Результаты анализа состояния конкуренции на аптечном рынке Бурятии свидетельствуют о её неразвитости

 

Бурятским УФАС России подготовлен аналитический отчет по результатам проведенного анализа состояния конкурентной среды на рынке розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в республике за 2010-2011 годы.

УФАС пришло к выводу, что фармацевтический рынок в Заиграевском, Кабанском районах, г. Улан-Удэ относится к рынку с недостаточно развитой конкуренцией, в остальных муниципальных районах и городских округах Республики Бурятия – к рынку с неразвитой конкуренцией.

Анализ проводился согласно плану одновременно всеми территориальными органами по заданию Федеральной антимонопольной службы в соответствии с установленным порядком и данными рекомендациями.

В качестве продуктовых границ исследуемого рынка приняты услуги розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами. Указанному виду деятельности  в ОКВЭД соответствует код 52.3 «Розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими и парфюмерными товарами».

По итогам анализа условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара покупателем, установлено, что географические границы исследуемого рынка являются локальными. Таким образом, исследование проведено в географических границах 23 муниципальных районов и городских округов Республики Бурятия.

Всего в 2010 году в республике осуществляли деятельность 103 хозяйствующих субъекта, имевших 302 аптечных учреждения (аптеки, аптечные киоски, аптечные пункты), в 2011 году - 106 хозяйствующих субъектов, 416 аптечных учреждений.

Анализ показал, что существенное увеличение количества аптечных учреждений (рост почти на 38%) связано с тем, что в 2011 году центральные районные больницы практически во всех муниципальных районах республики получили лицензии на осуществление фармацевтической деятельности (розничная торговля) в обособленных подразделениях (врачебные амбулатории и фельдшерско-акушерские пункты).

Это стало возможным благодаря изменениям в отдельных законодательных актах Российской Федерации, внесенным в июле 2010 года в целях повышения доступности лекарственного обеспечения жителей сельских поселений (№ 192-ФЗ). Таким образом, отчасти решена проблема в обеспечении лекарственными средствами населения, проживающего в малочисленных и отдаленных населенных пунктах, открытие аптек/аптечных пунктов в которых из-за необходимости соблюдения лицензионных требований требует существенных финансовых затрат и не оправдывается по причине низкого спроса и высоких транспортных издержек.

Согласно произведенным расчетам таких показателей, как объем рынка, доли хозяйствующих субъектов, коэффициент и индекс рыночной концентрации, УФАС установило, что в географических границах 20 муниципальных образований республики исследуемый рынок характеризуется высокой степенью концентрации. Лишь в Заиграевском, Кабанском районах и г. Улан-Удэ уровень концентрации исследованного рынка является умеренным.

Также, в рамках анализа был проведен опрос участников рынка, согласно которому в качестве основных барьеров, препятствующих входу новых хозяйствующих субъектов на фармацевтический рынок, а также увеличению объемов продаж у действующих организаций и предпринимателей, указали:

- низкий уровень платежеспособности населения,

- высокие затраты на оплату коммунальных услуг,

- усиление конкуренции с крупными аптечными сетями,

- отвлечение денежных средств на обеспечение невостребованных препаратов.

Некоторые из числа опрошенных считают слишком низким установленный в Бурятии предельный уровень розничных надбавок на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства.

Кроме того, одним из существенных барьеров является дефицит кадров: многие участники рынка сталкиваются с проблемой нехватки специалистов (провизоров, фармацевтов) в республике.