О результатах анализа рынка розничной торговли лекарственными средствами в Республике Бурятия в 2008 и 2009 г.г.

Аналитический отчёт по результатам анализа рынка розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в Республике Бурятия (в разрезе городских округов и муниципальных районов)  в 2008 и 2009 г.г.

  1. Общие положения

Анализ рынка розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами проведён на основании приказа ФАС России от 06.02.2008 № 28 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2009-2010 годы» в соответствии с требованиями приказа ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее – Порядок № 220).

Методическую основу анализа составили:

- Федеральный закон № 135-ФЗ от 26.07.2006 года «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ);

- Методические рекомендации ФАС России по анализу рынка розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами.

Анализ рынка розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами проводится с целью определения состава хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке, определения объёма товарного рынка и долей каждого хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке, определения уровня концентрации товарного рынка, выявления барьеров для входа новых хозяйствующих субъектов на товарный рынок, формирования реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определённого товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определённого товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (далее – Реестр), а также использования результатов анализа для выявления нарушений антимонопольного законодательства на товарном рынке.

При анализе и оценке состояния конкурентной среды на товарном рынке в качестве исходной информации использовались сведения, полученные от хозяйствующих субъектов, действующих на рынке, данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Бурятия, управления Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения  и социального развития по Республике Бурятия, Управления Федеральной налоговой службы по Республике Бурятия, администраций муниципальных образований республики.

  1. Временной интервал исследования товарного рынка

Особенностью рынка услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами является его высокая социальная значимость, что обуславливает необходимость постоянного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на указанном рынке.

Ранее Бурятским УФАС России проводился анализ данного рынка за 2007 год. Таким образом, имеется необходимость изучения характеристик рынка за 2008, 2009 годы.

Рынок услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами отличает такое свойство, как наличие постоянного спроса на товар (лекарственные средства) и, соответственно, стабильность поставок в течение года.

На момент проведения анализа представляется доступной информация о деятельности хозяйствующих субъектов на исследуемом рынке за оконченные календарные периоды - 2008 и 2009 годы.

Таким образом, согласно пунктам 2.1., 2.2. Порядка № 220 временной интервал настоящего исследования определён как 2008 и 2009 годы.

  1. Определение продуктовых границ товарного рынка

При определении продуктовых (и географических) границ товарного рынка использовался метод, основанный на результатах наблюдений за товарными рынками.

Применение базового метода определения продуктовых границ – метода, основанного на сведениях, представляемых покупателями товара, или на результатах выборочного опроса покупателей (пункт 3.2. Порядка № 220) – не представляется возможным, поскольку покупателями лекарственных средств, изделий медицинского назначения и сопутствующих товаров является неограниченный круг физических лиц. Таким образом, проведение выборочного опроса покупателей в данном случае требует применения репрезентативной выборки, что осуществляется социологическими службами (бюджет Бурятского УФАС России не предусматривает финансовых средств на такие цели).

Предварительное определение товара проведено в соответствии с пунктом пунктом 3.4. «б», «в», «г» Порядка № 220 на основе:

- нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность;

- решений о предоставлении лицензий, документов, подтверждающих наличие лицензии.

- общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов деятельности.

В соответствии с Федеральным законом от 22.06.1998 № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» (далее - Закон № 86-ФЗ) фармацевтическая деятельность - деятельность, осуществляемая организациями оптовой торговли и аптечными учреждениями в сфере обращения лекарственных средств, включающая оптовую и розничную торговлю лекарственными средствами, изготовление лекарственных средств; обращение лекарственных средств - обобщенное понятие деятельности, включающей разработку, исследования, производство, изготовление, хранение, упаковку, перевозку, государственную регистрацию, стандартизацию и контроль качества, продажу, маркировку, рекламу, применение лекарственных средств, уничтожение лекарственных средств, пришедших в негодность, или лекарственных средств с истекшим сроком годности и иные действия в сфере обращения лекарственных средств.

В соответствии с пунктом 47 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.

Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД), утверждённым Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 № 329-ст), предусмотрен следующий код данной деятельности:

 52.3      Розничная торговля  фармацевтическими   и   медицинскими          товарами, косметическими и парфюмерными товарами

52.31     Розничная торговля фармацевтическими товарами

52.32     Розничная торговля      медицинскими      товарами     и          ортопедическими изделиями

52.33     Розничная торговля    косметическими    и   парфюмерными          товарами

52.33.1   Розничная торговля    косметическими    и   парфюмерными          товарами, кроме мыла

52.33.2   Розничная торговля туалетным и хозяйственным мылом

Таким образом, продуктовые границы товарного рынка предварительно определены как услуги розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами.

