О результатах анализа состояния конкуренции на рынке услуг по межмуниципальным пассажирским перевозкам г. Улан-Удэ - Хоринск

Аналитический отчёт по результатам анализа состояния конкуренции на рынке услуг по межмуниципальным пассажирским перевозкам

  1. Общие положения

Настоящий анализ проведён в рамках рассмотрения дела № 02-03/24-2011  о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ООО «Колонна № 9» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в нарушении установленного порядка ценообразования, в соответствии с:

- Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утверждённым приказом ФАС России от 25.12.2007 № 447,

- Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утверждённым приказом ФАС России от 17.01.2007 № 5 (далее – Регламент по установлению доминирующего положения).

Целью анализа является установление наличия/отсутствия признаков наличия доминирующего положения ООО «Колонна № 9» на товарном рынке.

Методическую основу анализа составили:

 - порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утверждённый приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее -  Порядок);

- Федеральный Закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ).

При проведении анализа использовались следующие нормативно-правовые акты:

- Федеральный закон от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»;

- Постановление Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом»;

- Закон Республики Бурятия от 23.11.1999 № 292-II «Об автомобильном и городском электрическом пассажирском транспорте в Республике Бурятия»;

- Приказ Министерства по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия (далее – Минтранс РБ) от 29.05.2009 № 40 «Об утверждении Положения о порядке проведения конкурса на право транспортного обслуживания населения - осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок в пригородном и межмуниципальном сообщении на территории Республики Бурятия»;

- Приказ Минтранса РБ от 16.09.2009 № 82 «О маршрутной сети пассажирского транспорта общего пользования на пригородных и межмуниципальных автобусных маршрутах регулярных перевозок на территории Республики Бурятия».

В качестве источников исходной информации использовались сведения о результатах хозяйственной деятельности субъектов товарного рынка, полученные непосредственно от самих хозяйствующих субъектов, данные органов государственной и муниципальной власти Республики Бурятия.

  1. Временной интервал исследования

Согласно пункту 2.1. Порядка временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

Целью исследования является определение наличия признаков доминирующего положения ООО «Колонна № 9» при рассмотрении дела № 02-03/24-2011, которое возбуждено по признакам нарушения антимонопольного законодательства в январе 2011 года.

Исследуемый товарный рынок характеризуется следующими особенностями:

  1. Длительный срок договора, закрепляющего за межмуниципальным маршрутом по итогам проводимого конкурса конкретного перевозчика.

В соответствии с пунктом 12 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом (межмуниципальное сообщение) относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно статье 8 Закона Республики Бурятия от 23.11.1999 № 292-II «Об автомобильном и городском электрическом пассажирском транспорте в Республике Бурятия» перевозки по маршрутам регулярных перевозок осуществляются на основании договоров на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок в пригородном, межмуниципальном и муниципальном сообщении на территории Республики Бурятия, заключаемых организатором регулярных пассажирских перевозок с перевозчиками по результатам проведенного конкурса.

По данным Минтранса РБ право осуществления пассажирских перевозок по регулярному межмуниципальному маршруту № 220 «Улан-Удэ – Хоринск» в соответствии с результатами проведенного конкурса на право транспортного обслуживания населения (протокол № 99 от 20.05.2010 г.) предоставлено ООО «Колонна № 9». Согласно пункту 5.1  договора, заключенного по итогам конкурса, срок его действия составляет 5 (пять) лет.

  1. Цена товара регулируется государством.

Приказом Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия (далее – РСТ РБ) от 21.01.2008 № 4/3 «О предельных (максимальных) тарифах на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования в междугородном сообщении на территории Республики Бурятия» были установлены тарифы, действительные до 21.01.2011 (дата введения новых тарифов).

  1. Регулярность оказываемых услуг.

Согласно утвержденному Минтрансом РБ паспорту маршрута регулярных перевозок № 220 «Улан-Удэ – Хоринск» периодичность данного маршрута является круглогодичной, регулярность маршрута - ежедневная.

В связи с тем, что договор на право транспортного обслуживания населения ООО «Колонна № 9» заключен 2 июня 2010 года, на момент проведения анализа имеется возможность получения информации о результатах деятельности за оконченный календарный период  - 2-е полугодие 2010 года.

