скоростью не менее 1 Мбит/сек.

Ответственный этап, предусмотренный Стандартом, проведение мониторинга уполномоченным органом в лице Министерства экономики Республики Бурятия с целью выявления факторов, ограничивающих конкуренцию, административных барьеров, результативности и эффективности деятельности органов власти в результате проводимых таких мероприятий, в т.ч. посредством проведения опросов представителей бизнес-сообщества – участников рынков, потребителей (граждан).

Наступающий год является наиболее ответственным, поскольку предстоит органам власти, исполнителям мероприятий, запланированных «дорожными картами», утвержденными в этом году, организовать их непосредственную реализацию, достижение показателей.

Смолина В.В.: Коллегиальным органом - Республиканской комиссией по содействию развитию конкуренции – утверждены «дорожные карты» и перечень приоритетных социально-значимых рынков, а также показатели, в марте уполномоченным органом будет подготовлен соответствующий доклад по результатам работы в этом направлении за 2015 год.

Вся информация, связанная со Стандартом развития конкуренции в республике, доступна на сайте министерства.

Министерство экономики Республики Бурятия уже приступило к организации проведения мониторинга, подготовлены опросники, более 1000 анкет уже поступило на обработку, анкеты также направлены в органы местного самоуправления республики, которые также будут исполнителями.

Также органам местного самоуправления предложено разработать муниципальные планы мероприятий («дорожных карт») по развитию конкуренции с учетом специфики в районах.

Санжицыренову Р.К.: К компетенции Республиканской тарифной службы, в членах Общественного совета при которой я состою, относится общественное обсуждение тарифов при обосновании субъектами естественных монополий инвестиционных программ, можно организовать по аналогии некий фильтр – «Горячую линию», установить диапазон цен экономически обоснованного порога на те или иные услуги.                                                                                                                              

Вопрос Ильиной Е.К.: Как учтена Стандартом поддержка негосударственных социально-ориентированных некоммерческих организаций (СОНО), например, чья деятельность связана с реабилитацией инвалидов, оказанием медицинских услуг?

Ответ: Содействие развитию СОНО предусмотрено типовым Стандартом в разделе «Системные мероприятия по развитию конкурентной среды в субъекте Российской Федерации» в виде мероприятий, направленных на поддержку негосударственного сектора в таких сферах, как дошкольное, общее образование, детский отдых и оздоровление детей, дополнительное образование детей, производство на территории Российской Федерации технических средств реабилитации для лиц с ограниченными возможностями, включенных в региональные программы поддержки СОНО. Поэтому вы можете обратиться к нам с такими предложениями.

1.1. Принять информацию к сведению.

1.2. Членам Общественно-консультативного совета предложено сообщить членам общественных организаций о разработке и реализации Стандарта развития конкуренции в республике, о  возможности участия в общественном контроле с целью повышения открытости и прозрачности деятельности органов власти, информированности и доступности.

1.3. При наличии предложений направить в УФАС в рабочем порядке в недельный срок.

  1. «Четвертый антимонопольный пакет»: снижение нагрузки на малый и средний бизнес (докладчик: руководитель Бурятского УФАС России Е.И. Потапова).

Слушали:

Потапову Е.И.: 5 января 2016 года вступают в силу ряд поправок в  Закон о защите конкуренции (№ 135-ФЗ) и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, принятых Федеральным законом от 05.10.2015 № 275-ФЗ («четвертый антимонопольный пакет») в целях совершенствования антимонопольного регулирования и развития конкуренции.

Вносятся существенные изменения в антимонопольное законодательство, касающиеся вопросов признания хозяйствующих субъектов доминирующими на товарных рынках, признания злоупотребления доминирующим положением хозяйствующих субъектов, понятий «картель» и «вертикальные соглашения», значительно расширяется сфера применения таких институтов как предостережение и предупреждение, конкретизированы различные формы недобросовестной конкуренции.

Так, исключен запрет на злоупотребление доминирующим положением хозяйствующим субъектом в случае, если его действия приводят ущемлению интересов отдельных лиц (в том числе граждан), не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и не приводят к ограничению конкуренции на товарном рынке. 

Кроме того законом внесены изменения в части оптимизации деятельности антимонопольного органа и порядка рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства.

Новеллой также является создание коллегиального органа ФАС России по пересмотру решений и предписаний территориальных органов в случае нарушения ими единообразия в толковании и применении антимонопольного законодательства, раньше это было возможно только в судебном порядке. 