Согласно статье 4 Закона № 86-ФЗ под лекарственными средствами понимают вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, предотвращения беременности, полученные из крови, плазмы крови, а также органов, тканей человека или животного, растений, минералов, методами синтеза или с применением биологических технологий. Следовательно, товарную группу «лекарственные средства, изделия медицинского назначения и сопутствующие товары» объединяет такие свойства, как функциональное назначение (цели применения) -  профилактика, диагностика, лечение заболеваний человека, а также предотвращение беременности – а также применение товара (личное потребление). Исходя из данных свойств товарной группы можно сделать вывод об отсутствии взаимозаменяемых товаров, т.е. товаров, которыми покупатель имеет возможность заменить лекарственные средства, изделия медицинского назначения и сопутствующие товары с учётом их назначения, применения, качественных характеристик. Соответственно, отсутствует и возможность заменить услуги по розничной реализации перечисленных товаров.

В соответствии с Общероссийским классификатором продукции, утверждённым Постановлением Госстандарта РФ от 30.12.1993 № 301, данной группе товаров соответствует следующий код:

93 0000   4     Медикаменты, химико-фармацевтическая продукция и продукция медицинского назначения

Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, принятым и введённым в действие Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 № 329-ст, предсмотрен следующий код:

24.4  Препараты фармацевтические, продукты медицинские химические и продукты лекарственные растительные. Эта группировка также включает:  - продукцию медицинского назначения (материалы стоматологические, материалы перевязочные, материалы стерильные шовные и др.).

Таким образом, в качестве продуктовых границ исследуемого рынка приняты услуги розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами. Указанным видам деятельности  в ОКВЭД соответствует код 52.3 «Розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими и парфюмерными товарами».

  1. Определение географических границ товарного рынка

Предварительное определение географических границ проведено в соответствии с пунктом пунктом 4.2. «в» Порядка № 220 на основе информации о структуре товаропотоков (о границах территории, за пределы которой вывозится и на которую ввозится не более 10 процентов от общего объёма рассматриваемой товарной массы).

Розничная реализация лекарственных средств, изделий медицинского назначения и сопутствующих товаров осуществляется аптечными учреждениями, т.е. имеет привязку к месту реализации. Таким образом, можно сделать вывод, что исследуемый рынок является локальным.

Следовательно, предварительно географические границы рынка не выходят за границы муниципальных образований.

При выявлении условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара покупателем, в данном случае необходимо учесть влияние такого фактора, как размер расходов, связанных с приобретением товара (в т.ч. транспортные расходы), поскольку, согласно статье 4 Закона № 135-ФЗ определение географических границ рынка основывается на экономической возможности покупателя приобрести товар на определённой территории и отсутствии этой возможности за её пределами. При этом если цена товара, поставляемого с каких-либо территорий (от продавцов, расположенных на каких-либо территориях), оказывается более чем на 10% выше средневзвешенной цены товара, доступного покупателю в пределах предварительно определённых географических рассматриваемого товарного рынка, то такие территории должны относиться к другим товарным рынкам.

В состав Республики Бурятия входят 23 муниципальных района/городских округа, расстояние  между которыми варьируется в пределах  от 60 км до 1000 км. Очевидно, что покупателям нецелесообразно и экономически невыгодно  приобретать лекарственные средства в аптечных учреждениях, расположенных на территории других муниципальных районов республики, в связи со значительными транспортными (более 10 % от средневзвешенной цены товара), а также временными затратами, вызванными перемещением покупателя из одного муниципального образования  на территорию другого в силу значительной географической удаленности  муниципальных образований друг от друга.

Следовательно, локальные рынки услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами образуют самостоятельные рынки. 

Таким образом, в качестве географических границ исследуемого рынка следует рассматривать административные границы муниципальных районов/городских округов Республики Бурятия:

V. Определение состава хозяйствующих субъектов,  действующих на товарном рынке

Согласно пункту пункту 5.1. Порядка № 220 в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, постоянно продающие (реализующие) в его границах рассматриваемый товар в пределах определённого временного интервала.

Продавцами на исследуемом рынке являются юридические лица, а также индивидуальные предприниматели – аптечные учреждения, имеющие лицензию на осуществление фармацевтической деятельности (розничная торговля). В соответствии со статьёй 4 Закона № 86-ФЗ аптечное учреждение – это организация, осуществляющая розничную торговлю лекарственными средствами, изготовление и отпуск лекарственных средств. При этом деятельность по розничной торговле лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами осуществляют как единичные аптечные учреждения, так и аптечные сети (два и более аптечных учреждения, принадлежащих одному или нескольким лицам, работающим под одним торговым наименованием, торговой маркой).

Таким образом, определение состава хозяйствующих субъектов осуществлялось на основании данных Управления Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Республике Бурятия о выданных лицензиях. Для уточнения данных о продавцах использовалась также информация администраций муниципальных образований о действующих на подведомственной территории аптечных учреждениях и  Управления Федеральной налоговой службы по Республике Бурятия о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, прекративших осуществление деятельности в установленный временной интервал.

