• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Особенности развития конкуренции на рынке перевозок пассажиров в Республике Бурятия

В план мероприятий («дорожную карту») по содействию развитию конкуренции в республике, утвержденный распоряжением Правительства Республики Бурятия от 29.12.2015 № 791-р, в целях реализации Стандарта развития конкуренции в Республике Бурятия включены положения, касающиеся развития конкуренции на рынке перевозок пассажиров.

Рынок услуг перевозки пассажиров наземным транспортом входит в перечень приоритетных и социально значимых рынков для содействия развитию конкуренции в Республике Бурятия.

«Дорожной картой» предусмотрено такое мероприятие, как проведение конкурсов на право транспортного обслуживания населения - осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок в пригородном и межмуниципальном сообщении на территории Республики Бурятия, в 2015 году исполнено. Ожидаемый результат - заключение договоров на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок в пригородном и межмуниципальном сообщении на территории Республики Бурятия. Ответственный исполнитель – Министерство транспорта и связи Республики Бурятия (далее – Минтранс РБ).

В качестве оценочных определены три показателя на период 2015 – 2018 годы:

  • доля негосударственных транспортных организаций, осуществляющих перевозку пассажиров и багажа на пригородных и межмуниципальных маршрутах Республики Бурятия без предоставления льгот по проезду – 100 процентов;
  • доля рейсов по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров наземным транспортом, осуществляемых негосударственными (немуниципальными) перевозчиками, в общем количестве рейсов по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров наземным транспортом в Республике Бурятия - 100 процентов;
  • доля межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров наземным транспортом, на которых осуществляются перевозки пассажиров негосударственными (немуниципальными) перевозчиками, в общем количестве межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров наземным транспортом в Республике Бурятия - 100 процентов.

Поскольку указанные целевые значения показателей достигнуты, задача ответственного исполнителя – сохранить конкурентные отношения с участием негосударственных организаций на рынках перевозок, уделив внимание качеству оказания данных услуг.

Вместе с тем, по результатам исследования рынка  услуг перевозок пассажиров (и багажа) по регулярным межмуниципальным автобусным маршрутам, проведенного по поручению Федеральной антимонопольной службы Бурятским УФАС России  в 2015 году в целях оценки изменений состояния конкуренции на товарных рынках в результате реализации мероприятий Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, установлены следующие особенности.

Межмуниципальные перевозки в республике организованы таким образом, что конкуренция перевозчиков начинается и заканчивается этапом конкурсных торгов. Каждый маршрут выставляется на конкурс отдельным лотом и в результате может обслуживаться только одним перевозчиком – организацией, предпринимателем, предложившим лучшие условия перевозок из соответствующих требованиям государственного заказа. По мнению Минтранса РБ, система, при которой конкуренция проявляется только при проведении конкурсов, обеспечивает безопасность дорожного движения, минимизируя последствия «гонок» за пассажирами непосредственно на маршруте. Однако подобная практика является барьером для входа на рынок новых хозяйствующих субъектов, поскольку в течение 5 лет (стандартный срок действия договора на транспортное обслуживание, заключаемого по итогам конкурса) никакая иная организация, кроме победителя конкурса, не может осуществлять перевозки пассажиров. Кроме того, для маршрутов с большим пассажиропотоком данная система может стать причиной недобросовестной конкуренции в виде появления нелегальных перевозчиков (например, осуществление регулярных перевозок под видом заказного транспорта, не подпадающего под тарифное регулирование).

В целом на рассматриваемом рынке не установлено административных барьеров: конкурсные процедуры по отбору перевозчиков открытые, прозрачные, доступны для претендентов любой организационно-правовой формы. В случае недостаточности транспортного парка имеется возможность заключения договоров совместной деятельности. Предъявляемые к перевозчикам требования ограничены минимальными условиями, предусмотренными федеральным законодательством, и обеспечивают безопасность пассажирских перевозок.

При этом основным барьером для входа на рынок пассажирских перевозок является высокая стоимость автомобильного транспорта, невыгодные условия кредитования на приобретение основных средств.

