• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Результаты анализа и оценка состояния конкурентной среды на рынках оптовой и розничной реализации нефтепродуктов в РБ

В соответствии с планом работы ФАС России на 2013 год Бурятское УФАС России, одновременно со всеми (83) терорганами по всей России, провело анализ состояния конкурентной среды на рынках оптовой и розничной реализации автомобильных бензинов и дизельного топлива в Республике Бурятия, по каждому из них в отдельности, в качестве временного интервала исследования  определён период с 01.01.2012 по 31.12.2012, т.е. календарный 2012 год.

Так как ФАС России поручило терорганам в отношении мелкооптовых рынков автомобильного бензина и дизельного топлива осуществить сбор первичной информации с целью определения субъектов рынков – поставщиков для каждого региона с учетом межрегиональных связей, объемов поставок в соответствующий регион и долей поставщиков в региональных секторах указанных рынков Бурятское УФАС России  представило в ФАС России соответствующую информацию, в полном объеме анализ мелкооптовых рынков ещё не закончен, о результатах будет сообщено дополнительно на одном из ближайших заседаний Совета.

В связи с тем, что наибольший интерес для общества представляет, как правило, розничный рынок, остановимся более подробно на результатах анализа этого рынка.

Цель проведения анализа являлись:

  • оценка состояния конкурентной среды на розничном рынке  автомобильных бензинов в границах муниципальных образований (районов) Республики Бурятия, а также в целом по республике;
  • установление доминирующего положения вертикально-интегрированных нефтяных компаний (далее - ВИНК), в т.ч. ОАО «Бурятнефтепродукт»  и других хозяйствующих субъектов  на укаазнных рынках автомобильных бензинов в границах муниципальных образований (районов) Республики Бурятия, а также в целом по Бурятии;
  • использование результатов исследования для ведения Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определённого товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определённого товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов.

По результатам проведенного исследования установлено, что продавцами на розничном рынке реализации бензина автомобильного и дизельного топлива в Республике Бурятия  являются юридические и физические лица (индивидуальные предприниматели), имеющие в собственности, на праве аренды или в управлении стационарные автозаправочные станции.

В связи с тем, что в настоящее время ни один из органов государственной власти не ведёт учёт автозаправочных станций, для выявления хозяйствующих субъектов управлением использовались разнообразные источники информации, например,  данные Бурятстата, органов прокуратуры, Ростехнадзора, Комитета по строительству Администрации г. Улан-Удэ, администраций муниципальных районов республики, сведения участников рынка, в т.ч. о конкурентах.

На территории республики розничную реализацию автомобильных бензинов  в 2012 году осуществляли около 80 хозяйствующих субъектов, в т.ч. в г. Улан-Удэ более 20 хозяйствующих субъектов.

Количество АЗС на территории Республики Бурятия в 2012 году составило  более 190 АЗС, из которых большая часть находится в собственности хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную реализацию нефтепродуктов.

В г. Улан-Удэ в 2012 действовало более 50 АЗС, в т.ч. более 20 находились в собственности хозяйствующих субъектов.

В целом необходимо отметить  при незначительном изменении количества АЗС в Республике Бурятия, состав хозяйствующих субъектов постоянно меняется.

В 2012 году по сравнению с 2010 годом по Республике Бурятия снизились объемы реализации на бензин А-76 (80) на 90%, при этом реализация бензина АИ-92 увеличилась – на 39,1%, на бензин АИ-95 – на 212,63% на бензин АИ-98 – на 43,59%.  

Установлено, что в границах Республики Бурятия в 2012 году ОАО «Бурятнефтепродукт» по прежнему занимает долю >50% по таким маркам автомобильного бензин, как АИ-92, АИ-95, АИ-98.

В соответствии со  значениями  коэффициента рыночной концентрации (CR3)  и индекса рыночной концентрации  Герфиндаля-Гиршмана (HHI), которые являются основными характеризующими любой рынок показателями - рынок   розничной торговли автомобильного  бензина, в разрезе марок и дизельного топлива в Республике Бурятия и в границах муниципальных образований в 2012 году  имеет высокий уровень концентрации.

