Аналитический отчет по результатам анализа состояния конкуренции на рынке услуг дошкольного образования в Республике Бурятия

Целью мероприятий, направленных на развитие конкуренции на рынке услуг дошкольного образования, является развитие сектора частных дошкольных образовательных организаций.

По состоянию на  01.01.2018  общее количество детей, получающих дошкольное образование в Республике Бурятия, составляет 57563 чел., в том числе в негосударственном секторе – 2289 чел..

Таким образом, значение целевого показателя удельного веса численности детей частных дошкольных образовательных организаций в общей численности детей дошкольных образовательных организаций в размере 3,8% (предусмотренного республиканским Стандартом развития конкуренции), достигнуто.

Вместе с тем, в конце 2017 года количество детей в Республике Бурятия, состоящих в очереди на место в детском саду, составило 25968 чел.. Проблема недостаточной обеспеченности детей дошкольного возраста образовательными услугами может быть решена в том числе развитием конкуренции в негосударственном секторе рынка услуг дошкольного образования путем снижением барьеров, препятствующих входу на рынок новых хозяйствующих субъектов, и создания условий, содействующих повышению привлекательности рынка.

В настоящее время в республике осуществляют деятельность 372 дошкольные образовательные организации, из которых 24 – частные (лицензированные), также в республике услуги присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста оказывают 35 индивидуальных предпринимателей.

С точки зрения географических границ рынки услуг дошкольного образования являются локальными и замыкаются границами муниципального района/городского округа, поскольку получение услуги на отдаленном от места проживания расстоянии связано с дополнительными временными и материальными затратами для родителей, т.е. нецелесообразно.

Частный и государственный сектор рынка услуг дошкольного образования в Республике Бурятия в настоящее время представляют собой отдельные рынки – услуги, оказываемые частными и государственными детскими садами, не являются взаимозаменяемыми, в первую очередь, по причине значительно более высокой стоимости услуг частных детских садов. Так,  в г. Улан-Удэ родительская плата в муниципальном образовательном учреждении для детей от 3 до 7 лет составляет 120-133 руб. в сутки (8-12 часовое пребывание), в частных же детских садах родительская плата составляет от 350-500 руб. в сутки.

Ввиду значительной численности населения наибольшее количество частных детских садов сосредоточено в г. Улан-Удэ. Всего в г. Улан-Удэ действует 21 частная дошкольная образовательная организация, а также 35 индивидуальных предпринимателей, осуществляющих уход и присмотр за детьми. Крупнейшими детскими садами в г. Улан-Удэ, как с точки зрения количества обучаемых детей, так и по объему выручки, являются ЧДОУ «Детский сад № 232 ОАО «РЖД», ЧДОУ «Детский сад № 233 ОАО «РЖД». 

По итогам расчета объема рынка и долей хозяйствующих субъектов (на основе показателя «объем выручки») установлено, что ни один из хозяйствующих субъектов, действующих на рынке услуг дошкольного образования г. Улан-Удэ (негосударственный сектор), не занимает долю в размере более чем 35%. Таким образом, на рассматриваемом рынке доминирующие хозяйствующие субъекты отсутствуют.

Исходя из значений коэффициента рыночной концентрации СR3=62,8% и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана HHI=1901,5 рынок услуг дошкольного образования в г. Улан-Удэ характеризуется умеренной степенью концентрации и относится к рынку с развитой конкуренцией.

Также несколько частных детских садов действуют в г. Северобайкальске, Кабанском, Северо-Байкальском и Муйском районах Республики Бурятия. Учредителем данных дошкольных организаций является ОАО «РЖД», места в детских садах предоставляются преимущественно работникам железной дороги (со льготами в оплате), в связи с чем в перечисленных географических границах  услуги частных и государственных (муниципальных) детских садов также не являются взаимозаменяемыми. Поскольку количество негосударственных дошкольных образований на территории каждого из перечисленных районов (г. Северобайкальск, Кабанский, Северо-Байкальский, Муйский районы Республики Бурятия) составляет 1-2 детских сада, данные рынки (частный сектор) являются высококонцентрированными, с неразвитой конкуренцией.

В ходе проведения настоящего исследования был проведен опрос среди хозяйствующих субъектов-частных детских садов, оказывающих услуги дошкольного образования в республике, на предмет наличия барьеров, препятствующих развитию частного сектора рынка дошкольного образования.

По итогам опроса наибольшее количество хозяйствующих субъектов указало в качестве наиболее острых проблем, существующих на рынке,  барьеры экономического характера в виде высоких затрат на ведение деятельности в соответствии со всеми предъявляемыми в данным услугам требованиями. 48% опрошенных указали высокую арендную плату и высокую стоимость коммунальных услуг как основное препятствие развитию деятельности, в связи с чем некоторые хозяйствующие субъекты высказали предложение о  субсидировании из республиканского бюджета расходов на оплату аренды и коммунальных платежей.

Между тем, Постановлением Правительства Республики Бурятия от 17.03.2014 № 10 «Об утверждении порядка предоставления субсидий из республиканского бюджета на возмещение затрат частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам» предусмотрено предоставление субсидий на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий. 

Однако, критерием отбора получателей субсидии является,  в том числе наличие государственной регистрации юридического лица и лицензии на осуществление образовательной деятельности.

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация создается в форме некоммерческой организации. Соответственно, хозяйствующий субъект, оказывающий услуги дошкольного образования, может претендовать на получение субсидии только в случае, если зарегистрирован как некоммерческая организация. При этом такой хозяйствующий субъект теряет доступ к различным видам поддержки малого бизнеса, так как получение прибыли не является целью деятельности некоммерческой организации; по той же причине возникают трудности и в получении банковских кредитов. 

