О результатах анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг по теплоснабжению в г.Улан-Удэ за 2009, 2010 гг.

Информация по результатам анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг по теплоснабжению

 

Анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по теплоснабжению проведен в соответствии с приказом ФАС России от 07.02.2011 № 66 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2011-2012 годы».

Целью настоящего анализа является оценка состояния конкурентной среды на рынке услуг по теплоснабжению, установление доминирующего положения хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере теплоснабжения на территории г.Улан-Удэ, с последующим их включением в   Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определённого товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определённого товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (далее – Реестр).

Настоящий анализ товарного рынка проведен в соответствии со следующими нормативными документами:

1.  Федеральный закон от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции);

2.  Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках», утв. Приказом ФАС от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок);

3. Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении);

В качестве источников исходной информации при анализе исследуемого рынка использовались:

  1. Сведения, предоставленные хозяйствующими субъектами, осуществлявшими деятельность по теплоснабжению в 2009 и 2010 годах в г.Улан-Удэ;
  2. Сведения официального сайта Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия.

 

В соответствии с целью исследования рынка, учитывая особенности деятельности хозяйствующих субъектов в сфере теплоснабжения в Улан-Удэ – длительный отопительный сезон, связанный с климатическими условиями в регионе (с сентября по май), необходимостью ремонта, профилактики тепловых комплексов в оставшееся время года, сроки действия установленных тарифов на тепловую энергию не менее чем один финансовый год, согласно пункту 2.2 Порядка для изучения сложившихся характеристик рассматриваемого товарного рынка необходимо проведение ретроспективного анализа состояния конкурентной среды на товарном рынке. Временные границы определены  как  2009 и 2010 годы.

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (далее - ОКВЭД) 029-2007, услуги теплоснабжения  относятся к разделу Е «Производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и воды», подразделу ЕА «Производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и воды», классу 40 «Производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды», подклассу 40.3 «Производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии)».

К данному подклассу относятся отдельные виды деятельности: «производство пара и горячей воды (тепловой энергии» - код ОКВЭД 40.30.1,  «передача пара и горячей воды (тепловой энергии)» – код ОКВЭД 40.30.2,  «распределение пара и горячей воды (тепловой энергии)» - код ОКВЭД 40.30.3. Указанные отдельные виды деятельности в силу особенностей их осуществления необходимо рассматривать как единый товарный рынок, поскольку все они, как комплекс работ, объединены использованием взаимоувязанных объектов инфраструктуры (системой теплоснабжения), последовательностью технологических процессов и одной целью - обеспечение теплом потребителей.

 

В соответствии с частью 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.

Согласно части 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 указанного кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Таким образом, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации услуга по теплоснабжению представляет собой поставку энергоснабжающей организацией абоненту произведенной или приобретенной тепловой энергии.

 

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о теплоснабжении потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения.

Местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации в соответствии с частью 5 статьи 15 Закона о теплоснабжении является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения к бесхозяйной тепловой сети.

Граница балансовой принадлежности определяет точку учета при коммерческом учете тепловой энергии, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета (часть 2 статьи 19 Закона о теплоснабжении).

Процесс теплоснабжения включает производство, передачу, сбыт тепловой энергии, при этом предметом договорных отношений могут быть как отдельное действие, так и несколько последовательных действий, составляющих процесс теплоснабжения. Существуют различные схемы договорных отношений на рынке услуг по теплоснабжению между производителем, продавцом, теплосетевой организацией, потребителем.

Наиболее распространенными схемами предоставления услуг по теплоснабжению являются:

- схема сбыта тепловой энергии через перепродавца. В таком случае генерирующая организация продает тепловую энергию перепродавцу, который осуществляет теплоснабжение конечного потребителя.

- схема предоставления услуг теплоснабжения с использованием собственных (арендованных) сетей. Данная схема подразумевает отсутствие каких-либо посредников между генерирующей организацией и потребителями тепловой энергии. В данной схеме у генерирующей компании в собственности, аренде или концессии должны находиться как магистральные, так и распределительные тепловые сети.

