О ситуации, связанной со значительным увеличением стоимости абонементного билета на проезд пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) информирует о ситуации, связанной со значительным увеличением стоимости абонементного билета на проезд пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении (увеличение на отдельных направлениях составило от 33 % - Ховрино – Москва (с 600 руб. до 800 руб.), до 329 % - Кашира – Москва (с 1700 руб. до 5600 руб.).

В связи с многочисленными обращениями граждан Российской Федерации по поводу сложившейся ситуации в ФАС России 23 марта 2009 года состоялось совещание с участием представителей Министерства транспорта Российской Федерации, Федеральной службы по тарифам, Правительства города Москвы, Правительства Московской области, Общественной палаты Российской Федерации, Национальной ассоциации транспортников России, ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»), ОАО «Центральной пригородной пассажирской компании».

В соответствии с рядом нормативных актов Правительства Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации имеют права и полномочия по решению вопросов организации транспортного обслуживания населения в том числе, железнодорожным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение). Так, тарифы на перевозку пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении подлежат государственному регулированию, которое осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Министерством путей сообщения Российской Федерации (железными дорогами) и при условии возмещения убытков, возникающих вследствие регулирования тарифов, за счет соответствующих бюджетов субъектов Российской Федерации.

Анализ нормативной правовой базы субъектов Российской Федерации по регулированию тарифа на перевозку пассажиров пригородным железнодорожным транспортом свидетельствует, что с 1 января 2009 года субъекты Российской Федерации фиксируют только стоимость разовой поездки, а стоимость абонементных билетов устанавливается железной дорогой.

В соответствии с абзацем 1 пункта 147 Правил перевозок стоимость абонементного билета рассчитывается железной дорогой по тарифу, применяемому на соответствующем участке пригородного сообщения (покилометровый, общий), исходя из следующего количества поездок: месячный билет - 50 поездок, сезонный - 200 поездок, полугодовой - 300 поездок и годовой - 600 поездок. Исчисление стоимости абонементных билетов на участках применения зонного тарифа производится по ставкам покилометрового тарифа.

На совещании позицию ОАО «РЖД» представил вице-президент ОАО «РЖД» М.П. Акулов: «В соответствии с Федеральным законом от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте Российской Федерации» тарифы устанавливаются на основе экономически обоснованных затрат. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации дано право вводить регулирование на железнодорожные пригородные перевозки. По факту мы можем наблюдать частичный отказ от регулирования тарифов субъектами Российской Федерации. При этом отсутствуют обращения в ФСТ России о введении дерегулирования. Источников для перекрестного субсидирования развития пригородных перевозок не поступает».

По заявлению М.П. Акулова, установление стоимости абонемента с 1 января 2009 г. на уровне 70 %  от утвержденного тарифа разовой перевозки пассажиров железнодорожным пригородным сообщением (в 2008 году стоимость абонемента составляла 20 – 30 % от утвержденного тарифа) является «маркетинговым ходом ОАО «РЖД» в целях повышения привлекательности регулярных пассажирских перевозок. Вместе с тем, такие действия воспринимаются населением не как снижение относительно суммы стоимости разовых поездок, а как значительное, многократно превышающее заявленные пределы роста, увеличение стоимости абонементного билета по сравнению с ранее существовавшей.

При этом представленный на совещании анализ показателей и расчетов стоимости абонементного билета (месячного и сезонного) на Московской железной дороге, содержащихся в распоряжении Московской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» от 23.12.2008 №298р/Н3-1 «Об установлении тарифов на проезд в поездах пригородного сообщения», свидетельствует об установлении стоимости абонементного билета в пределах тарифов, установленных органами регулирования соответствующих субъектов Российской Федерации.

Учитывая изложенное, ФАС России не имеет оснований для применения мер антимонопольного реагирования, поскольку в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 26 июля 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», - не признается монопольно высокой цена товара, установленная субъектом естественной монополии в пределах тарифа на такой товар, определенного органом регулирования естественной монополии.

По итогам указанного совещания ФАС России направила ряд предложений Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации А.Д. Жукову и президенту ОАО «РЖД» В.И. Якунину о возможных мерах для улучшения ситуации с учетом возможности применении адресных дотаций и инструментов системы государственного и муниципального заказов) и рассмотрении вопроса о снижении стоимости абонементных билетов на проезд пригородным железнодорожным транспортом с учетом его особой социальной значимости.