Итоги деятельности по контролю в сфере рекламного законодательства за 2017 год

Наименование показателя

38-ФЗ*

2016 год

2017 год

Поступило заявлений

50

56

Возбуждено дел

13

10

Возбуждено дел об административных правонарушениях

17

18

Оштрафовано должностных, юридических лиц, граждан

16

12

Общая сумма наложенных штрафов, тыс. рублей

134

341,8

*38-ФЗ - Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе)

 

Краткая справка

 

В 2017 году в адрес УФАС поступило 56 заявлений, в итоге возбуждено 10 дел, по результатам рассмотрения которых установлено 8 фактов нарушения законодательства о рекламе.

В числе выявленных нарушений:  оскорбительная реклама – 1 (часть 6 статьи 5 № 38-ФЗ), отсутствие существенной информации в рекламе – 1 (часть 7 статьи 5 № 38-ФЗ), запрещенные к рекламе товары – 2 (статья 7 № 38-ФЗ), объем рекламы в телепрограммах – 1 (часть 3 статьи 14 № 38-ФЗ), реклама по сетям электросвязи – 3 (статья 18 № 38-ФЗ).

 

Примеры дел

Реклама услуг ООО «Энергоучет» по замене приборов учета электроэнергии оказалась ненадлежащей

В сентябре 2017 года УФАС приняло решение о признании действий ООО «Энергоучет» нарушением законодательства о рекламе.

Дело в отношении компании было возбуждено по обращению жителя г. Улан-Удэ, который пожаловался на распространяемые в его доме листовки, рекламирующие услуги по замене электросчетчика. В обращении гражданин указал, что содержание и оформление листовок вводит в заблуждение с целью навязывания ненужных услуг.

Антимонопольный орган пришел к выводу, что текст рекламы создает объективные предпосылки для введения потребителей рекламы в заблуждение.

В листовке содержалась информация о том, что в результате осмотра обществом установленного и введенного в эксплуатацию по адресу заявителя электросчетчика выявлено превышение допустимой погрешности показаний прибора учета (несоответствие класса точности) в нарушение требований Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ, в связи с чем необходимо произвести его замену, обратившись в ООО «Энергоучет».

Между тем, какие-либо документы, например, акты осмотра, подтверждающие несоответствие прибора учета электрической энергии требованиям законодательства, отсутствовали. Кроме того, установленный гражданином электросчетчик официально зарегистрирован и поверен.

Таким образом, распространяемая ООО «Энергосбыт» информация была признана ненадлежащей рекламой, а действия компании - нарушением запрета на распространение рекламы, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

 

Районная газета опубликовала незаконную рекламу услуг по обналичиванию средств материнского капитала

В июне 2017 года УФАС признало рекламу, размещенную в газете  «Земля Мухоршибирская», не соответствующей требованиям рекламного законодательства.

Из содержания опубликованной в мартовском выпуске газеты рекламы следовало, что рекламодатель ООО «Статус» оказывает финансовые услуги по обналичиванию средств материнского капитала.

Федеральным законодательством определено, что все операции со средствами материнского капитала  осуществляются территориальным органом Пенсионного фонда РФ по заявлению лиц, имеющих право на материнский (семейный) капитал, в безналичной форме, то есть без использования наличных денег.

В соответствии с требованиями Закона о рекламе не допускается реклама товаров, производство и (или) реализация которых запрещены законодательством РФ. Кроме того, реклама не должна побуждать к совершению противоправных действий.