При проведении анализа  рынков розничной торговли нефтепродуктами, в том числе на основании мнений хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на исследуемом рынке,  были выявлены следующие  основные барьеры входа на рынок:

1. Административные барьеры.

Административные ограничения, вводимые органами государственной власти и местного самоуправления, являются существенными и труднопреодолимыми как с точки зрения входа на рынок новых продавцов, так и с точки зрения расширения объёмов продаж действующими АЗС.

Многие хозяйствующие субъекты, осуществляющие розничную реализацию нефтепродуктов в районах Республики Бурятия, отмечают трудности (значительные временные и финансовые затраты) при получении участков под строительство АЗС, оформлении согласительной и разрешительной документации при вводе АЗС в эксплуатацию. Также в качестве административного барьера хозяйствующими субъектами выделяется усиление контроля со стороны уполномоченных органов власти в виде проверок на соблюдение требований пожарной безопасности, качества продукции, экологического, трудового законодательства и др.

2. Экономические барьеры.

Для входа на рынок необходим значительный объём первоначальных инвестиций и капитальных затрат на строительство АЗС, что при длительном сроке окупаемости этих вложений, ограниченной доступности финансовых ресурсов, непривлекательных условиях инвестирования и кредитования позволяет сделать вывод о затруднениях в преодолимости данного барьера для мелких хозяйствующих субъектов.

Значительным барьером является отсутствие НПЗ в регионе, что приводит к высоким затратам на доставку топлива в Республику Бурятия (как железнодорожным транспортом, так и бензовозами).

Наличие среди действующих на рынке хозяйствующих субъектов вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов (ВИНК).

ВИНК «Роснефть» представлена на территории Республики Бурятия ОАО «Бурятнефтепродукт», которое имеет сеть заправок в географических границах 18 локальных рынков розничной реализации нефтепродуктов. Присутствие ВИНК создаёт дополнительные барьеры для входа на исследуемый рынок.

Осуществление деятельности ОАО «Бурятнефтепродукт» на смежных товарных рынках: оптовой реализации и розничной реализации нефтепродуктов усиливает его рыночную власть в республике.

Значительные средства, выделяемые ВИНК на рекламные компании, создают для ОАО «Бурятнефтепродукт» явные преимущества в виде отождествления его товара как продукции самого высокого и стабильного качества.

Возможности ВИНК в предоставлении более высокого по сравнению с другими хозяйствующими субъектами уровня сервиса, использование программ по продвижению товара, в рамках которых покупателям предоставляются скидки при постоянном приобретении нефтепродуктов у одного продавца, при достижении определённого уровня покупок, также не позволяют остальным хозяйствующим субъектам составлять равнозначную конкуренцию ОАО «Бурятнефтепродукт».

Вхождение ОАО «Бурятнефтепродукт» в ВИНК «Роснефть» даёт преимущество и с точки зрения гарантированной обеспеченности товаром (нефтепродуктами), так как в случае дефицита нефтеперерабатывающие заводы обеспечивают, прежде всего, собственную розничную сеть АЗС.

В сфере ценообразования ВИНК также имеет преимущества. Например, при росте оптовых цен на топливо ОАО «Бурятнефтепродукт», в отличие от других хозяйствующих субъектов, имеет возможность сдерживания роста розничных цен,  получая дополнительное конкурентное преимущество.  Расходы на доставку нефтепродуктов в районы Республики Бурятия, в т.ч. через цепочку посредников, приводят к удорожанию себестоимости продукции для хозяйствующих субъектов, не входящих в ВИНК, при том, что такие организации часто не имеют доступа к приобретению нефтепродуктов на сырьевых биржах ввиду незначительных объёмов закупок. Т.е. независимые от ВИНК участники розничного рынка вынуждены оплачивать торговые надбавки крупных и/или мелких оптовиков.

Кроме того, результаты опроса хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную реализацию нефтепродуктов на территории Республики Бурятия, позволили определить ОАО «Бурятнефтепродукт» как несомненного ценового лидера на исследуемом рынке. Подавляющее большинство владельцев АЗС при формировании отпускных цен ориентируются на цены ОАО «Бурятнефтепродукт». При более высокой себестоимости продукции хозяйствующие субъекты вынуждены придерживаться ценовой политики ОАО «Бурятнефтепродукт», чтобы удержать покупателей.