- схема предоставления услуг по теплоснабжению потребителям, присоединенным опосредованно через сети иного хозяйствующего субъекта.

 

В установленный в целях данного анализа временной период между хозяйствующими субъектами, оказывавшими услуги в сфере теплоснабжения в г.Улан-Удэ действовали различные договоры на теплоснабжение, передачу тепловой энергии. Антимонопольным органом рассмотрены и проанализированы следующие основные виды договоров.

Предметом договоров теплоснабжения является отпуск и потребление (или подача и принятие) тепловой энергии и теплоносителя в горячей воде. При выполнении договоров теплоснабжения стороны обязуются руководствоваться Гражданским кодексом, «Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя», зарегистрированными в Министерстве юстиции РФ 25.09.95.г. за №954, и другими правовыми актами об энергоснабжении, действующими на территории РФ, а также обязательными правилами, принятыми в соответствии с ними.

Сторонами по договору являются Энергоснабжающая организация и Абонент (потребитель тепловой энергии). «Энергоснабжающая организация» обязуется отпустить (подать) Абоненту на границах раздела балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности тепловую энергию в горячей воде и теплоноситель с указанными тепловыми нагрузками, в Гкал/час, на отопление, на горячее водоснабжение. Абонент обязуется принимать и оплачивать полученную на границе раздела с Энергоснабжающей организацией тепловую энергию и теплоноситель, в установленные договором сроки и порядке.

Предметом договоров на оказание услуг по передаче тепловой энергии является передача тепловой энергии по тепловым сетям теплосетевой организации абоненту. Сторонами по договору являются теплосетевая организация и абонент. Теплосетевая организация обязуется транспортировать тепловую энергию до границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон по договору в соответствии с оговоренным теплопотреблением. Абонент обязуется принять и оплатить тепловую энергию.

 

В г. Улан-Удэ 100% централизованного теплоснабжения в 2009 и 2010 годах осуществлялось от ТЭЦ (ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2), принадлежащих на праве собственности ОАО «Территориальная генерирующая компания – 14» (ОАО «ТГК-14»). На основании договора № У-06-051 от 18.01.2006 доверительному управляющему ОАО «ТГК-14» было передано в доверительное управление муниципальное имущество теплоснабжения и горячего водоснабжения города Улан-Удэ. Постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 14 марта 2006 г. № 77 ОАО "ТГК - 14" была наделена функциями единого поставщика тепловой энергии и горячей воды для потребителей города Улан-Удэ с 01.04.2006.

В исследуемый период ОАО «ТГК-14» предоставляло услуги теплоснабжения с использованием собственного имущества и имущества, находящегося у него в доверительном управлении. Посредники между генерирующей организацией и потребителями тепловой энергии отсутствовали. Общество производило тепловую энергию, используя мощности двух ТЭЦ и 27 котельных, приобретало тепловую энергию у 8 теплоснабжающих организаций, осуществляло передачу и распределение энергии по муниципальным тепловым сетям (магистральным и распределительным) и реализовывало тепловую энергию потребителям без перепродавцов.

ОАО «ТГК-14» приобретало тепловую энергию в 2009 и 2010 годах у ОАО "Улан-Удэнский авиационный завод", ЗАО "Улан-Удэстальмост", ФБУ "Исправительная колония № 2 УФСИН по РБ", ФГУ "Улан-Удэнская КЭЧ района СибВО", ФГУП "Забайкальское аэрогеодезическое предприятие", ОАО "Российские железные дороги", и, с 2010 года у ООО «С-Транс-С» и через муниципальные тепловые сети, поставляло тепловую энергию своим конечным потребителям.

В свою очередь часть перечисленных выше хозяйствующих субъектов приобретали у ОАО «ТГК-14» тепловую энергию, являясь, согласно договорам отпуска и приобретения тепловой энергии стороной, именуемой Абонентом.

 

Функциональное назначение услуги теплоснабжения  - обеспечение теплом и горячей водой потребителей, обогрев жилых, производственных помещений.