Согласно пункту 6.4. Порядка № 220 хозяйствующие субъекты, составляющие группу лиц, рассматривались как один хозяйствующих субъект.

Для выявленных хозяйствующих субъектов в соответствии с пунктом 5.3. Порядка № 220 установлены данные, позволяющие их идентифицировать (полное наименование, адрес).

Также для хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом товарном рынке, определены покупатели (пункт 5.4. Порядка № 220); покупателями на рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами являются физические лица (население).

Вышеперечисленная информация о составе хозяйствующих субъектов, действующих на локальных рынках представлена ниже.

Таблица 2. Перечень хозяйствующих субъектов, имеющих лицензии на осуществление фармацевтической деятельности и фактически осуществлявших свою деятельность в 2008 и 2009 г.г., в разрезе локальных рынков

 

Наименование

1

Баргузинский район

 - ЗАО «Байкальские аптеки»;

- ГП РБ «Бурят-Фармация»;

- ИП Захаренко;

- ООО «Мир здоровья».

2

Баунтовский эвенкийский район

- ИП Иванков;

- ГП РБ «Бурят-Фармация»;

- ЗАО «Байкальские аптеки».

3

Бичурский район

- ИП Акатова;

- ИП Григорьева;

- ООО «Аптека № 10».

4

Джидинский район

- ГП РБ «Бурят-Фармация»;

- ЗАО «Байкальские аптеки»;

- ИП Уланова;

- ИП Цоктоев;

- ИП Ульяненко;

- ООО «Эталон».

5

Еравнинский район

- ГП РБ «Бурят-Фармация»;

- ЗАО «Байкальские аптеки».

6

Заиграевский район

- ГП РБ «Бурят-Фармация»;

- ЗАО «Байкальские аптеки»;

- МП «Аптека «Вита»;

- ИП Кобылкина;

- ИП Малыгина;

- ООО «ПРаДУС»;

- ИП Павлов;

- ИП Сандитова;

- ИП Шаталова.

7

Закаменский район

- ООО «Фармэкс»;

- ИП Хилтунов;

- ИП Борисова;

- ООО «Эгида».

8

Иволгинский район

- ЗАО «Байкальские аптеки»;

- ГП РБ «Бурят-Фармация»;

- ИП Гергенова;

- Потребительское общество «Универсальная торговая база Буркоопсоюза».

9

Кабанский район

- ЗАО «Байкальские аптеки»;

- МУП «Аптека № 86»;

- ООО «Алина»;

- МУП «Аптека № 34»;

- МУП «Аптека № 7»;

- МУП «Аптека № 39»;

- ООО «Здоровяк» ;

- ИП Комаров;

- ИП Комарова;

- ООО «Спектр» ;

- ИП Спешилов;

- ИП Хаванская;

- ООО «Кабанская фармация»;

- ИП Шишмакова;

- ИП Дымбрылова;

- ООО «Мед Фарм»;

- Потребительское общество «Универсальная торговая база Буркоопсоюза».

10

Кижингинский район

- ЗАО «Байкальские аптеки»;

- ГП РБ «Бурят-Фармация»;

- ИП Болотова;

- ИП Дианова.

11

Курумканский район

- ЗАО «Байкальские аптеки»;

- ГП РБ «Бурят-Фармация».

12

Кяхтинский район

- ЗАО «Байкальские аптеки»;

- ГП РБ «Бурят-Фармация»;

 - ИП Дегальцева;

- МУП «Аптека № 27»;

- ИП Якутина;

- ИП Мурашкина;

- ООО «Эмрис»;

- ИП Бугреева.

13

Муйский район

- МУП «Аптека № 96»;

- ООО «Витафарм»;

- ООО «Фарматэкс»;

- ПТ «Кассандра».

14

Мухоршибирский район

- ЗАО «Байкальские аптеки»;

- ГП РБ «Бурят-Фармация»;

- ИП Ластанова;

- ООО «Медикэр»;

- ООО «Сибирь-Фармация».

15

Окинский район

- ЗАО «Байкальские аптеки»;

- ГП РБ «Бурят-Фармация».

16

Прибайкальский район

- МУП «Аптека № 47»;

- ООО «Инсайт».

17

Северобайкальский район

- ГП РБ «Бурят-Фармация»;

- ИП Алёхина;

- ООО «Здоровье»;

- ООО «Нижнеангарская аптека»;

- ПТ «Кассандра»;

- ИП Кузнецова.

18

Селенгинский район

- ЗАО «Байкальские аптеки»;

- ГП РБ «Бурят-Фармация»;

- ИП Кудян;

- ООО «Фармация».

19

Тарбагатайский район

- ЗАО «Байкальские аптеки»;

- ГП РБ «Бурят-Фармация»;

- ИП Попова;

- ИП Худяев.

20

Тункинский район

- ООО «ВИБ-ПЛЮС» и  ИП Полхонов  составляли группу лиц;

- ЗАО «Байкальские аптеки»;

- ГП РБ «Бурят-Фармация».

