О ситуации на оптовом и розничном рынках реализации нефтепродуктов в Республике Бурятия

Несмотря на то, что на розничном рынке нефтепродуктов в границах Республики Бурятия действуют более 20 хозяйствующих субъектов, этот рынок оценивается Бурятским УФАС России как рынок с неразвитой конкуренцией, так как доля каждого из этих хозяйствующих субъектов в общем объеме розничной реализации нефтепродуктов незначительна.  Исключение составляет ОАО «Бурятнефтепродукт», являющееся дочерним предприятием вертикально-интегрированной нефтяной компании (далее – ВИНК) ОАО «Роснефть». ОАО «Бурятнефтепродукт» занимает доминирующее положение на товарном рынке розничной торговли нефтепродуктами и включено в 2006 году в Реестр  хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более чем тридцать пять процентов (далее – Реестр), ведущийся Бурятским УФАС России.

В соответствии с поручением Федеральной антимонопольной службы Бурятское УФАС России в 2009 году продолжает работу по осуществлению еженедельного мониторинга закупочных, оптовых  и розничных цен на бензин и дизельное топливо.

Пока ценовая ситуация на розничном рынке реализации нефтепродуктов в Республике Бурятия характеризуется как стабильная.

Вместе с тем, за период с августа 2008 года по январь 2009 года на розничном рынке автомобильных бензинов и дизельного топлива в республике, также как практически и во всех регионах России, наблюдалось существенное отставание темпов снижения розничных цен от темпов снижения цен на нефть и темпов снижения оптовых (закупочных) цен на нефтепродукты, что свидетельствует о неоправданном росте доходности розничных продаж вследствие злоупотребления на локальных рынках.  А с середины февраля 2009 года нефтяные компании в течение месяца резко (до 75 % по некоторым видам автомобильного топлива) увеличили оптовые цены, по которым продукция реализуется с нефтеперерабатывающих заводов.

По мнению ФАС России, оба эти процесса имеют нерыночный характер, указывают на планомерность изменения ценовой политики ВИНКов, переноса ценовой нагрузки на оптовое звено и управляемы со стороны крупных нефтяных компаний.

ФАС России вместе с территориальными органами отслеживают действия монополистов и при необходимости пресекают их злоупотребления в части установления монопольно высоких цен, согласованных действий, ценовых сговоров и других нарушений при наличии доказанных фактов таких действий.

Так, в 2008 году антимонопольными органами рассмотрено около 150 дел, связанных с нарушением антимонопольного законодательства в топливно-энергетическом комплексе, наложено штрафов на сумму свыше 6 миллиардов рублей. В том числе ФАС России признала, что летом 2008 года крупнейшие ВИНКи установили монопольно высокие цены на оптовых рынках нефтепродуктов. По результатам рассмотрения дел:

·  на ОАО «Газпром нефть» наложен штраф в размере 1 356 млн. рублей;

·  на ОАО «ТНК-ВР Холдинг» наложен штраф в размере 1 112 млн. рублей;

·  на ОАО «НК «Роснефть» наложен штраф в размере 1 509 млн. рублей;

·  на ОАО «ЛУКОЙЛ» наложен штраф в размере 1 443 млн. рублей.

Публичная позиция нефтяных компаний состоит в том, что их действия полностью отвечают условиям конкуренции и интересам общества. Однако фактическая позиция изложена в судебных исках указанных юридических лиц, в которых оспариваются предписания ФАС России, направленные на развитие конкуренции. В частности, оспаривается необходимость обеспечения на постоянной основе реализации на внутреннем рынке нефтепродуктов на товарной бирже или электронной торговой площадке. Это позволило бы обеспечить увеличение количества участников, обеспечить процедуры равного доступа к торгам, необходимые для установления рыночного порядка ценообразования на топливо. Помимо этого, нефтяные компании не согласны с требованием ФАС России ведения организациями, входящих в структуру данных ВИНКов, раздельного учета затрат и доходов. Эта мера необходима для обеспечения прозрачности ценообразования. Компании также оспаривают предписание об обеспечении возможности заключения прямых контрактов на 2009 год и последующие годы на оптовую реализацию нефтепродуктов на недискриминационных условиях, прежде всего, в отношении компаний, не входящих в одну группу лиц с данными нефтяными компаниями. Это проявляется и в действиях компаний.

 По фактам злоупотребления на оптовых рынках, географическими границами которых является вся Россия, дела будет рассматривать центральный аппарат Федеральной антимонопольной службы.

17 февраля 2009 года Федеральная антимонопольная служба приняла решение о возбуждении дел о нарушении антимонопольного законодательства в отношении нефтяных компаний ОАО «Лукойл», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «Газпром нефть» и ОАО «ТНК-ВР Холдинг» на оптовом рынке нефтепродуктов. В случае, если ФАС России докажет факты нарушения, размеры штрафов будут значительно больше прежних с учетом повторности нарушения (до 15 процентов от суммы выручки правонарушителя от реализации  товара).

Всего в 2009 году планируется оценка деятельности на соответствие антимонопольному законодательству более 250 крупных и мелких компаний, занятых в нефтяном секторе.

Ранее сообщалось (см. пресс-релиз Бурятского УФАС России от 09.12.2008) о том, что 4 декабря 2008 года Бурятским УФАС России признаны ограничивающими конкуренцию согласованные действия ОАО «Бурятнефтепродукт», ООО «Ангойл-Транзит», ИП Лебедевой Л.И., ООО «УдаОйл», ООО «УдэОйл», по одновременному установлению и поддержанию цен (с точностью до копейки) на нефтепродукты и нарушающими пункт 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Управлением были выданы предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства указанными 5 хозяйствующими субъектами.

В соответствии со статьей 14.32 КоАП РФ, устанавливающей административную ответственность за осуществление хозяйствующим субъектом ограничивающих конкуренцию и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством согласованных действий, были наложены административные штрафы на должностных и юридических лиц – нарушителей на общую сумму 7 868 495, 13 руб.

В связи с истечением установленного статьей 32.2 КоАП РФ подлежащего уплате административного штрафа тридцатидневного срока,  Бурятское УФАС России направило материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы с должностного лица ООО «Ангойл-Транзит», юридического лица «УдэОйл».

ОАО «Бурятнефтепродукт» и ООО «УдаОйл», не согласившись с решением и предписаниями Бурятского УФАС России, обратились в Арбитражный суд Республики Бурятия.

18 марта 2009 года арбитражный суд первой инстанции оставил решение и предписания Бурятского УФАС России в силе, отказав в удовлетворении исковых требований заявителей полностью.

В феврале 2009 года по результатам рассмотрения Бурятским УФАС России поступившего заявления ООО «ОйлТрейдМаркет» материалы направлены в ФАС России для приобщения к рассматриваемому службой делу в отношении ОАО «Роснефть» в связи с наличием признаков нарушения антимонопольного законодательства в части создания неравных условий на рынке оптовой реализации нефтепродуктов (преимущественных для дочерних с ОАО «Роснефть» компаний, в т.ч. для ОАО «Бурятнефтепродукт»).

В настоящее время Бурятским УФАС России проводится анализ и оценка состояния конкурентной среды на оптовом рынке реализации нефтепродуктов и изучение положения на нем хозяйствующих субъектов. В случае выявления по результатам анализа хозяйствующих субъектов, имеющих долю на этом рынке более 35 процентов, таковые будут включены в Реестр.