Итоги деятельности по осуществлению контроля за соблюдением Закона о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг (№ 44-ФЗ) за 2018 год

Наименование показателя

Заказчик

Федеральный

Субъектовый

Муниципальный

Всего

2017

2018

2017

2018

2017

2018

2017

2018

Поступило жалоб, в т.ч.:

67

123

145

210

221

422

433

755

Возвращено

23

22

34

55

34

64

91

141

Отозвано заявителями

8

16

18

24

54

95

80

135

Признаны необоснованными

20

49

61

114

58

118

139

281

Признаны обоснованными (в т.ч. частично обоснованными)

16

36

32

17

75

145

123

198

Количество закупок с нарушениями, выявленными в результате рассмотрения жалоб и проведения внеплановых проверок при рассмотрении жалоб

20

28

28

22

60

91

108

141

Выдано предписаний

19

26

26

18

53

76

98

120

Выявлено нарушений (всего)

25

35

32

25

72

110

129

170

Рассмотрено обращений о согласовании возможности заключения государственного контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)

9

38

 

 

 

-

Рассмотрено уведомлений об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)

297

237

Возбуждено дел об административных правонарушениях

 

 

-

140

134

Оштрафовано должностных лиц

115

107

Общая сумма наложенных штрафов, тыс. рублей

1415,7

1988,5

*44-ФЗ - Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе)

Основными принципами контрактной системы в сфере закупок являются открытость (гласность), равноправие (справедливость), экономичность, эффективность, ответственность (статьи 6, 7 № 44-ФЗ).

В соответствии с Законом о контрактной системе (статьи 3, 99 № 44-ФЗ) Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, а также контрольным органом в сфере государственного оборонного заказа.

ФАС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, Центральным банком России, органами  государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Существует разграничение полномочий в сфере контроля закупок. Так, ФАС России осуществляет контроль за процедурой закупок до заключения контракта заказчиком, контроль за исполнением контракта осуществляют органы по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере и т.д.

Краткая справка

об основных показателях работы Бурятского УФАС России

при осуществлении контроля соблюдения Закона о контрактной системе за 2018 год

Количество поступивших жалоб в 2018 году значительно возросло по сравнению с 2017 годом (на 57%).

Из общего количества поступивших в управление жалоб (755 жалоб) была возвращена практически 1/5 часть (19%) в связи с несоответствием их требованиям Закона о контрактной системе. Так же, как и в 2017 году, 18% было отозвано заявителями.

Из 479 рассмотренных, большая часть жалоб (59%) не подтвердилась, 198 жалоб признано обоснованными, либо частично обоснованными (41%). В целях обеспечения защиты прав и законных интересов участников закупок было выдано 120 предписаний, что составило 20% от рассмотренных жалоб.

Более всего (56%) жаловались на муниципальные закупки, менее всего – на федеральные (16%).

В результате осуществления 17 проверочных мероприятий при проверке 274 закупок выявлены нарушения в 24 закупках, выдано 7 предписаний.

По сравнению с 2017 годом изменилась структура нарушений. Так, в 2018 году наибольшая часть нарушений выявлена в части установления требований в документации о закупках, влекущих ограничение количества участников закупок – 71 (в 2017 году – 9). На втором месте по количеству нарушений при проведении закупок - нарушение порядка отбора участников (51, в 2017 году - 25).

За нарушение порядка размещения заказа (статья 7.30 КоАП) возбуждено 89 административных дел, выдано 76 постановлений о наложении штрафа на должностных лиц на общую сумму 943,5 тыс. руб.

16 административных дел возбуждено за нарушение срока и порядка оплаты  товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения гос- и муниципальных нужд (статья 7.32 КоАП), выдано 12 постановлений о наложении штрафа на должностных лиц на общую сумму 360 тыс. руб.

Бурятское УФАС России в истекшем году также осуществляло иные контрольные функции в сфере закупок. Так, было рассмотрено 38 обращений федеральных заказчиков о согласовании возможности заключения государственного контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), согласовано - 34, 2 обращения было возвращено .отказано в согласовании в 2 случаях. Поступило и рассмотрено 237 уведомлений об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), при этом нарушения Закона о контрактной системе не выявлены.

