В районах Республики Бурятия не организован надлежащий контроль за эффективным размещением муниципальных средств

30 марта 2009 года по инициативе Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (Бурятское УФАС России) с участием представителя Министерства финансов экономики Республики Бурятия состоялось селекторное совещание с главами районных муниципальных образований республики. Тема совещания - результаты проведенного Бурятским УФАС России мониторинга деятельности муниципальных органов, уполномоченных на контроль за размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд за 2006 - 2008 г.г.

Отношения, связанные с размещением заказов на оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, регулируются Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (Закон о размещении заказов).

Функции контроля за соблюдением на территории Республики Бурятия требований этого закона осуществляют: Бурятское УФАС России - орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, Министерство финансов РБ  - для республиканских и муниципальных нужд, а в муниципальных образованиях – уполномоченные органы местного самоуправления - для муниципальных нужд.

Статья 17 Закона о размещении заказов определяет круг совершаемых такими органами действий, формы  и виды контроля, осуществляемого ими, т.е. уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов органы местного самоуправления имеют на своем уровне те же полномочия, права  и обязанности  при контроле за размещением заказов для муниципальных нужд, что и федеральный орган, орган исполнительной власти субъекта – на своих уровнях.

Согласно данным, представленным муниципальными образованиями в Бурятское УФАС России, количество проведенных плановых проверок при размещении муниципального заказа за три года по всем районам составило – 39  (за 2006 год – 13, за 2007 год – 21, за 2008 год –5). Количество внеплановых проверок за три года по всем районам составило 18, из них за 2006 год – 4 (только в Заиграевском районе), за 2007 – 8 (5 из них - в Заиграевском районе и 3 - в городе Северобайкальск), в 2008 году – 6 (в разных районах).

Количество возбужденных уполномоченными органами за указанный период дел по признакам нарушения Закона о размещении заказов составило - 4 , из них  3 - в Кижингинском и 1- в Заиграевском районах.

С иском в суд о расторжении муниципального контракта за три года обратились лишь в двух случаях (1 - в 2007 году в Заиграевском и 1 - в 2008 году – в Кижингинском районах).

При этом, отмечено Бурятским УФАС России, за три года от уполномоченных органов местного самоуправления не поступали материалы ни в Бурятское УФАС России, ни в Министерство финансов Республики Бурятия (до 2008 года – в уполномоченный орган – Министерство экономики Республики Бурятия) по признакам административных правонарушений; ни в одном районе Бурятии (за исключением Кижингинского и Заиграевского районов) никто  из участников размещения муниципальных заказов (а их число ежегодно составляет немалое количество) не обращался в уполномоченный на контроль орган местного самоуправления с жалобой на заказчика, конкурсную, аукционную комиссию и др.

По результатам проведенного мониторинга Бурятским УФАС России и Министерством финансов Республики Бурятия сделаны выводы о мизерном количестве проведенных проверок, рассмотренных муниципальными органами уполномоченными на контроль жалоб. При этом отмечена тенденция к росту поступающих в Бурятское УФАС России, Министерство финансов РБ жалоб на действия муниципальных заказчиков, не согласованных с Министерством финансов Республики Бурятия случаев размещения заказов по единственному источнику, что свидетельствует об отсутствии четко организованной работы на местах.

Такая «организация» работы влечет за собой неэффективный контроль за использованием муниципальных средств, неисполнение требований федерального законодательства о размещении заказов.

Наряду с предусмотренными законодательством о размещении заказов требованиями к проведению торгов установлены и антимонопольные требования Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (Закон о защите конкуренции).

Бурятским УФАС России обращено внимание глав районных муниципальных образований на обязательность проведения публичных конкурсных процедур в случаях, предусмотренных статьями 17.1, 18 Закона о защите конкуренции, и необходимость соблюдения установленных статьей 17 этого закона антимонопольных требований к торгам.

Статьей 11 Закона о защите конкуренции установлен запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов. При размещении заказов могут иметь место такие признаки сговора как, например, присутствие на аукционе участников аукциона, ни разу не заявивших свое аукционное предложение и др. На основании пункта 11 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, перечисленные выше требования являются предметом проверок антимонопольного органа, осуществление которых будет продолжено в 2009 году.

Информация в разрезе каждого муниципального образования будет доведена до органов Прокуратуры Республики Бурятия и Комитета территориального развития Администрации Президента и Правительства Республики Бурятия.