Основными свойствами услуги теплоснабжения для конечных потребителей являются температура поставленного теплоносителя (среднесуточная), бесперебойность оказания услуг теплоснабжения, цена услуги (тариф).

Цена на услуги по теплоснабжению в соответствии с Законом о теплоснабжении регулируется государством. Регулируемыми видами деятельности в сфере теплоснабжения являются реализация тепловой энергии (мощности), теплоносителя, оказание услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя; оказание услуг по поддержанию резервной тепловой мощности.

При этом оказание услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, в отличие от деятельности по реализации тепловой энергии и поддержанию резервной тепловой мощности, в обязательном порядке подлежит регулированию, так как согласно части 1 статьи  4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче тепловой энергии обозначены регулируемым видом деятельности субъектов естественных монополий.

К видам цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, подлежащим регулированию в соответствии со статьей 8 Закона о теплоснабжении, относятся, в частности:

- тарифы на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более;

- тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям;

- тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям;

- тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя.

Регулирующим органом перечисленных видов цен в Республике Бурятия является Республиканская служба по тарифам Республики Бурятия.

В силу нецелесообразности постройки новых котельных, тепловых пунктов, прокладки альтернативных существующим тепловых сетей в виду больших затрат - материальных и временных, существует очевидное ограничение по возможностям доставки (передачи) потребителям теплоносителей от конкретного источника. То есть определенным потребителям тепловая энергия может поставляться только по определенным тепловым сетям, внутри одной системы теплоснабжения.

Так как тепловая энергия в процессе потребления не может быть заменена другим товаром, услуги по теплоснабжению не имеют заменителей. В силу технологических особенностей производства, передачи и распределения тепловая энергия, производимая хозяйствующими субъектами, не может обращаться  на разных товарных рынках, отсутствует  техническая  возможность потребителей товара отказаться от услуг поставщика, к сетям которого они подключены.

Таким образом, в целях проведения данного анализа  продуктовыми границами исследуемого рынка является услуга по теплоснабжению, код по ОКВЭД 40.3 «Производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии)».

 

Географические границы товарного рынка – это территория, на которой покупатель (покупатели) приобретает или имеет экономическую возможность приобрести товар (услуги) и не имеет такой возможности за ее пределами.

В сфере услуг субъектов естественных монополий географические границы товарных рынков определяются с учетом особенностей предоставления этих услуг, в частности: наличия и расположения технологической инфраструктуры (сетей); возможностей покупателей по доступу к инфраструктуре и её использованию (подключению к сетям).

Для рассматриваемого рынка характерно оказание услуг организациями теплоснабжения потребителям в пределах пролегания тепловых сетей теплоснабжающих или теплосетевых организаций. Конечный потребитель приобретает и потребляет услугу только от того поставщика услуг, к которому присоединены коммуникации потребителя.

Таким образом, географическими границами рынка будут границы локальных рынков в пределах территорий расположения технологической инфраструктуры (пролегания тепловых сетей) хозяйствующих субъектов, оказывавших услуги теплоснабжения в 2009, 2010 годах в административных границах г. Улан-Удэ:

- в пределах территории расположения технологической инфраструктуры (пролегания тепловых сетей), находящейся в доверительном управлении ОАО "Теплогенерирующая компания-14";

- в пределах территории расположения технологической инфраструктуры (пролегания тепловых сетей) ОАО "Улан-Удэнский авиационный завод";

- в пределах территории расположения технологической инфраструктуры (пролегания тепловых сетей) Дирекции по тепловодоснабжению структурного подразделения ВСЖД ОАО «РЖД»;

- в пределах территории расположения технологической инфраструктуры (пролегания тепловых сетей) ООО "Бурят-Терминал";

- в пределах территории расположения технологической инфраструктуры (пролегания тепловых сетей) ООО "С-транс-С";

- в пределах территории расположения технологической инфраструктуры (пролегания тепловых сетей) ФГУ "235-КЭЧ района СибВО";