Эффективным механизмом регулирующего воздействия является ведение реестра недобросовестных поставщиков (РНП), в который включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

В 2018 году рассмотрено 76 обращений заказчиков в связи с:

- уклонением участников закупок от заключения контракта (26 обращений);

- расторжением контракта заказчиком в одностороннем порядке (2 обращения);

- 2 контракт расторгнуты по решению суда.

По итогам рассмотрения указанных обращений включено в РНП - 43 участников закупок, всего в региональном разделе Реестра на отчетную дату состоит - 69.

Судебная практика такова, что из 127 выданных в 2018 году предписаний Бурятского УФАС России обжаловано в судебном порядке только 2, находятся в стадии рассмотрения судом.

Постановлений о наложении штрафов обжаловано - 9, отменено - 1.

 

Примеры рассмотренных Бурятским УФАС России дел

Пример 1. В октябре 2018 года Бурятское УФАС России рассмотрело жалобы ООО «Стройком 888» на действия заказчика - Комитета по строительству Администрации г.Улан-Удэ и уполномоченного органа - Управления по муниципальным закупкам, при проведении запроса котировок на текущий ремонт асфальтобетонного покрытия автомобильных дорог.

Комиссия УФАС согласилась с одним из доводов заявителя. Из проекта контракта следует, что подрядчик обязан в течение 3 календарных дней с начала выполнения работ согласовать с ОГИБДД МВД России по г. Улан-Удэ объездные схемы движения транспортных средств в соответствии с отраслевым дорожным методическим документом ОДМ 218.6.019-2016 «Рекомендации по организации движения и ограждению мест производства дорожных работ». Заявитель указал, что считает данное требование незаконным.

В этой части УФАС признало жалобы обоснованными. Заказчик, установив подрядчику обязанность согласовать схему с Госавтоинспекцией, поставил возможность исполнения контракта в зависимость от волеизъявления (решений, действий) третьего лица – Госавтоинспекции, что приводит или может привести к ограничению количества возможных участников закупки.

Заказчику, уполномоченному органу выдано предписание о внесении изменений в проект контракта. Материалы жалоб переданы должностному лицу УФАС для возбуждения дела об административном правонарушении.

 

Пример 2. В июле 2018 года Бурятское УФАС России признало обоснованной  жалобу участника закупки ООО «Стройкомфорт» на действия заказчика при проведении аукциона на капитальный ремонт детского сада МБДОУ «Росинка».

Заявитель указал, что заказчик не рассмотрел первые части заявок в установленный извещением о проведении аукциона срок – 15 июня 2018 года, что является нарушением требований законодательства о контрактной системе.

В ходе рассмотрения жалобы доводы заявителя подтвердились. Заказчику выдано предписание устранить допущенные нарушения путем проведения процедуры рассмотрения первых частей заявок.

 

Пример 3. В апреле 2018 года Бурятское УФАС России признало необоснованной жалобу ООО «БайкалМедФарм» на действия аукционной комиссии при проведении торгов на поставку лекарственных препараторов для республиканской клинической инфекционной больницы. Максимальная цена закупки – 500 тысяч рублей. 

Компания оспорила решение комиссии об отклонении первой части заявки по причине непредставления конкретного значения дозировки препарата с МНН (международным непатентованным наименованием) «Алюминия фосфат». По мнению заявителя, аукционная комиссия достоверно могла установить, что к поставке предлагается препарат «Фосфалюгель» с дозировкой 20%.

Как установило УФАС, с данным МНН зарегистрировано одно торговое наименование - «Фосфалюгель» и в настоящее время препарат выпускается только в дозировке 20%. Однако до марта 2015 года в регистрационном удостоверении на препарат указывалась также дозировка 13%. Следовательно, аукционная комиссия не могла установить дозировку предлагаемого ООО «БайкалМедФарм» препарата.

Кроме того, согласно требования законодательства о контрактной системе, участники закупки обязаны предоставлять конкретные значения показателей в соответствии с требованиями Технического задания.

Таким образом, по результатам рассмотрения жалобы в действиях аукционной комиссии нарушений не установлено.