21

Хоринский район

- ГП РБ «Бурят-Фармация»;

- ИП Трубченинов;

- МУП «Хоринское аптечное объединение № 24» .

22

г. Северобайкальск

- ЗАО «Байкальские аптеки»;

- ИП Кузнецова;

- ПТ «Кассандра».

23

г. Улан-Удэ.

- ООО «Атлант» и ИП Романова образуют группу лиц;

- ИП Андреева;

- ИП Ангархаева;

- ИП Арсентьева;

- ИП Абгалдаев;

- ЗАО «Байкальские аптеки»;

- ИП Батуева;

- ООО «БОН-ТОН»;

- ООО «БОН-ТОН»;

- ИП Болькина;

- ИП Болотова;

- ГУЗ «Бурятская республиканская станция переливания крови»;

- ГП РБ «Бурят-Фармация»;

- ООО «ВИБ-ПЛЮС»;

- ООО «Витал»;

- ООО «Вита+»;

- ООО «Витрум»;

- ООО «Вдохновение»;

- ИП Гергенова;

- МУЗ «Городская больница №1»;

- МУЗ «Городская больница №4»;

- МУЗ «Городская больница №5»;

- ОАО «Городские аптеки»;

- ИП Дышенова;

- ИП Дорофеева;

- ИП Дутов;

- ИП Дашинимаева;

- ООО «ИрС»;

- ООО «Интерфарм»;

- ИП Кущенко;

- ИП Ли;

- ООО «Медикэр»;

- ООО «Нова Фарм»;

- ИП Очирова;

- ООО «Аптечная сеть ОРТОПРО»;

- ООО «Ориент-Фарм»;

- ООО «Панацея»;

- ИП Попова;

- ИП Плотникова;

- ООО «Пульс+»;

- ИП Поломошнова;

- ИП Преловская;

- Потребительское общество «Универсальная торговая база Буркоопсоюза»;

- ООО «Сибирь-Фармация»;

- ИП Степанова;

- ООО «Темп»;

- ООО «Фарма»;

- ООО «ФармГарант»;

- Группа лиц в составе: ООО «Фармамед «Мария» и ООО «Фарммедикал»;

- ООО «Фарм-Лайт»;

- ООО «ЮКО».

 

В 2008 г. в республике осуществляли свою деятельность 90 хозяйствующих субъектов, имеющих 245 аптечных учреждений, общий товарооборот которых составил 1249369,63 тыс. руб.

В 2009 г. в республике осуществляли свою деятельность 104 хозяйствующих субъекта, имеющих 266 аптечных учреждений, общий товарооборот которых составил 1603474,95 тыс. руб.

VI. Расчёт объёма товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

Основными данными для расчета объёма товарного рынка в географических границах каждого городского округа и муниципального района являются годовые товарообороты одиночных аптечных учреждений, аптечных учреждений, входящих в аптечные сети или в одну группу лиц, в соответствующем городском округе и муниципальном районе в 2008 и 2009 гг. Годовой объём рынка рассчитывается как сумма годовых товарооборотов всех аптечных учреждений соответствующего городского округа и муниципального района в стоимостном выражении.

Источник получения данных по товарообороту - информация, представленная хозяйствующими субъектами, а также органами статистики, налоговыми органами, органами государственной власти и местного самоуправления.

В связи с невозможностью получения информации о товарообороте аптечных учреждений вследствие прекращения деятельности при расчёте показателей объёма товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов не учтены результаты деятельности нескольких хозяйствующих субъектов, чья доля, согласно результатам анализа рынка розничной реализации лекарственных средств, изделий медицинского назначения и сопутствующих товаров за 2007 год,  являлась незначительной.

Таким образом, в соответствии с пунктом 5.2. Порядка № 220 количество выявленных и учтённых в анализе аптечных учреждений является достаточным и добавление неучтённых хозяйствующих субъектов не приведёт к изменению выводов о наличии или отсутствии доминирующего положения у крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.

Таблица 6. Объём рынка розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами каждого городского округа и муниципального района

<…>

Доля хозяйствующего субъекта или группы лиц на рассматриваемом товарном рынке в географических границах каждого городского округа и муниципального района рассчитывается как выраженное в процентах отношение годового суммарного товарооборота всех аптечных учреждений данного хозяйствующего субъекта, действующих в каждом городском округе и муниципальном районе в стоимостном выражении, к годовому объёму рассматриваемого товарного рынка соответствующего городского округа и муниципального района.

Таблица 7. Доли хозяйствующих субъектов на рынке розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в границах городских округов и муниципальных районов

<…>

Таким образом, в результате исследования выявлены следующие хозяйствующие субъекты и группы лиц, имеющие в течение 2008-2009 г.г. долю на товарном рынке более чем 35%:

Таблица 8. Хозяйствующие субъекты и группы лиц, имеющие в течение 2008-2009 гг. долю на товарном рынке более чем тридцать пять процентов

<…>

При этом ИП Хилтунов, ИП Трубченинов в 2010 году прекратили осуществление деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, что подтверждается данными налоговых органов.

