Подведен рейтинг по содействию развитию конкуренции в России: Республика Бурятия на четвертом месте

В соответствии с экспертной оценкой[1] Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации при участии Агентства стратегических инициатив Республика Бурятия заняла  почетное четвертое место по уровню содействия развитию конкуренции в 2015 году.

Данный рейтинг проведен впервые: главы регионов оценивались в части реализации положений Стандарта развития конкуренции[2], как основного инструмента формирования и реализации конкурентной политики в субъектах Российской Федерации.

Как отмечено в Докладе, подготовленном по результатам проведенного анализа, учитывались два основных показателя – количество и эффективность мер, реализованных для развития конкуренции[3].

Согласно подведенным итогам, отраженным в Докладе, пятерку лучших, включая Нижегородскую область,   Хабаровский край и Челябинскую область, возглавила Воронежская область (итоговое значение оценки – 90,18%). Республика Бурятия набрала 75,60%.

В примеры «лучших практик» по отдельным направлениям содействия развитию конкуренции вошел мониторинг административных барьеров в рамках опроса представителей бизнеса, проведенный Республикой Бурятия. Лишь небольшое количество регионов сделали это корректно. В основном же субъекты Российской Федерации выделяли препятствия для ведения бизнеса в целом, включая в том числе финансовые барьеры (затраты, первоначальные инвестиции и т.д.) и барьеры общеэкономического характера (например, снижение платежеспособности населения и т.д.).

Отмечено развитие конкуренции частного сектора в Республике Бурятия на таком социально значимом рынке как рынок услуг дошкольного образования. Бурятия названа в числе лидирующих после Самарской области и Хабаровского края по удельному весу численности детей частных дошкольных образовательных организаций в общей численности детей дошкольных образовательных организаций.

Бурятия – на четвертом месте по доле затрат на медицинскую помощь по обязательному медицинскому страхованию (ОМС), оказанную частными медицинскими организациями, в общих расходах на выполнение территориальных программ ОМС в 2015 году.

Восьмую строчку рейтинга заняла республика на рынке розничной торговли фармацевтической продукции, имея в 2015 году долю негосударственных аптечных учреждений 94,40%. При этом Стандарт устанавливает ориентировочную цель на 2016 год «не менее 90%».

И, несомненно, что конечный высокий результат был также обусловлен 100%-ной долей присутствия негосударственного сектора по трем показателям на рынке услуг перевозок пассажиров наземным транспортом. Речь идет о занимаемых в 2015 году долях: а) негосударственных (немуниципальных) перевозчиков на межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок пассажиров наземным транспортом в общем количестве перевозчиков на таких маршрутах, б) межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров наземным транспортом, на которых осуществляются перевозки пассажиров негосударственными (немуниципальными) перевозчиками в общем количестве таких маршрутов, в) рейсов по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров наземным транспортом, осуществляемых негосударственными (немуниципальными) перевозчиками, в общем количестве таких рейсов.

В Докладе отмечены не только положительные практики, но и представлен критический анализ.

Многое из изложенного может быть использовано, ведь есть ещё три года для реализации показателей Стандарта.  

В заключение, стоит отметить, что хороший результат достигнут благодаря целенаправленной работе  органов исполнительной власти Республики Бурятия при непосредственном участии Министерства экономики Республики Бурятия, как уполномоченного органа (УО) на разработку и реализацию Республиканского стандарта развития конкуренции[4], и Бурятского УФАС России в пределах полномочий, определенных типовым Стандартом.

В 2016 – 2018 г.г. муниципальным образованиям предстоит принять самое непосредственное активное участие в реализации Плана мероприятий («дорожной карты») по содействию развитию конкуренции в Республике Бурятия на основании уже заключенных с УО соглашений о внедрении стандарта.

В настоящее время три района республики (Иволгинский, Селенгинский, Тарбагатайский) в пилотном режиме приступили к реализации Плана, при этом Селенгинский район уже разработал и утвердил «дорожную карту», определившись с приоритетными и социально-значимыми районными рынками, на которых нужно развивать конкуренцию, уделив этому особое внимание муниципальной власти.



[1] В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 04.11.2014 № 705 должна проводиться оценка глав регионов с учетом показателя «Содействие развитию конкуренции на основе стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации»

[2] Типовой Стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.09.2015 № 1738-р, субъекты Российской Федерации в соответствии с ним должны разработать и внедрять свои Стандарты с учетом специфики региона.

[3] В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.02.2015 № 190-р.

[4] План мероприятий («дорожная карта») по содействию развития конкуренции в Республике Бурятия утвержден распоряжением Правительства Республики Бурятия от 29.12.2015 № 791-р