Кроме того, в отношении отдаленных и малонаселенных районов в качестве барьера рассматривается незначительный объем перевозок (низкий пассажиропоток) при существенных затратах на транспортное обслуживание населения (на оплату труда, на ГСМ и т.д.).

Так, в самом малонаселенном районе Республики Бурятия – Окинском (15 населенных пунктов в составе 4 сельских поселений с общей численностью населения 5406 человек, территория района насчитывает 26 тыс. кв. км) – действует 1 межмуниципальный маршрут № 540, связывающий г. Улан-Удэ (столица республики) и 4 населенных пункта Окинского района, в т.ч. административный центр с. Орлик. Общая протяженность маршрута составляет 770 км, что предполагает значительные затраты на его обслуживание. При этом общее количество перевезенных пассажиров за период 1-е полугодие 2014 года – 1-е полугодие 2015 года составило 20540 человек. Транспортное обслуживание населения на данном маршруте осуществлял индивидуальный предприниматель - победитель открытого конкурса. Доля дорог с твердым покрытием в Окинском районе составляет 100 процентов по дорогам регионального значения. Альтернативный вид пассажирского наземного транспорта в районе отсутствует.

Такая же ситуация - в Баунтовском эвенкийском районе, население которого составляет 8808 человек на территории площадью 66,8 тыс. км. В районе действует 1  межмуниципальный маршрут № 240, связывающий г. Улан-Удэ  и 5 населенных пунктов Баунтовского эвенкийского района, в т.ч. административный центр с. Багдарин. Общая протяженность маршрута – 645 км. За 2-е полугодие 2014 года - 1-е полугодие 2015 года количество перевезенных пассажиров на маршруте составило 14600 человек. Транспортное обслуживание населения на данном маршруте в указанном периоде осуществляло ООО «Транспортная группа «Альянс». Доля дорог с твердым покрытием в районе составляет 100 процентов по дорогам регионального значения. Альтернативный вид пассажирского наземного транспорта в районе отсутствует.

Население Кижингинского района составляет 15624 человек. В районе действуют 3 межмуниципальных маршрута № 460, 461, 462. Количество перевезенных пассажиров на межмуниципальных маршрутах Кижингинского района во 2-м полугодии 2014 года - 1-м полугодии  2015 года составило 137674 человек. Маршрут № 460 протяженностью 195 км связывает г. Улан-Удэ и 2 населенных пункта района, в т.ч. административный центр района с. Кижинга. Маршрут № 461 частично дублирует маршрут № 460, однако пролегает на 80 км дальше и захватывает дополнительно 6 населенных пунктов Кижингинского района и совершает только 1 рейс в день. По состоянию на 01.07.2014 маршруты обслуживали разные перевозчики (индивидуальные предприниматели), конкурируя между собой на дублирующем участке. Маршрут № 462 протяженностью 237 км соединяет г. Улан-Удэ и 4 населенных пункта района, в 2014 году обслуживался индивидуальным предпринимателем. Однако в настоящее время все три межмуниципальных маршрута в Кижингинском районе обслуживаются  ООО «Транспортная группа «Альянс» - победителем конкурса, проведенного в 2015 году. Доля дорог с твердым покрытием в районе составляет 100 процентов по дорогам регионального значения. Альтернативный вид пассажирского наземного транспорта в районе отсутствует.

Еще одним барьером, характеризующим рынок услуг перевозок в отдаленных и малонаселенных районах, с труднодоступными населенными пунктами, является плохое состояние дорог и, более того, низкая обеспеченность дорогами с твердым покрытием: так, в Кижингинском, Окинском районах данный показатель по дорогам местного значения составляет 76 процентов.

Каждый из рассмотренных выше межмуниципальных маршрутов характеризуется отсутствием возможности получить услугу по перевозке из населенного пункта до субъектового центра за пределами пролегания конкретного маршрута и поэтому образует отдельный рынок, который является высококонцентрированным, с неразвитой конкуренцией, т.к. в его границах действует только один хозяйствующий субъект.  Ввиду малой численности населения условия для развития конкуренции в таких районах отсутствуют.

Таким образом, конкуренция на рынках перевозок пассажиров в республике может развиваться с учетом региональной специфики, требований безопасности перевозок, исходя из целей Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.09.2015 № 1738-р) и принципов его внедрения.