Таким образом, временным интервалом настоящего анализа определено  второе полугодие 2010 года.

  1. Определение продуктовых границ товарного рынка

Согласно пункту 3.1. Порядка процедура выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке (определение продуктовых границ товарного рынка), включает:

- предварительное определение товара;

- выявление свойств товара, определяющих выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемых для данного товара;

- определение взаимозаменяемых товаров.

Предварительное определение товара проведено в соответствии с  пунктом 3.4. Порядка на основе:

а) условий договора, заключенного в отношении товара.

В соответствии с пунктом 1.1. Договора от 02.06.2010 г. № 95 на право осуществления пассажирских перевозок по маршруту регулярных перевозок на территории Республики Бурятия № 220 «Улан-Удэ – Хоринск» перевозчик обязуется осуществлять регулярные перевозки пассажиров автомобильным транспортом на указанном маршруте.

б) нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность.

Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» определены следующие понятия:

«маршрут» - путь следования транспортного средства между пунктами отправления и назначения;

«маршрут регулярных перевозок» - предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке;

«пассажир» - физическое лицо, перевозка которого транспортным средством осуществляется на основании договора перевозки пассажира или договора фрахтования транспортного средства для перевозки пассажира;

«перевозчик» - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу.

Статьей 4 указанного закона установлено, что перевозки пассажиров осуществляются в городском, пригородном, междугородном, международном сообщении, причем перевозки в междугородном сообщении осуществляются между населенными пунктами на расстояние более пятидесяти километров между границами этих населенных пунктов.

Статьей 5 закона предусмотрены следующие виды перевозок пассажиров и багажа:

- регулярные перевозки;

- перевозки по заказам;

- перевозки легковыми такси.

Статьей 19 установлено, что регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок.

Согласно статье 8 Закона Республики Бурятия от 23.11.1999 № 292-II «Об автомобильном и городском электрическом пассажирском транспорте в Республике Бурятия» под «межмуниципальным маршрутом» понимается маршрут регулярных перевозок, проходящий в пределах двух и более муниципальных районов.

в) общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности.

В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД), принятым и введенным в действие Постановлением Госстандарта России от 6 ноября 2001 г. № 454-ст, рассматриваемому виду деятельности соответствуют следующие коды:

  Раздел I Транспорт и связь

60           Деятельность сухопутного транспорта

60.2        Деятельность прочего сухопутного транспорта

60.21.1   Деятельность автомобильного  (автобусного) пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию

60.21.13  Междугородные автомобильные   (автобусные)  пассажирские перевозки, подчиняющиеся расписанию

Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД), принятым и введенным в действие Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 № 329-ст, предусмотрен следующий код:

60.21.41 Перевозки междугородные регулярные пассажирские, кроме железнодорожных, подчиняющиеся расписанию.

Исходя из изложенного, продуктовые границы рынка целесообразно предварительно определить как услуги по междугородним регулярным пассажирским автомобильным (автобусным) перевозкам, подчиняющимся расписанию.

На основании анализа функционального назначения, применения, качественных и технических характеристик, цены и условий реализации товара, в соответствии с пунктом 3.5. Порядка, выявлены следующие свойства товара, определяющие выбор покупателя:

- цель потребления рассматриваемого товара (услуги) – проезд от начального остановочного пункта до конечного остановочного пункта маршрута (в рассматриваемом случае - проезд из г. Улан-Удэ в с. Хоринск и обратно);

- основное качество товара – регулярность  (т.е. возможность приобретения товара  в соответствии с утвержденным расписанием  периодически в течение дня), постоянство (т.е. возможность приобретения товара в любой день года).

Исходя из перечисленных свойств товара, на основании анализа сопоставимых по существенным свойствам товаров, входящих вместе с рассматриваемым в одну классификационную группу одного из общероссийских классификаторов видов экономических деятельности, продукции, услуг, в соответствии с пунктом 3.6. Порядка осуществлено выявление товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для рассматриваемого товара.

Согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности, принятому и введенному в действие Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 № 329-ст, в одну группу с рассматриваемыми услугами входят:

60.21 Услуги пассажирского сухопутного транспорта, подчиняющегося расписанию, прочие

60.21.1 Перевозки внутригородские и пригородные железнодорожные пассажирские

60.21.2   Виды сухопутных перевозок смешанные

60.21.3 Перевозки внутригородские и пригородные пассажирские, кроме железнодорожных

60.21.4 Перевозки междугородные пассажирские, кроме железнодорожных

Таким образом, на основании приведенной группировки классификатора в целом можно определить следующие товары, являющиеся потенциально взаимозаменяемыми к рассматриваемому товару:

- услуги по пригородному железнодорожному сообщению, подчиняющемуся расписанию. Однако железнодорожное сообщение между г. Улан-Удэ и с. Хоринск отсутствует.

Кроме того, по данным Администрации муниципального образования «Хоринский район», помимо регулярных пассажирских перевозок из г. Улан-Удэ в с. Хоринск осуществляются также перевозки по заявкам (заказам) – на основании договора фрахтования, заключенного между ООО «Транзит»  и индивидуальными предпринимателями.

В связи с отсутствием средств у антимонопольного органа на проведение «теста гипотетического монополиста» и определение эластичности спроса (что предусматривает необходимость выборочного опроса среди неограниченного круга потребителей), согласно пункту 3.7. Порядка, определение взаимозаменяемых товаров основывалось, в соответствии со  статьей 4 Закона № 135-ФЗ, на основе анализа фактической замены товаров приобретателем или готовности приобретателя заменить один товар другим при потреблении, учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры.

В соответствии с материалами, направленными в адрес антимонопольного органа ООО «Транзит», осуществляющим перевозки из г. Улан-Удэ в с. Хоринск по заказам, при работе с пассажирами билетная продукция не применяется, конкретной цены на услуги не существует, составляющей цены является расстояние до конечного пункта, количество пассажиров и багажа.

Исходя из изложенного, услуга по пассажирским перевозкам, осуществляемым ООО «Транзит» и относящимся к категории перевозок по заказу, не является взаимозаменяемой с услугой по междугородным регулярным перевозкам, поскольку не соответствует основному качеству товара (услуги), определяющему выбор покупателя – регулярности. Пассажирские перевозки по заказу не подчиняются расписанию; контрольные полномочия в сфере заказных пассажирских перевозок у Минтранса РБ отсутствуют (в отличие от регулярных перевозок), следовательно, услуги по перевозке пассажиров по заказу образуют самостоятельный товарный рынок.

Таким образом, в качестве продуктовых границ исследуемого рынка определены услуги по междугородным регулярным пассажирским автомобильным (автобусным) перевозкам, подчиняющимся расписанию (код ОКВЭД 60.21.13, код ОКПД 60.21.41).

  1. Определение географических границ товарного рынка

Согласно пункту 4.1. Порядка процедура определения географических границ товарного рынка включает:

- предварительное определение географических границ;

- выявлений условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателями;

- определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

Предварительное определение географических границ товарного рынка (границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами) проведено в соответствии с пунктом 4.2. на основе информации о регионе, в котором выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, о структуре товаропотоков (о границах территории, за пределы которой вывозится и на которую ввозится не более 10% от общего объема рассматриваемой товарной массы).

Дело № 02-03/24-2011 возбуждено по признакам нарушения установленного порядка ценообразования на территории пролегания маршрута № 220 «Улан-Удэ – Хоринск».

Таким образом, территория пролегания маршрута № 220 «Улан-Удэ - Хоринск» (трасса, соединяющая населенные пункты Улан-Удэ – Эрхирик – Первомаевка – Удинск – Кульский Станок – Хоринск) предварительно определена в качестве географических границ рассматриваемого товарного рынка.

При выявлении условий обращения товара, ограничивающих экономические, технические и иные возможности приобретения товара приобретателями в соответствии с пунктом 4.3. Порядка учтена основная особенность рассматриваемого товара (услуги по пассажирской перевозке), которая заключается в том, что процессы его производства и потребления неотделимы друг от друга; услуга не может складироваться и вывозиться за пределы территории, на которой она оказывается.