- в пределах территории расположения технологической инфраструктуры (пролегания тепловых сетей) ЗАО "Улан-Удэстальмост";

- в пределах территории расположения технологической инфраструктуры (пролегания тепловых сетей) ФБУ "Исправительная колония №2 УФСИН по РБ";

- в пределах территории расположения технологической инфраструктуры (пролегания тепловых сетей) ФГУ "Улан-Удэнская КЭЧ района СибВО";

- в пределах территории расположения технологической инфраструктуры (пролегания тепловых сетей) Бурятского отделения ФГУП "Забайкальское аэрогеодезическое предприятие";

- в пределах территории расположения технологической инфраструктуры (пролегания тепловых сетей) ООО «Завод Эмальпосуда»;

- в пределах территории расположения технологической инфраструктуры (пролегания тепловых сетей) ОАО «Аэропорт «Байкал».

 

Продавцами на данном рынке являются организации, осуществляющие производство и (или) продажу конечным потребителям произведенных и (или) приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя, передачу тепловой энергии. Сведения о продавцах на данном рынке представлены в Таблице 1 Приложения.

Покупателями на данном рынке являются лица, приобретающие тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления, то есть: население; юридические лица, приобретающие по договору тепловую энергию для собственных хозяйственно-бытовых и (или) производственных нужд; организации, оказывающие коммунальные услуги населению; теплоснабжающие организации, приобретающие тепловую энергию для поставки своим потребителям.

 

В соответствии с пунктом 6.1. Порядка основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке является объем продаж (поставок) на рассматриваемом рынке услуг. Оценка объема товарного рынка услуг теплоснабжения осуществляется на основании объема тепловой энергии, реализованной конечным потребителям, выраженного в Гкал, при расчете объема рынка не допускается повторный учет одного и того же товара.

Доля хозяйствующего субъекта рассчитана как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объём товарной массы, поставляемой данным хозяйствующим субъектом, к показателю, характеризующему объём товарного рынка.

Так как хозяйствующие субъекты оказывают услугу теплоснабжения в границах сетей, принадлежащих им на тех или иных законных основаниях, то каждый из них занимает долю в размере 100 % в географических границах своих тепловых сетей.

 

Для определения уровней концентрации товарных рынков использовались следующие показатели:

- коэффициент рыночной концентрации CR – сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определённого числа крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

- индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана HHI – сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

Показатели рыночной концентрации дают возможность сделать вывод о том, что исследуемые рынки являются высококонцентрированными, с неразвитой конкуренцией.

 

Экономическими барьерами входа на рынки услуг по производству, передаче и распределению пара и горячей воды (тепловой энергии) в установленных географических границах являются:

- государственное регулирование в сфере теплоснабжения. Поскольку рост тарифов ограничен предельными индексами, тариф на реализацию тепловой энергии у некоторых хозяйствующих субъектов ниже себестоимости производства тепловой энергии;

- высокий уровень капитальных затрат в отрасли, в том числе при первоначальных инвестициях, и длительный срок окупаемости этих вложений;

- высокая степень износа тепловых сетей, котельных при возрастающем потреблении тепловой энергии.

Ограничениями также являются общеизвестные проблемы расчета теплоснабжающих организаций с потребителями (низкая платежеспособность населения, неоплата услуг поставщикам признанными несостоятельными управляющими компаниями и т.п.). Традиционной становится ситуация с неплатежами потребителей, финансируемых из средств федерального бюджета, предприятий Министерства обороны Российской Федерации, прежде всего квартирно-эксплуатационными частями.

Хозяйствующие субъекты, имеющие в силу исторически сложившихся причин, в собственности старые тепловые сети, котельные и чья основная деятельность не связана с оказанием услуг теплоснабжения, стремятся уйти с этого рынка. Это связано с низкой рентабельностью, иногда убыточностью услуг, необходимостью содержать дополнительных сотрудников, временными и материальными затратами по организации сбора оплаты с потребителей.