Кроме того, согласно части 3  статьи 5 Закона № 135-ФЗ доминирующим признаётся положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозйствующих субъектов, применительно к которым выполняются в совокупности следующие условия:

- совокупная доля не более чем трёх хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает 50%, или совокупная доля не более пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает 70% (настоящее положение не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее чем 8%);

- в течение длительного периода (в течение не менее чем одного года или, если такой срок составляет менее чем один год, в течение срока существования соответствующего товарного рынка) относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднён;

- реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменён другим товаром при потреблении, рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретении этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределённому кругу лиц.

По итогам анализа установлено наличие перечисленных условий на товарном рынке Бичурского района (ИП Акатова, ИП Григорьева) в 2008 году, Кижингинского района (ГП РБ Бурят-Фармация, ИП Болотова, ИП Дианова) в 2008 году, Кяхтинского района (ГП РБ Бурят-Фармация, ИП Якутина) в 2008 году, (ЗАО "Байкальские аптеки",  ИП Якутина) в 2009 году, Муйского района (ООО "Витафарм", ООО "Фарматакс", МУП «Аптека № 96»),  Прибайкальского района (ООО "Инсайт», ГП РБ БурятФармация) в 2008 году, (ООО "Инсайт", ЗАО "Байкальские аптеки") в 2009 году, Северо-Байкальского района (ПТ "Кассандра", ООО "Нижнеангарская аптека"), Тарбагатайского района (ИП Худяев, ГП РБ Бурят-Фармация») в 2008 году.

В Заиграевском районе совокупную долю в размере более 70% имели следующие хозяйствующие субъекты: в 2008 г. - ГП РБ БурятФармация, ИПБОЮЛ Павлов, ИП Сандитова, МП «Аптека «Вита», в 2009 г. - ЗАО "Байкальские аптеки", ИП Кобылкина, ИП Сандитова. Так как в течение длительного периода (более года) размеры долей ИП Павлова, ИП Кобылкиной претерпели существенные изменения, положение вышеперечисленных хозяйствующих субъектов не является доминирующим.

В границах Кабанского района совокупную долю в размере более 70% в 2008 году имели: ООО "Алина", МУП "Аптека №7", ИП Спешилов, МУП "Аптека № 39", однако в 2008-2009 г.г.  появились новые аптечные учреждения (ООО «Кабанская фармация», ИП Комарова, ИП Шишмакова , ООО «Мед Фарм», ООО «Здоровяк»), что свидетельствует о том, что доступ на рынок новых конкурентов не затруднён. Соответственно, положение указанных хозяйствующих субъектов также  не является доминирующим.

 В г. Улан-Удэ в 2008 и 2009 г.г. совокупную долю в размере более 50% имели три хозяйствующих субъекта: ОАО «Городские аптеки», ИП Дашинимаева, ООО «Панацея». При этом в ходе анализа выявлено, что в границах данного локального рынка в установленном временном интервале произошли существенные изменения состава хозяйствующих субъектов; появились новые аптечные учреждения, что свидетельствует о невыполнении такого условия «коллективного доминирования», как наличие затрудения в доступе на рынок новых конкурентов. Таким образом, положение на товарном рынке перечисленных хозяйствующих субъектов не может быть признано доминирующим в соответствии с частью 3 статьи 5 Закона № 135-ФЗ.

Таблица 9. Хозяйствующие субъекты, доминирующие в соответствии с частью 1, 3 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

№ п/п

Наименование городского округа или муниципального района

Хозяйствующие субъекты, доминирующие в соответствии с частью1, 3 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

Доля, %

2008

Доля,%

2009

1

Баргузинский

ГП РБ Бурят-Фармация

ЗАО "Байкальские аптеки"

<…..>

 

<…..>

2

Баунтовский Эвенкийский

ГП РБ Бурят-Фармация

ЗАО "Байкальские аптеки"

<…..>

 

<…..>

3

Бичурский

ИП Акатова, ИП Григорьева

ИП Акатова

<…..>

 

<…..>

4

Город Северобайкальск

ПТ " КАССАНДРА"

<…..>

<…..>

5

Джидинский

ГП РБ Бурят-Фармация

ЗАО "Байкальские аптеки"

<…..>

 

<…..>

6

Еравнинский

ГП РБ Бурят-Фармация

 ЗАО "Байкальские аптеки»

<…..>

 

<…..>

7

Заиграевский

-

-

-

8

Закаменский

ИП Хилтунов

<…..>

<…..>

9

Иволгинский

ГП РБ Бурят-Фармация

 ЗАО "Байкальские аптеки" 

<…..>

 

<…..>

10

Кабанский

-

-

-

11

Кижингинский

ГП РБ Бурят-Фармация, ИП Болотова О.Ц.-Д. , ИП Дианова Н.Н.