По данным Минтранса РБ, в настоящее время внесены в реестр пригородных и межмуниципальных маршрутов Республики Бурятия следующие маршруты, имеющие остановочные пункты в г. Улан-Удэ и с. Хоринск (кроме маршрута № 220):

- маршрут № 221 «Улан-Удэ – Тальцы – Хагадай – Нарын – Кульск – Хоринск»;

- маршрут № 223 «Улан-Удэ – Георгиевское».

Определение географических границ рынка проведено в соответствии с методом установления фактических районов продаж (предусмотрен пунктом 4.5. Порядка).

Маршрут № 221. Согласно утвержденному паспорту данного маршрута расстояние между г. Улан-Удэ и с. Хоринск составляет 202 км; данный маршрут не является прямым (кроме названных остановочных пунктов остановки производятся также в Эрхирике, на ст. Онохой, в Первомаевке, Новой Курбе, Верхних Тальцах, Хангадае, Тарбагатае, Санномыске, Кульске). Маршрут пролегает по трассе, соединяющей населенные пункты Улан-Удэ, Эрхирик, Первомаевка, Верхние Тальцы, Тарбагатай, Санномыск, Кульск, Хоринск. Протяженность данного маршрута на 40 км больше, чем маршрута № 220. Следовательно, исходя из нормированной скорости передвижения автобусов при перевозке пассажиров по регулярным междугородным маршрутам 45 км/ч (согласно приказу Минтранса РСФСР от 31.12.1981 № 200) время, требуемое пассажиру для проезда из г. Улан-Удэ до с. Хоринск по рассматриваемому маршруту, приблизительно на 1 час больше, чем по маршруту № 220. Кроме того, согласно пояснениям ООО «Колонна № 9», фактически данный маршрут используется пассажирами преимущественно для передвижения между населенными пунктами Хоринского района.

Таким образом, в соответствии с понятием товарного рынка, установленным пунктом 4 статьи 4 Закона № 135-ФЗ (товарный рынок – это сфера обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, в границах которой (в  том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами) территория пролегания маршрута № 221 образует самостоятельные географические границы по причине значительных временных затрат, возникающих при приобретении товара на данной территории (по сравнению с предварительно определенными географическими границами).

Маршрут № 223. В соответствии с паспортом данного маршрута, расстояние между остановочными пунктами г. Улан-Удэ и с. Хоринск составляет 163 км, между г. Улан-Удэ и с. Хоринск не предусмотрено иных остановочных пунктов. Маршрут (до с. Хоринск) пролегает на территории, соединяющей населенные пункты Улан-Удэ – Эрхирик – Первомаевка – Удинск – Кульский Станок – Хоринск. Исходя из изложенного, территория пролегания маршрута № 223 от остановочного пункта г. Улан-Удэ до остановочного пункта с. Хоринск образует с предварительно определенными географическими границами единый товарный рынок, поскольку у приобретателя не возникает значительных затрат при приобретении товара на данной территории, т.е. приобретение товара на указанной территории целесообразно.

Исходя из изложенного, географические границы рассматриваемого товара определены как территория между остановочными пунктами г. Улан-Удэ и г. Хоринск межмуниципальных маршрутов пассажирских перевозок. Под данной территорией подразумевается трасса, соединяющая населенные пункты Улан-Удэ, Эрхирик, Первомаевку, Удинск, Кульский станок, Хоринск.

  1. Определение хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

Согласно пункту 5.1. в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

По данным Минтранса РБ, межмуниципальные перевозки между остановочными пунктами г. Улан-Удэ и г. Хоринск осуществляют:

  1. ООО «Колонна № 9»  (670045, г. Улан-Удэ, проспект Автомобилистов, 3а,  принадлежность к группе лиц не выявлена) – маршрут № 220 «Улан-Удэ – Хоринск»;
  2. ИП Елисеев (<…>, принадлежность к группе лиц не выявлена) - маршрут № 223 «Улан-Удэ - Георгиевское».

По результатам проведенного опроса перечисленных перевозчиков, а также по данным Минтранса РБ, иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих перевозку пассажиров из г. Улан-Удэ в с. Хоринск и обратно, не выявлено.

Приобретателями товара являются физические лица (пассажиры).