Указанные барьеры труднопреодолимы прежде всего в связи с технологическими особенностями оказания услуг теплоснабжения, большой разностью между: высоким уровнем первоначальных инвестиций, высоким уровнем затрат на производство, передачу и распределение тепловой энергии, поддержание теплового хозяйства в рабочем состоянии, необходимостью  инвестирования средств в его развитие и, при этом - низким уровнем поступления денежных средств от потребителей.

 

Анализируемые рынки услуг теплоснабжения в  установленных географических границах относятся к  высококонцентрированным, с неразвитой конкуренцией. Каждый из хозяйствующих субъектов в локальных границах территорий расположения инфраструктуры теплоснабжения занимает доминирующее положение с долей равной 100%.

В исследуемый период, в целом в административных границах г.Улан-Удэ,  наибольший объем услуг по теплоснабжению потребителей оказывало ОАО «ТГК-14», являвшееся единым поставщиком услуг теплоснабжения в столице Республике Бурятия.

Для данного рынка характерно наличие труднопреодолимых барьеров входа. Тем не менее, в связи с истечением срока договора доверительного управления муниципальным имуществом, заключенного между Администрацией г.Улан-Удэ и ОАО «ТГК-14», в апреле 2011 года был проведен конкурс на право аренды муниципального теплового хозяйства сроком на 25 лет. Победителем конкурса стало ООО «Тепловая компания», г. Омск. Передача имущества, посредством которого новый на рынке теплоснабжения г. Улан-Удэ хозяйствующий субъект будет оказывать услуги на момент составления данного аналитического отчета еще не завершена.

 

В целях осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, предупреждения и пресечения недобросовестной конкуренции Бурятское УФАС России считает целесообразным включить в Реестр следующие теплоснабжающие организации по товарной группе «Производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии)», код по ОКВЭД 40.30:

ОАО "Улан-Удэнский авиационный завод" с долей > 50% на рынке услуг по теплоснабжению в пределах территории расположения технологической инфраструктуры (пролегания тепловых сетей) ОАО "Улан-Удэнский авиационный завод" в границах г. Улан-Удэ;

ОАО "Российские железные дороги" в лице Дирекции по тепловодоснабжению структурного подразделения ВСЖД ОАО «РЖД» в границах г. Улан-Удэ с долей > 50% на рынке услуг по теплоснабжению в пределах территории расположения технологической инфраструктуры (пролегания тепловых сетей) Дирекции по тепловодоснабжению структурного подразделения ВСЖД ОАО «РЖД» в границах г. Улан-Удэ;

ООО "Бурят-Терминал" с долей > 50% на рынке услуг по теплоснабжению в пределах территории расположения технологической инфраструктуры (пролегания тепловых сетей) ООО "Бурят-Терминал" в границах г. Улан-Удэ;

ЗАО "Улан-Удэстальмост" с долей > 50% на рынке услуг по теплоснабжению в пределах территории расположения технологической инфраструктуры (пролегания тепловых сетей) ЗАО "Улан-Удэстальмост" в границах г. Улан-Удэ;

ООО "С-транс-С" с долей > 50% на рынке услуг по теплоснабжению в пределах территории расположения технологической инфраструктуры (пролегания тепловых сетей) ООО "С-транс-С" в границах г. Улан-Удэ;

ФБУ "Исправительная колония № 2 УФСИН по РБ" с долей > 50% на рынке услуг по теплоснабжению в пределах территории расположения технологической инфраструктуры (пролегания тепловых сетей) ФБУ "Исправительная колония № 2 УФСИН по РБ" в границах г. Улан-Удэ;

ФГУП "Забайкальское аэрогеодезическое предприятие" (672010, г.Чита, ул.Амурская, 7) в лице Бурятского отделения ФГУП «Забайкальское АГП» (670047, г.Улан-Удэ, ул.Красной звезды, 42) с долей > 50% на рынке услуг по теплоснабжению в пределах территории расположения технологической инфраструктуры (пролегания тепловых сетей) Бурятского отделения ФГУП "Забайкальское аэрогеодезическое предприятие" в границах г. Улан-Удэ.