• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Улучшение доступности медицинских услуг названо вновь в числе приоритетных

Бурятское УФАС России провело анализ рынка медицинских услуг, чтобы узнать, как изменилась конкурентная среда в результате исполнения республиканского Стандарта развития конкуренции.

Напомним, что Правительство Республики Бурятия распоряжением от 25.12.2015 № 791-р утвердило перечень приоритетных и социально значимых рынков для содействия развитию конкуренции в Республике Бурятия, а также план мероприятий («дорожную карту») и оценочные показатели. Рынок медицинских услуг входит в данный перечень.

Целью проводимых мероприятий является создание условий для развития конкуренции на рынке услуг, в том числе путем включения негосударственных (немуниципальных) медицинских организаций в реализацию территориальных программ обязательного медицинского образования (ТП ОМС).

Доля негосударственных медицинских организаций различных форм собственности, участвующих в реализации ТП ОМС, за последние четыре года возросла на 25 процентов и в 2017 году 35 из них имеют соответствующие лицензии.

Несмотря на то, что намеченные целевые показатели достигнуты, у частных медицинских организаций все же остаются вопросы к организации работы. И это тормозит, по мнению опрошенных,  развитие конкуренции в сфере здравоохранения.

В первую очередь, участники опроса указали на низкие тарифы на ОМС, которые не только для них являются невыгодными. Соответственно, при распределении объемов ОМС львиная доля остается в госсекторе.

В качестве одной из причин недостаточного объема оказываемых по ОМС медуслуг и роста количества платных услуг, по мнению частников, являются препятствия со стороны медицинских организаций – фондодержателей (к которым прикреплены граждане) в выдаче направления пациентам на получение медицинских услуг у негосударственных медицинских организаций.

При квотировании, например, МРТ-исследований удлиняются сроки ожидания у самих фондодержателей. В результате, более поздние сроки диагностирования.

С аналогичными трудностями сталкиваются при планировании стационарозамещающей медицинской помощи (дневной стационар).

Порядок включения медицинских организаций в список услуг ТП ОМС также требует изменений. Так, заявка на включение в список ОМС подается до октября текущего года, а тарифы на ОМС становятся известными позже, только в феврале. Таким образом, медучреждения при планировании объемов на момент подачи заявлений не знают об условиях работы.

Несмотря на то, что законодательно определено право застрахованного гражданина на выбор любой медорганизации, не каждый  пользуется своими правами, зачастую в силу незнания.

Некоторые опрошенные указали на запрет размещения постерных вариантов информации, информационных стендов, визитных карточек, календарей и других носителей информации с их контактными данными в государственных медорганизациях, как на существующий барьер входа на исследуемый товарный рынок.

Решением указанных проблем может быть разработка методик расчета, предусматривающих соплатежи пациентов, с четким определением процентов от суммы соплатежа в зависимости от вида исследований.

В качестве административного барьера указаны проверки надзорных органов, зачастую по дублирующим вопросам, и существующие временные и финансовые затраты на получение заключений о соответствии требованиям.

Еще один препятствующий развитию частной медицины барьер - нехватка квалифицированных кадров, во многих центрах открыты вакансии врачей.

Названа высокая стоимость заемных средств для развития столь необходимого для здоровья общества бизнеса.

И, наконец, непрозрачность при распределении объемов ОМС, отсутствие в составе действующей комиссии представителей частного бизнеса - факторы, которые являются вполне преодолимым и устранимым барьером.

Национальным планом развития конкуренции, утвержденным Указом Президента России в декабре 2017 года, сфера здравоохранения вновь названа в числе приоритетных, а ожидаемые к 2020 году результаты должны быть направлены на устранение, в том числе, названных выше барьеров