ЗАО «Свинокомплекс «Восточно-Сибирский» не доминирует: рынок оптовой реализации свинины является межрегиональным

По результатам проведенного анализа Бурятское УФАС России не установило доминирующее положение группы лиц – ЗАО «Свинокомплекс «Восточно-Сибирский» и ЗАО «Сибирская аграрная группа» (управляющая компания свинокомплекса) на рынке оптовой реализации свинины в границах Республики Бурятия.

Было проведено анкетирование среди покупателей свинины в целях определения продуктовых и географических границ рынка свинины.

Продуктовыми границами рынка является рынок оптовой реализации свинины (без разделения по термическому состоянию мяса, выделения в отдельные рынки реализации свинины разных категорий/классов).

Основанием для такого вывода явились также результаты исследования нормативных, аналитических документов,  действующих в отрасли товарного свиноводства и реализации мяса.

Географические границы не замыкаются границами Республики Бурятия, так как ввоз в республику свинины российского и импортного производства в 2014 году составил около 50 %, вывоз – свыше 17 % от общей товарной массы свинины, реализованной в Бурятии. Такие показатели ввоза-вывоза не позволяют антимонопольному органу в соответствии  с действующим порядком (методикой) ограничить рынок одним регионом.

Поскольку рынок является межрегиональным, соответственно, доля группы лиц ЗАО «Свинокомплекс «Восточно-Сибирский» и ЗАО «Сибирская аграрная группа» в таких границах не будет составлять более 50 %.

Таким образом, доминирующее положение субъекта антимонопольного контроля на рынке оптовой реализации свинины отсутствует.

Напомним, что в декабре 2014 года Бурятское УФАС России закончило внеплановую документарную проверку на предмет соблюдения требований Закона о защите конкуренции (№ 135-ФЗ) ЗАО «Свинокомплекс «Восточно-Сибирский» при оптовой реализации мяса свинины. Внеплановая проверка общества проводилась антимонопольным органом в связи с зафиксированным в ходе еженедельного мониторинга оптовых цен превышением 5 %-ного порога при изменении оптовой отпускной цены на свинину.

В ходе проверки управлением было установлено наличие признаков нарушения группой лиц ЗАО «Сибирская аграрная группа» и ЗАО «Свинокомплекс «Восточно-Сибирский» статьи 10 Закона о защите конкуренции в части установления экономически не обоснованной цены на мясо свинины 2 категории в сентябре 2014 года, имелись также признаки установления разных цен на одну и ту же продукцию для разных покупателей.

Антимонопольное законодательство в части злоупотребления монополистом своего положения на рынке применяется только к хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение. Так, при «чистом» доминировании должна быть доля более 50% из всего товарного оборота рассматриваемой продукции. Следовательно, антимонопольному органу для возбуждения дела по признакам указанного нарушения необходимо было в соответствии с регламентом ФАС России установить наличие доминирующего положения ЗАО «Свинокомплекс «Восточно-Сибирский» на рынке оптовой реализации свинины.