ЗАО "Байкальские аптеки"

<…..>

 

<…..>

12

Курумканский

ГП РБ Бурят-Фармация

ЗАО "Байкальские аптеки" 

<…..>

 

<…..>

13

Кяхтинский

ГП РБ Бурят-Фармация , ИП Якутина

ЗАО "Байкальские аптеки",  ИП Якутина

<…..>

 

<…..>

14

Муйский

ООО "Витафарм", ООО "Фарматакс", МУП «Аптека № 96»

<…..>

<…..>

15

Мухоршибирский

ГП РБ Бурят-Фармация

 ЗАО "Байкальские аптеки"

<…..>

 

<…..>

16

Окинский

ГП РБ Бурят-Фармация

ЗАО "Байкальские аптеки"

<…..>

 

<…..>

17

Прибайкальский

ООО "Инсайт", ГП РБ БурятФармация

ООО "Инсайт" ,ЗАО "Байкальские аптеки"

<…..>

 

<…..>

18

Северо-Байкальский

ПТ " КАССАНДРА" , ООО "Нижнеангарская аптека"

<…..>

<…..>

19

Селенгинский

ГП РБ БурятФармация

ЗАО "Байкальские аптеки"

<…..>

 

<…..>

20

Тарбагатайский

ГП РБ БурятФармаци, ИП Худяев

ЗАО "Байкальские аптеки"

<…..>

 

<…..>

21

Тункинский

ГП РБ БурятФармация

 ЗАО "Байкальские аптеки"

<…..>

 

<…..>

22

Хоринский

МУП "Хоринское аптечное объединение № 24"

ГП РБ БурятФармация

<…..>

 

<…..>

 

 

VII. Определение уровня концентрации товарного рынка

Для определения уровня концентрации рынка розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами были использованы коэффициент рыночной концентрации и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана.

Коэффициент рыночной концентрации (CR) рассчитывается как сумма долей крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке. Для целей настоящего анализа коэффициент рыночной концентрации рассчитывался для трёх крупнейших хозяйствующих субъектов по каждому муниципальному району и городскому округу. Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) рассчитывается как сумма квадратов долей на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке.

Уровень концентрации рынка розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в большинстве муниципальных образованиях

 

VIII. Уровень обеспеченности населения услугами розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами

Принято считать, что норма соотношения численности населения и количества аптечных учреждений – 4-5 тыс. человек на 1 аптеку. В городских округах и муниципальных районах, где действует недостаточное количество аптек, рынок чаще всего является высококонцентрированным.

<…>

Низкий уровень обеспеченности аптечными учреждениями может означать, что в рассматриваемых географических границах имеются серьезные барьеры для входа на рынок (Бичурский, Закаменский, Иволгинский, Окинский, Селенгинский, Тарбагатайский районы).

IX. Определение барьеров входа на рынок

Источник получения данных о барьерах входа на рынок услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами - информация, представленная аптечными учреждениями. Всего опрошен 51 хозяйствующий субъект как частной, так и государственной (муниципальной) организационно-правовой формы.

На рассматриваемом рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами (в разрезе городских округов и муниципальных районов) в 2008-2009 гг. в Республике Бурятия выявлены следующие барьеры.

  1. Экономические барьеры.

- Низкая платёжеспособность населения. 51% опрошенных указали, что низкий уровень доходов граждан препятствует расширению объёмов продаж, так как отрицательно влияет на спрос.  Население с невысокими доходами приобретает преимущественно недорогие лекарственные средства, прибыль от реализации которых в денежном выражении даже при больших объёмах продаж невелика. Кроме того,  невостребованность отдельных препаратов приводит к дополнительным издержкам, поскольку при истечении сроков годности аптечные учреждения осуществляют их списание и уничтожение. Снижение платёжеспособности населения в период экономического кризиса в 2009 году также отрицательно сказалось на товарообороте многих аптек.

- Высокий уровень затрат. 31% аптечных учреждений считают, что высокая арендная плата, а также высокие коммунальные тарифы и их постоянный рост, являются барьером, препятствующим развитию фармацевтического рынка.

- Недостаток финансовых средств. 45% участвовавших в опросе хозяйствующих субъектов испытывают постоянную нехватку оборотных средств. Одним из факторов, негативно влияющих на финансовое состояние аптечных учреждений, является  недостаточная эффективность банковского кредита. 18% опрошенных испытывают трудности в оформлении кредита (большое количество необходимых документов) и считают условия банков недостаточно выгодными (высокий процент, необходимость залогового обеспечения).

Кроме того, обеспечение широкого ассортимента лекарственных средств, представленных в аптечном учреждении, требует долговременного отвлечения денежных средств. При отсутствии отдельных препаратов у оптовых поставщиков лекарственных средств Республики Бурятия аптеки приобретают их в других регионах РФ; в этом случае доставка занимает более длительное время, соответственно, финансовые средства отвлекаются на более длительный срок.

