В ходе личного приема руководителю УФАС задавались вопросы по закупкам

В ходе личного приема по поручению Президента Российской Федерации 3 марта руководитель Бурятского УФАС России Виктор Грибко ответил на вопросы граждан в сфере полномочий антимонопольного органа.

На этот раз, пришедших на прием граждан интересовали особенности проведения торгов, как отдельными видами юридических лиц (223-ФЗ[1]), так и государственными заказчиками (44-ФЗ[2]). Так, на вопрос индивидуального предпринимателя о том, на какой орган возложена обязанность проверки поставки товара на предмет российского происхождения[3], Виктор Грибко разъяснил: «В первую очередь проверку поставленного товара осуществляет сам заказчик в соответствии с действующими требованиями».

Были заданы не только вопросы, связанные непосредственно с нормами  законов, но и вопросы из практики их применения, ответы на которые могут быть полезны также другим участникам закупок, и поэтому приводятся ниже.

Вопрос:  При проведении торгов заказчик не все технические задания включил в контракт. И теперь поставщик требует отдельной оплаты монтажа. Прав ли он?

Ответ: Заказчик может требовать расторжения контракта в судебном порядке, либо заключить  дополнительное соглашение. А у антимонопольного органа нет полномочий  обязать заказчика или поставщика привести условия контракта в соответствие с закупочной документацией, это прерогатива арбитражного суда.

Вопрос: Будет ли нарушать принципы 223-ФЗ требование заказчика о том, что товар должен состоять в реестре продукции минпромторга РФ?

Ответ: В соответствии с 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчик должен руководствоваться такими принципами, как 1) информационная открытость закупки; 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; 3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Там же, в статье 3 названного закона, предусмотрено право Правительства Российской Федерации установления, в том числе минимальной доли закупок, товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами, путем ведения реестра.

Требование заказчика о том, что товар должен состоять в реестре[4] не  нарушает перечисленные принципы.

Вопрос: Правомерно ли устанавливать требования к материалам с конкретными показателями?

Ответ: Да, заказчик может установить требования к материалам с конкретными показателями. Но, если действующими стандартами предусмотрены диапазонные значения, то заказчик должен их указать в соответствии с требованиями, установленными этими ГОСТами.

Вопрос: Если при проведении закупки не поступило заявок, нужно ли заказчику выдерживать 10-дневный срок для заключения договора с единственным поставщиком?

Ответ: Да, 10-дневный срок для заключения договора с единственным поставщиком заказчик должен выдерживать в любом случае.

Ответ на вопрос о применении норм, изложенных в постановлении Правительства РФ от 16.09.2016 № 925, в случае, если в рамках предмета одного договора осуществляется и поставка, и монтаж оборудования, требует более тщательной проработки и будет подготовлен в письменном виде.

Напомним, что согласно графику Виктор Грибко также осуществляет личный прием граждан   по вторникам 15.00-17.00, пятница:10.00-12.00, по предварительной записи в помещении Бурятского УФАС России (г. Улан-Удэ, ул. Ленина, 55, каб. 106); записаться на прием можно по тел. 8(3012) 21-33-72.  

 

 

[1] Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"

 

[2] Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

 

[3] В соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.09.2016 № 925 установлен приоритет товаров российского происхождения по отношению к товарам, происходящим из иностранного государств.

 

[4] Указанный реестр ведется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.12.2020 № 2013 «О минимальной доле закупок товаров российского происхождения»