 С  учётом изложенного, данный барьер можно также расценить как труднопреодолимый.

3. Другие барьеры.

Среди прочих барьеров входа на исследуемый рынок можно также выделить следующие:

- необходимость наличия определённого опыта работы в данной сфере деятельности и материально-технической базы;

- отсутствие квалифицированного персонала (инженерно-технических работников);

- низкий уровень платёжеспособности покупателей как препятствие для освоения рынков потенциальными конкурентами и для увеличения объемов продаж на действующих АЗС;

- отсутствие эффективной поддержки малого предпринимательства со стороны государства.

Основными  региональными факторами и особенностями, влияющими на условия обращения товара и состояние конкурентной среды в районах Республики Бурятия, выступают:

- наличие в Республике Бурятия крупного хозяйствующего субъекта,  имеющего в собственности более 50 АЗС,   и особенности его сбытовой политики;

- сезонное увеличение  спроса на автомобильное и дизельное топливо;

- отсутствие нефтеперерабатывающих заводов и удаленность нефтеперерабатывающих мощностей, обеспечивающих доставку топлива в Республику Бурятия;

- удалённость населённых пунктов друг от друга в среднем на 50 – 150 км;

- неудовлетворительное состояние дорог;

- экологические ограничения, т.е. запрещение строительства производственных мощностей возле озера Байкал;

- степень удовлетворения потребностей покупателей, равномерность и удобство географического расположения АЗС;

- высокий уровень концентрации предшествующего смежного товарного рынка - оптовой реализации нефтепродуктов, на котором ОАО «Бурятнефтепродукт», действующее на последующем товарном рынке розничной реализации нефтепродуктов в качестве продавца, выступает в качестве покупателя (у ОАО «Роснефть»).

Исследуемые локальные товарные рынки  автомобильных бензинов в указанных географических границах, как уже было сказано выше, относятся к рынкам с неразвитой конкуренцией.

Присутствие на рынках крупных хозяйствующих субъектов,  в т.ч. входящего в ВИНК ОАО «Бурятнефтепродукт», имеющих значительные конкурентные преимущества, другие барьеры административного, экономического характера позволяют сделать вывод об отсутствии перспектив существенных изменений состояния конкурентной среды.

В качестве мер, направленных на развитие конкуренции рынков розничной реализации нефтепродуктов, предлагаются следующие:

- хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующие положение на  рынках оптовой реализации и розничной торговли  нефтепродуктов вести раздельный учет затрат и доходов по видам продаж (оптовой и розничной) и по основным видам нефтепродуктов;

- распространение среди мелких хозяйствующих субъектов способа приобретения нефтепродуктов путём участия в торгах на сырьевых биржах, что позволит существенно снизить конечную цену реализации ГСМ на АЗС благодаря устранению цепочки посредников при поставках нефтепродуктов;

- усиление со стороны органов власти поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Например, получение кредитов на льготных условиях позволило бы мелким АЗС конкурировать с хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на локальных рынках розничной реализации ГСМ;

- введение  единой системы расчётов (в литрах) в оптовом и розничном сегментах рынков нефтепродуктов. Распространённая в настоящее время система применения двойных измерителей, когда расчёт за продукцию ведётся в тоннах (кг), а приём – в литрах, приводит, во-первых, к дополнительным издержкам покупателей (при перепадах температур во время доставки меняется плотность топлива, и, соответственно, его вес), во-вторых, усугубляет непрозрачность ценообразования в ВИНК (применяемые при переводе из литров в тонны средние значения удельных весов искажают показатели прибыльности).

По результатам проведенных исследований с целью осуществления государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, предупреждения и пресечения недобросовестной конкуренции, государственного контроля  за экономической концентрацией, рыночным поведением доминирующих субъектов, в связи с уточнениями географических границ рынка и изменением значений долей дизельного топлива будут внесены некоторые изменения в Реестр хозсубъектов с долей свыше 35 %.