Вводимые новшества направлены на снижение нагрузки и улучшение условий ведения бизнеса.

Решили:

2.1.Принять доклад к сведению.

2.2. Членам Общественно-консультативного совета предложено сообщить членам общественных организаций о новых нормах, внесенных «четвертым антимонопольным пакетом».

 3. О реализации положений закона о контрактной системе в сфере закупок товаров, выполнения работ, оказания услуг. О результатах антимонопольного контроля (докладчики: руководитель Бурятского УФАС России Е.И. Потапова, Матханов Л.В. – начальник отдела государственного контроля в сфере закупок Министерства финансов Республики Бурятия).

Слушали:

Потапову Е.И.: Сегодня хотелось бы обратить внимание на те виды общественного контроля в сфере закупок, которые еще недостаточно используются активистами.

Два года действует закон о контрактной системе (№ 44-ФЗ), которым предоставлено право граждан и общественных объединений осуществлять общественный контроль в сфере гос- и муниципальных закупок.

Так, статьей 20 № 44-ФЗ предусмотрена обязательность общественного обсуждения закупок. В соответствии с утвержденным порядком закупка подлежит общественному обсуждению в случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает один миллиард рублей. Однако законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами в дополнение к случаям, установленным Правительством Российской Федерации, могут быть установлены иные случаи проведения обязательного общественного обсуждения закупок, а также порядок обсуждения закупок в таких случаях. Инициаторами этого могут выступить общественные организации при активном участии в работе общественно-консультативных советах, созданных в органах исполнительной власти.

Кроме того, развитию конкуренции может напрямую способствовать проведение общественного контроля за соблюдением заказчиками такой нормы закона о контрактной системе как закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок согласно части 1 статьи 30№ 44-ФЗ, в помощь уполномоченным органам власти.

Будет отвечать велению времени продолжение общественного контроля в отношении закупок лекарственных средств и медицинского оборудования, товаров, поставляемых отечественным производителем.

Матханова Л.В.: Анализ применения закона о контрактной системе при проведении закупок из средств республиканского бюджета показывает, что по результатам 2014 года более половины из всех закупок, проверенных нами, доля нарушений составила 20 процентов.

40 процентов прошли процедуру согласования с единственным поставщиком. Достаточно много информации поступает по результатам проводимого ведомственного контроля.

При проверке, в первую очередь, обращается внимание на наличие лимита бюджетных средств в обеспечение исполнения контракта, либо его превышение, поскольку бывают такие случаи, когда заказчик объявляет закупку в отсутствие денег. Бывает и такое, что деньги выделяются на закупку, а в план-графике её нет.

С 5 января 2016 года вводится административная ответственность за несоблюдение план-графиков.

17 декабря состоится конференция на тему: «Реализация 44-ФЗ. Установление и предупреждение нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок», приглашаем принять участие, просьба заявку подать заранее, количество посадочных мест ограниченно.

Решили:

3.1.Принять доклад к сведению.

3.2. Членам Общественно-консультативного совета предложено сообщить членам общественных организаций о возможности участвовать в  общественном контроле закупок.

  1. О ценовой ситуации на рынках оптовой и розничной реализации нефтепродуктов в республике по результатам проводимых Бурятским УФАС России мониторингов (докладчик: начальник отдела Бурятского УФАС России Эрдынеева Т.Д.).

Слушали:

Эрдынееву Т.Д.: Бурятское УФАС России в соответствии с поручением Федеральной антимонопольной службы продолжило работу по осуществлению  ежедневного мониторинга оптовых и розничных цен на нефтепродукты в Республике Бурятия за период с 01.01.2015 по 01.12.2015.

Динамика цен на те или иные виды нефтепродуктов с начала года характеризуется разнонаправленностью.

Так, с марта 2015 года происходило постепенное повышение оптовых цен реализации на автомобильный бензин АИ-92, наибольший рост пришелся на июнь месяц 2015 года.  Дизельное топливо снижалось  до конца июня  2015 года, наибольший рост пришелся на октябрь месяц.

За период с 01.01.2015 по 01.11.2015 рост оптовых цен реализации на  бензин марки АИ-92 составил  7,56%,  на АИ-95 составил 12,38%, на дизельное топливо рост составил 14,59%.     