В кризисный 2009 год имело место ужесточение условий сотрудничества с поставщиками (отмена предоставления товара под реализацию, уменьшение сроков отсрочки платежа за поставленную продукцию), что также негативно повлияло на финансовое состояние аптечных учреждений.

  1. Административные барьеры.

- Необходимость получения лицензии на осуществление фармацевтической деятельности (розничной торговли). Согласно статье 34 Федерального закона от 22.06.1998 № 86-ФЗ "О лекарственных средствах" фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом обязательными условиями для принятия решения о выдаче лицензии являются представление соискателем лицензий документов, подтверждающих право соискателя лицензии на использование помещений в целях осуществления фармацевтической деятельности, наличие сертификатов у специалистов, осуществляющих фармацевтическую деятельность, а также санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии помещений требованиям санитарных правил. 27% опрошенных отметили, что длительная процедура оформления разрешительной документации является препятствием для входа на рынок розничной реализации лекарственных средств.

- Необходимость обеспечения минимального ассортимента лекарственных средств. В соответствии с пунктом 1.5 Порядка отпуска лекарственных средств, утверждённого Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2005 № 785, для бесперебойного обеспечения населения лекарственными средствами аптечные учреждения (организации) обязаны иметь в наличии минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи, утверждённый Приказом Минздравсоцразвития России от 29.04.2005 № 312.

12% опрошенных считают, что обязанность  обеспечения минимального ассортимента лекарственных средств, в составе которого имеются препараты, пользующиеся незначительным спросом, а зачастую так и оставшиеся  невостребованными, является своего рода барьером на фармацевтическом рынке. 

Данное мнение частично подтверждается позицией Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. Так, в письме от 28 апреля 2009 г. № 04-7277/09 «О минимальном ассортименте лекарственных средств в аптеках» указано: «… анализ действующей редакции Приказа № 312 показал наличие в нём значительного количества препаратов, применяемых преимущественно в стационарных условиях, неточности в написании лекарственных форм, а также отсутствие зарегистрированных препаратов в лекарственных формах, указанных в Приказе. Кроме того, в Приказ № 312 включены малоэффективные и устаревшие лекарственные препараты, не включенные в настоящее время в стандарты лечения. …. В современных финансовых условиях аптечным учреждениям будет еще сложнее обеспечить набор препаратов, предусмотренных Приказом № 312. … Росздравнадзор считает целесообразным скорейший пересмотр минимального ассортимента лекарственных средств, оставив в нем лишь препараты, используемые в амбулаторной практике и включенные в стандарты лечения».

 - Регулирование цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства (далее – ЖНВЛС). В соответствии с постановлением Правительства РФ от 09.11.2001 № 782 «О государственном регулировании цен на лекарственные средства»  органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданы полномочия по установлению предельных оптовых и предельных розничных надбавок к ценам на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства. Таким образом, размер розничной надбавки аптечного учреждения, осуществляющего реализацию лекарственного средства на территории субъекта Российской Федерации, не должен превышать размер соответствующей предельной розничной надбавки, установленный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В 2008 году в Республике Бурятия действовали следующие предельные розничные надбавки на ЖНВЛС (Постановление Правительства Республики Бурятия от 10.04.2000 г. № 110 «Об установлении торговых надбавок к ценам на лекарственные средства, изделия медицинского назначения и порядке их применения» (в ред. Постановлений Правительства РБ от 05.08.2002 N 199, от 20.01.2005 N 7): г. Улан-Удэ – 30%, сельские районы, за исключением районов, приравненных к районам Крайнего Севера – 45%, районы, приравненные к районам Крайнего Севера – 70%. В соответствии с Постановлением Совмина СССР от 03.01.1983 № 12 к районам, приравненным к районам Крайнего Севера, в Республике Бурятия приравнены следующие районы: Баунтовский, Северо-Байкальский, Баргузинский, Курумканский, Окинский и Муйский районы.

Постановлением Правительства Республики Бурятия от 28.05.2009 № 199 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Бурятия от 10.04.2000 № 110 «Об установлении торговых надбавок к ценам на лекарственные средства, изделия медицинского назначения и порядке их применения» вышеперечисленные надбавки были снижены до следующих размеров: г. Улан-Удэ – 25%, сельские районы, за исключением районов, приравненных к районам Крайнего Севера – 35%, районы, приравненные к районам Крайнего Севера – 55%.

При этом лекарственные средства и изделия медицинского назначения, не включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, реализуются через розничную аптечную сеть с применением свободных торговых надбавок.

- Усиление контроля со стороны уполномоченных органов. При малой численности сотрудников и недостаточной технической оснащённости подготовка информации по запросам контролирующих органов связана с дополнительными финансовыми и временными затратами. 31% опрошенных отметили, что постоянные проверки  со стороны контролирующих органов отвлекают сотрудников аптечных учреждений от работы, а активное освещение результатов проверок в СМИ формирует негативное отношение к деятельности фармацевтических учреждений у населения.