Также, почти треть опрошенных оценила условия получения лицензии на образовательную деятельность в Республике Бурятия, как трудновыполнимые, особенно в части требований, предъявляемых к организациям дошкольного образования, функционирующим в нежилых помещениях. Однако, часть хозяйствующих субъектов, уже имеющих лицензии, указали на несложную процедуру лицензирования при условии наличии полной информации о требованиях законодательства в этой сфере.

Среди других барьеров административного характера хозяйствующие субъекты указали большое количество надзорных органов, и, следовательно, существенные временные и финансовые затраты на приведение деятельности в соответствие с требованиями каждого ведомства и получение заключений о таком соответствии.  Вместе с тем, имеющиеся законодательные требования к организациям дошкольного образования связаны исключительно со спецификой деятельности и высокой социальной ответственностью действующих в данной сфере предприятий и предпринимателей.

Также, практически половина опрошенных указали в качестве барьера, препятствующего развитию рассматриваемого рынка, низкий уровень платежеспособности населения в республике. При высоких затратах на осуществление деятельности итоговая стоимость услуг дошкольного образования остается недоступной для многих жителей республики.

Так, в 2017 году количество свободных мест в частных детских садах составило 1051. Несмотря на то, что количество детей в возрасте до 7 лет, состоящих в очереди на место в детском саду в г. Улан-Удэ, составило 19911 чел. (при общем количестве посещающих частных детские сады г. Улан-Удэ 2289 детей), высокая родительская плата не позволяет увеличить спрос на услуги частных детских садов. 

Постановлением от 06.10.2017 № 486 Правительство Республики Бурятия утвердило Порядок предоставления и расходования субсидий из республиканского бюджета муниципальных районов и городских округов в Республике Бурятия на софинансирование мероприятий, направленных на возмещение расходов частных дошкольных образовательных организаций, индивидуальных предпринимателей, возникающих при  создании условий для осуществления присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста.

Соответствующие нормативные акты (о расходных обязательств муниципального образования), в свою очередь, должны быть приняты на муниципальном уровне. В этом случае, как частные дошкольные образовательные организации, так и предприниматели смогут получить субсидию, если установят родительскую плату, не превышающую больше чем в два раза родительскую плату в муниципальных детских садах.

Реализация на практике указанных мероприятий будет способствовать снижению родительской платы, повышению спроса на услуги частных детских садов за счет возможности конкурировать с муниципальными дошкольными образовательными организациями, и, как следствие, развитие конкуренции на рассматриваемом рынке.

В г. Улан-Удэ уже принят соответствующий нормативный акт (постановление Администрации г. Улан-Удэ от 25.12.2017 № 360 «Об утверждении порядка предоставления субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, оказывающими услуги по дневному присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста, направленных на возмещение части затрат при создании условий для осуществления присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста от 1,5 до 7 лет на территории муниципального образования городской округ «Город Улан-Удэ»), однако, на данный момент бюджетные средства на субсидии не заложены, ведется работа в этом направлении.

Между тем, часть хозяйствующих субъектов при проведении опроса достаточно критично оценила перспективы предусмотренных республиканским и городским законодательством нововведений.

Так,  постановлением Администрации г. Улан-Удэ в качестве условия получения субсидии предусмотрено наличие в числе воспитанников частного детского сада детей, не состоящих на учете в электронном реестре будущих воспитанников муниципальных образовательных организаций, в связи с чем остается открытым вопрос, захотят ли родители отказаться от места в очереди в муниципальный детский сад за предлагаемое снижение родительской платы в частном детском саду.  Поскольку предусмотренный размер субсидии составляет 3000 руб. в месяц на ребенка (для групп 8-12-часового пребывания), отдельные хозяйствующие субъекты указывают, что высокие затраты не позволят им установить цену на уровне муниципального детского сада.

Тем не менее, рассматриваемые республиканские и муниципальные акты имеют высокий потенциал с точки зрения создания условий, способствующих развитию конкуренции, поскольку дают возможность частным детским садам уменьшить расходы и родительскую плату, тем самым повысив конкурентоспособность.

Еще одним барьером, существующим на рынке услуг дошкольного образования, является недостаток квалифицированных кадров, на что обратили внимание почти четверть опрошенных.

При этом, именно организация курсовой подготовки и профессиональной переподготовки руководителей и педагогов частных дошкольных организаций, а также организация информационно-консультативного центра, осуществляющего организационно-методическую поддержку руководителей и педагогов частных дошкольных организаций, являются мероприятиями, предусмотренными «Дорожной картой» по содействию развитии конкуренции на рынке услуг дошкольного образования (Распоряжение Правительства Республики Бурятия от 29.12.2015 № 791-р).

Многие хозяйствующие субъекты указали на отсутствие информации о проводимых органами республиканской и муниципальной власти мероприятиях в данной сфере.

Таким образом, с учетом перечисленных барьеров представляется необходимым повышение уровня информированности в целом – как в части организации семинаров по обмену опытом, курсов повышения квалификации для работников частных детских садов, конкурсов педагогов частных дошкольных образований, так и в части организации центров консультирования, в которых предприниматели могли бы получить информацию и разъяснения о порядке открытия бизнеса, о требованиях контрольных органов, об условиях лицензирования и прочих особенностях осуществления деятельности на рынке услуг дошкольного образования в Республике Бурятия.

Работа в данном направлении требует меньших финансовых затрат, поскольку является скорее организационным мероприятием, и вполне реализуема в ближайшей перспективе.

В совокупности с принимаемыми в республике нормативными актами, направленными на увеличение субсидирования частного сектора, политика предоставления хозяйствующим субъектам максимального содействия в части информирования будет способствовать развитию конкуренции на рынке услуг дошкольного образования.