  1. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

Расчет общего объема товарной массы за определенный период времени  в продуктовых и географических границах рассматриваемого рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке осуществлен на основании показателя объема продаж товара (объем оказанных услуг в натуральных показателях) -  количества перевезенных пассажиров.

В соответствии с пунктом 6.2. Порядка объем рынка определен как сумма объемов продаж товара хозяйствующими субъектами, действующими на товарном рынке. Доля хозяйствующего субъекта рассчитана как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, поставляемой данным хозяйствующим субъектом на рассматриваемый товарный рынок, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка (пункт 6.3. Порядка).

Данные об объеме товарного рынка и долях хозяйствующих субъектов на рынке приведены в таблице ниже:

 

Наименование хозяйствующего субъекта

Количество перевезенных пассажиров  во 2-м полугодии 2010 года, чел.

Доля хозяйствующего субъекта на рынке, %

ООО «Колонна № 9» (маршрут № 220)

<…>

<…>

ИП Елисеев (маршрут № 223)

<…>

<…>

ИТОГО объем товарного рынка:

<…>

 

  1. Определение уровня концентрации товарного рынка

Для определения уровня концентрации использовались следующие показатели:

а) коэффициент рыночной концентрации

CR1=100%

б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана

HHI=10000.

Исходя из рассчитанных показателей рассматриваемый рынок характеризуется высоким уровнем концентрации.

  1. Определение барьеров входа на товарный рынок

В ходе проведенного исследования выявлены следующие барьеры на рассматриваемом товарном рынке.

  1. Административные:

- согласование открытия маршрута. В соответствии с Приказом Минтранса РБ от 16.09.2009 № 82 «О маршрутной сети пассажирского транспорта общего пользования на пригородных и межмуниципальных автобусных маршрутах регулярных перевозок на территории Республики Бурятия» решение об открытии маршрута регулярных перевозок либо об отказе в открытии маршрута регулярных перевозок принимается Комитетом по развитию транспорта, информатизации и связи Минтранса РБ в течение 20 календарных дней со дня поступления соответствующих предложений;

- конкурсная основа передачи права осуществления межмуниципальных перевозок. Порядок организации и проведения конкурса, оценки участников установлен Приказом Минтранса РБ от 29.05.2009 № 40 «Об утверждении Положения о порядке проведения конкурса на право транспортного обслуживания населения - осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок в пригородном и межмуниципальном сообщении на территории Республики Бурятия»;

- лицензирование деятельности. В соответствии с пунктом 24 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, подлежит лицензированию;

- тарифное регулирование. При повышении себестоимости пассажирских перевозок для изменения тарифа перевозчикам необходимо представить в РСТ РБ пакет документов, подтверждающих их расходы, на основании чего РСТ РБ сможет утвердить новый тариф.

Все вышеперечисленные процедуры требуют определенных временных затрат, в связи с чем отнесены к барьерам, существующим на рассматриваемом рынке. Однако отнести перечисленные административные процедуры к труднопреодолимым барьерам представляется нецелесообразным, поскольку они обязательны в равной мере для всех участников рынка (в т.ч. потенциальных), осуществляются уполномоченными органами в установленные законодательством сроки и обусловлены высокой социальной значимостью и требованиями к обеспечению безопасности услуг по пассажирским перевозкам.

  1. Экономические:

-  затраты на приобретение  и техническое обслуживание транспортных средств;

- высокие ставки и условия кредитования;

- фактор убыточности нового маршрута в течение от трех месяцев до полугода «раскатки».

3. Иные:

-  состояние объектов транспортной инфраструктуры;

- отсутствие в наличии на рынке Республики Бурятия необходимых (желаемых) транспортных средств;

-  зависимость пассажиропотока от сезона.

  1. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке

Рынок услуг по междугородным регулярным пассажирским автомобильным (автобусным) перевозкам, подчиняющимся расписанию, в географических границах территории между остановочными пунктами г. Улан-Удэ и с. Хоринск межмуниципальных маршрутов пассажирских перевозок относится к рынку с неразвитой конкуренцией.

По итогам анализа установлено доминирующее положение на исследуемом рынке ООО «Колонна № 9» с долей >50 %.