  1. Стратегия поведения действующих на рынке хозяйствующих субъектов, направленных на создание барьеров.

В конце 2008 года в Республике Бурятия создана крупная розничная сеть ЗАО «Байкальские аптеки», в составе которой -  аптечные учреждения в различных муниципальных образованиях республики. На конец 2009 года данная сеть расширилась и имеет значительные конкурентные преимущества перед одиночными аптеками иных хозяйствующих субъектов.

  1. Наличие вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов.

В Республике Бурятия таковые отсутствуют.

  1. Другие ограничения входа на товарный рынок.

- Нехватка специализированных кадров. Некоторые хозяйствующие субъекты, занимающиеся розничной реализацией лекарственных средств, сталкиваются с проблемой нехватки специализированных кадров в районах Республики Бурятия. В целом 22% опрошенных (хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на территории г. Улан-Удэ, Кабанского, Кяхтинского, Селенгинского и др. районов Республики Бурятия) считают недостаток квалифицированных фармацевтов серьёзным барьером входа на рынок розничной реализации лекарственных средств, изделий медицинского назначения и сопутствующих товаров.

X. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

Таким образом, проведённый анализ рынка розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами показал, что в 2 муниципальных районах и городских округах (Город Улан-Удэ, Кабанский район) рынок относится к рынку с недостаточно развитой конкуренцией, в 21 муниципальном районе и городском округе (Город Северобайкальск, Баргузинский, Баунтовский Эвенкийский, Бичурский, Джидинский, Еравнинский, Заиграевский, Закаменский, Иволгинский, Кижингинский, Курумканский, Кяхтинский, Муйский, Мухоршибирский, Окинский, Прибайкальский, Северо-Байкальский, Селенгинский, Тарбагатайский, Тункинский, Хоринский районы) рынок относится к рынку с неразвитой конкуренцией.

 

XI. Выводы и предложения

По состоянию на 1 октября 2010 года  в Реестре состоят 5 хозяйствующих субъектов, осуществляющх деятельность по розничной реализации лекарственных средств, изделий медицинского назначения и сопутствующих товаров:

  1. ЗАО «Байкальские аптеки» с долей >50% в границах Баргузинского, Баунтовского эвенкийского, Джидинского, Еравнинского, Иволгинского, Кижингинского, Курумканского, Мухоршибирского, Окинского,          Прибайкальского, Селенгинского, Тарбагатайского, Тункинского районов  Республики Бурятия, с долей >35% в границах Кяхтинского района Республики Бурятия;
  2. ПК «Кассандра» с долей >50% в границах г. Северобайкальск, с долей <50% в границах Северо-Байкальского района Республики Бурятия;
  3. ИП Акатова с долей >50% в границах Бичурского района Республики Бурятия;
  4. МУП «Аптека № 96» с долей <50% в границах Муйского района Республики Бурятия;
  5. ИП Попова с долей >35% в границах Тарбагатайского района Республики Бурятия.

С целью осуществления государственного контроля за экономической концентрацией, рыночным поведением доминирующих субъектов, и  предупреждения монополистической деятельности необходимо:

1. Включить в Реестр:

1.1. ООО «Инсайт» по розничной торговле лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами с долей > 35% в границах Прибайкальского района РБ.

2. Внести изменения в Реестр:

2.1. В отношении ЗАО «Байкальские аптеки» в связи с изменением доли в границах Прибайкальского района с >50% до >35%, а также в связи с установлением в ходе настоящего анализа доли >35 % в границах Заиграевского района;

2.2. В отношении ПТ «Кассандра» в связи с утратой доминирующего положения в границах Северо-Байкальского района РБ;

2.3. В отношении ГП РБ «Бурят-Фармация», включенного в Реестр по оптовой торговле  фармацевтическими и медицинскими товарами, в связи с установлением доли >50% на рынке услуг по розничной торговле лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в границах Хоринского района РБ.

3. Исключить из Реестра:

3.1. МУП «Аптека № 96» в связи с утратой доминирующего положения в границах Муйского района РБ.

4. Продолжить наблюдение за хозяйствующими субъектами, включенными в Реестр:

4.1. ИП Акатова с долей >50% в границах Бичурского района РБ;

4.2. ИП Попова с долей >35% в границах Тарбагатайского района РБ.

5. Продолжить наблюдение за хозяйствующими субъектами, имеющими долю в 2009 году более 35% и не включенными в Реестр в связи с неустойчивым положением на рынке:

5.1. ИП Иванков с долей 35,32% в границах Баунтовского эвенкийского района;

5.2. ИП Кузнецова  с долей 38,23% в границах г. Северобайкальск;

5.3. ООО «ВИБ-ПЛЮС» с долей 36,74% в границах Тункинского района.