И у «круглого стола» бывают острые углы

«Круглый стол» по теме: «Организация коммерческого учета тепловой энергии во вновь вводимых в эксплуатацию многоквартирных жилых домах» провело 13 ноября т.г. Бурятское УФАС России с участием представителей  минстроя Республики Бурятия, комитета городского хозяйства администрации г. Улан-Удэ, Республиканской службы государственной жилищной инспекции, Общественной палаты Республики Бурятия, Центра общественного контроля в ЖКХ, компаний-застройщиков.

Поводом для проведения «круглого стола» явились поступающие в УФАС многочисленные обращения граждан, которые в самостоятельном порядке осуществляют сдачу на учет индивидуальных приборов учета во вновь введенных в эксплуатацию многоквартирных жилых домах. При этом установленные застройщиком приборы учета тепловой энергии и горячего водоснабжения не принимаются ОАО «Теплоэнергосбыт Бурятии»-филиал ОАО «ТГК-14» в качестве коммерческих, и новоселы остаются «один на один» со своими проблемами.

В сорока процентах из всех обращений, поступающих в УФАС на действия субъектов естественных монополий, в т.ч. ОАО «ТГК-14», есть также обращения граждан по описанной выше ситуации. Однако антимонопольный орган не имеет законных оснований для признания по указанным правоотношениям  действий ОАО «ТГК-14» злоупотреблением доминирующим положением и принятия соответствующих мер реагирования.

Согласно законодательству об энергосбережении (№ 261-ФЗ)  застройщики обязаны обеспечить соответствие зданий, строений, сооружений требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов путем выбора оптимальных архитектурных, функционально-технологических, конструктивных и инженерно-технических решений и их надлежащей реализации при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта.

Участники «круглого стола» не ограничились обсуждением только заданной темы. Так, представители ОАО «ТГК-14» подняли вопрос о необходимости учитывать при установке (в т.ч. застройщиками) индивидуальных приборов учета стоимость и марку завода-изготовителя. Дешевые приборы учета подвержены частым поломкам, а дорогостоящие – не только более надежны и долговечны, но, главное, учитывают расходы без потерь (погрешностей), с заявленной метрологической точностью. Любые приборы учета, включенные в Госреестр средств измерений, могут быть установлены как застройщиком, так и потребителем, однако наличие  их в Госреестре не гарантирует абсолютное качество. Поэтому желательно все-таки разъяснять гражданам о преимуществах и недостатках, которые они получат от установки того или иного прибора учета.

Возникли вопросу и о количестве общедомовых приборов учета, которые должны быть установлены в соответствии с законом об энергосбережении (№ 261-ФЗ): если, по мнению представителей комитета городского хозяйства и минстроя республики, оснащению подлежат 1576 многоквартирных домов (исходя из визуального осмотра специально созданной комиссией и требований нормативных актов), то в ОАО «ТГК-14» считают, что реально их можно установить только в 186 домах.  

В итоге, после бурного и длительного обсуждения стороны пришли к мнению о выработке следующих рекомендаций «круглого стола»:

- компаниям-застройщикам в целях исключения таких ситуаций, когда собственникам квартир во вновь вводимых в эксплуатацию многоквартирных жилых домах в самостоятельном порядке приходится осуществлять сдачу на коммерческий учет индивидуальных приборов учета тепла и горячей воды, включать  в состав комиссии по готовности дома к эксплуатации представителя ОАО «ТГК-14» для подтверждения правильности монтажа (установки) приборов учета;

- ОАО «ТГК-14» при выявлении нарушения застройщиком требований к монтажу (установке)  приборов учета выдавать заключение с замечаниями о необходимости устранения нарушения;

- обратить внимание граждан с использованием СМИ о возможности установить общедомовые приборы учета собственникам жилья в тех многоквартирных домах, где ОАО «ТГК-14» не планирует в ближайшее время это сделать;

- Общественной палате Республики Бурятия, Центру общественного контроля в ЖКХ и  ОАО «ТГК-14» повышать информированность граждан о характеристиках и преимуществах тех или иных видов индивидуальных приборов учета, обобщив аналогичный опыт других субъектов РФ;

- ускорить внедрение в Республике Бурятия единого платежного документа, содержащего информацию об объемах предоставленных услуг по видам ресурсов, тарифы на эти услуги, сумму, предъявленную к оплате, информацию о мерах социальной поддержки.