С января по март 2015 года отмечено снижение розничных цен на  все виды автомобильных бензинов и дизельного топлива: АИ-92 - на 3,5%, АИ-95 - на 4,1%, на дизельное топливо - на 5,7%.  

Розничные цены на все виды топлива оставались неизменными в течение апреля и мая 2015 года, в июне 2015 года розничные цены на бензины марок АИ-92 и АИ-95 изменялись дважды  (20.06.2015 и 14.06.2015). Цена продажи дизельного топлива в июне 2015 года оставалась неизменной. Вместе с тем, несмотря на повышение розничных цен в июне 2015 года, розничные цены на нефтепродукты в г. Улан-Удэ не достигли уровня начала 2015 года.

В июле 2015 года в связи с ростом закупочных цен и оптовых цен реализации продолжилось повышение розничных цен на  автомобильные бензины. За период с 01.01.2015 по 15.07.2015 рост розничных цен на автомобильный бензин марки АИ-92 составил 0,29%. Дизельное топливо за указанный период снизилось на 5,6%.  

В сентябре 2015 года розничные цены   на  автомобильный  бензин марки АИ-92, АИ-95 и на дизельное топливо на АЗС Республики Бурятия оставались неизменными. Так, в г. Улан-Удэ на АЗС ОАО «Бурятнефтепродукт» цена бензина АИ-92 составляла – 35,90 рублей,  бензина АИ-95 –37,70 рублей, цена на дизельное топливо – 34,80 рублей. 

В октябре 2015 года в связи с переходом на реализацию дизельного топлива «зимнего» ПАО «Бурятнефтепродукт» установило на данный продукт – 35,80 руб. за 1 литр, таким образом, в октябре 2015 года по сравнению с сентябрем дизельное топливо выросло на 1 рубль за 1 литр.

За период с 01.01.2015 по 01.11.2015 рост розничных цен на  бензин марки  АИ-92  составил 5,83%, на бензин марки АИ-95 – 5,25%, оптовая цена с начала года на дизельное топливо уменьшилась на 2,98%, т.е. на 1,10 рубль.

Рост цен в розничном сегменте рынка нефтепродуктов стал следствием начительного продолжающегося роста оптовых цен на ГСМ с июля  2015 года, что, в свою очередь, обусловлено повышением отпускных цен заводами-производителями.

По состоянию на 06.12.2015 рост розничной цены на АИ-92 составил 105,83%, что составляет 2 руб. по отношению к началу года, АИ-95 105,25%, 1,90 руб., АИ-98 – 109,42%, 3,60 руб., ДТ – 103,79%, 1,40 руб., соответственно.

По состоянию на текущую дату признаков нарушения антимонопольного законодательства на розничном рынке нефтепродуктов не выявлено.

  1. О Международном дне борьбы с коррупцией, о принимаемых управлением мерах по предупреждению коррупции, о ведении раздела «Противодействие коррупции» на сайте Бурятского УФАС России (докладчик: начальник отдела Бурятского УФАС России Эрдынеева Т.Д.).

Слушали:

Эрдынееву Т.Д.: Ежегодно, начиная с 2004 года, в мире отмечается Международный день борьбы с коррупцией. В этот день, в Мексике была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции.

Более 100 государств, подписавших конвенцию, признали взятки, подкуп, превышение должностных полномочий и другие злоупотребления положением уголовными преступлениями, а также приняли решение сотрудничать для масштабного пресечения этого зла.

В этот день Бурятское УФАС России ежегодно (третий год) проводит информационные собрания сотрудников, с участием членов общественных советов, по поручению ФАС России организовано проведение пресс-конференции, в т.ч. по этой теме.

В управлении проводится достаточно большая работа по профилактике коррупционных правонарушений. Так, ежегодно (дважды в год) проводится тестирование сотрудников на знание основ законодательства о противодействии коррупции, обучение сотрудников по этой тематике и др. мероприятия. Вся работа освещается на сайте управления в разделе «Противодействие коррупции».

Очень хорошо работа выстроена по вертикали, ФАС России постоянно обобщает опыт терорганов, распространяя наилучший.

 

Сопредседатель Общественно-консультативного совета

при Бурятском УФАС России                                                         Е.И. Потапова

 

Ответственный секретарь

Общественно-консультативного совета

при Бурятском УФАС России                                                        Эрдынеева Т.Д. 

                                       

Протокол вела                                                                              Эрдынеева Т.Д.

Дата проведения Совета: 
10 декабря 2015, 15:00