• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Итоги осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства в отношении органов власти за 2016 год

 

135-ФЗ*

Всего

В т.ч. в отношении органов власти

Поступило заявлений/жалоб

339

73

Возбуждено дел

24

7

Проведено проверок (контрольных мероприятий)

4

4

Возбуждено дел об административных правонарушениях

230

9

Оштрафовано должностных, юридических лиц, граждан

179

4

Общая сумма наложенных штрафов, тыс. рублей

6 913,5

60

Выдано предупреждений

87

14

Выдано предостережений

3

3

* 135-ФЗ - Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции);

Контроль за соблюдением антимонопольного законодательства

В адрес УФАС в 2016 году поступило 339 заявлений, по итогам рассмотрения которых только в 24 случаях были возбуждены дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства.

Пятая часть обратившихся (58) пожаловались на органы власти, однако по результатам рассмотрения было отказано в 90% случаев, т.е. было возбуждено всего 7 дел в отношении органов власти. 

Основная часть обращений по органам власти (28) связана с нарушением антимонопольных требований к торгам (статья 17 Закона о защите конкуренции), что составляет 60 процентов.

Чаще всего жаловались на такие нарушения к торгам, как:

- создание преимущественных условий участия в торгах, при этом ни один факт не подтвердился;

- необоснованное ограничение доступа к участию в торгах (8 заявлений).

По одному заявлению пришлось на координацию деятельности участников торгов и ограничение конкуренции между участниками торгов.

Пример. По заявлению представителя Общероссийского народного фронта в с. Усть-Брянь в отношении комитета по архитектуре, имуществу и земельным отношениям Администрации МО Заиграевского района УФАС возбудило дело по признакам нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, что выразилось в неправильном определении победителем единственного участника конкурса (ООО «Золто»), приведшем к устранению конкуренции.   Объектом конкурса были сельские объекты теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения. 

Много жалоб (30%) в отношении органов власти было связано с нарушением запрета на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) органов власти (статья 15 Закона о защите конкуренции)

Пример. По результатам рассмотрения заявления ООО «Энком» в октябре 2016 года УФАС выдало предупреждение в адрес Правительства Республики Бурятия, Министерства транспорта и связи Республики Бурятия по признакам нарушения пункта 6 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в предоставлении хозяйствующему субъекту (ПАО «МРСК Сибири») доступа к информации в приоритетном порядке, что приводит или может привести к ограничению конкуренции.

УФАС установило, что Правительством Республики Бурятия было проведено рабочее совещание, на котором было дано поручение «ПАО «МРСК Сибири» оказать содействие в разработке требований к оценщикам и подготовке технических заданий для объявления торгово-закупочных процедур по закупке услуг оценщика в порядке, не предусмотренном ни Законом о контрактной системе (№ 44-ФЗ), ни Законом о защите конкуренции. В итоге, нарушение антимонопольного законодательства устранено до возбуждения дела, предупреждение исполнено.

Главой 5 Закона о защите конкуренции (статьи 19 - 21 № 135-ФЗ) установлены антимонопольные требования, запрещающие государственным и муниципальным органам ограничивать конкуренцию на товарном рынке путем предоставления преимуществ отдельным хозяйствующим субъектам. Данными нормами определен порядок предоставления гос- и муниципальных преференций и последствия нарушения данного порядка.

УФАС в 2016 году рассмотрело 22 заявления о даче согласия на предоставление гос- и муниципальных преференций, из них в 7 случаях принято решение о даче согласия на предоставление преференции, в 5 – о даче согласия и введении ограничения, в 8 случаях отказано, в 2 случаях установлено, что согласие антимонопольного органа не требуется.

В рамках контроля за соблюдением требований статей 15, 16 Закона о защите конкуренции, устанавливающих запрет на ограничивающие конкуренцию акты, действия/бездействие, соглашения и согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных, осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка РФ управление рассмотрело 24 нормативных правовых акта и ненормативных акта. Выявлено актов, нарушающих антимонопольное законодательство – 6, замечания антимонопольного органа учтены без судебного вмешательства в 6 случаях.

С января 2016 года институт предупреждения расширил сферу своего применения в Законе о защите конкуренции. Теперь он распространяется на недобросовестную конкуренцию, действия органов власти и другие формы злоупотребления доминирующим положением.

Всего в отчетном году УФАС выдано 87 (в 2015 – 36) предупреждений о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, в том числе в отношении органов власти – 14, из которых 2 не выполнены в срок, в связи с чем возбуждено 2 дела.

Статьей 181 Закона о защите конкуренции установлены требования законодательства Российской Федерации при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися.

Основными видами торгов, обжалуемых в Бурятское УФАС России, в порядке статьи 181 Закона о защите конкуренции, являются электронные аукционы, запросы предложений в электронной форме, запросы цен.

В 2016 году УФАС рассмотрело 9 жалоб (1 – отозвана), признаны необоснованными. Из них:

- аренда земельных участков, находящихся в муниципальной собственности (1);

- продажа муниципального имущества (2);

- реализация имущества должников в порядке, установленном Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (1);

- рыболовство и добыча водных ресурсов (4).

Основными видами нарушений, выявленных в отчетном периоде, являются необоснованное ограничение доступа к участию в закупках, нарушение порядка определения победителя.

По результатам рассмотрения жалоб в порядке статьи 181 дел не возбуждалось.

В отчетный период управлением направлено 3 предостережения о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства в соответствии со статьей  25.7 Закона о защите конкуренции.

Примеры.

Предостережение от 13.05.2016 направлено в адрес Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия от совершения действий по передаче в аренду государственного имущества ООО «Информационно-методологический центр» без проведения торгов.

Предостережение от 23.05.2016 направлено в адрес Правительства Республики Бурятия, Министерства по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия от совершения действий, направленных на необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами (ООО «Энком») и дачи хозяйствующим субъектам (ПАО «МРСК Сибири») указаний об обязательном участии во всех конкурсных торгах по передаче электросетевого комплекса, проводимых муниципальными образованиями на территории республики.

Предостережение от 21.12.2016 направлено в адрес Администрации Советского района г. Улан-Удэ от совершения действий, направленных на необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами (ОАО «МРСК Сибири», ООО «Энергосети»).

В отчетном периоде Бурятским УФАС России организовано и проведено 4 (в 2015 году - 8) проверок соблюдения требований Закона о защите конкуренции и Закона о торговле (№ 381-ФЗ) органами власти Республики Бурятия, возбуждено дел 0 (4), выявлено нарушений 2 (4), выдано предписаний 0 (1).

По результатам проверок управлением выявлено 2 нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции, которые устранены до возбуждения дела, выданы предупреждения в отношении Министерства промышленности и торговли Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия.

Выявленные нарушения приходятся на:

  1. организацию работы по привлечению инвестиций для модернизации и развития производства в рамках реализации программы социально-экономического развития Республики Бурятия на 2014-2017 годы (заключение соглашения с осуществляющими деятельность в сфере торговли хозяйствующими субъектами, нарушающего требования пункта 6 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции) – 50 %;
  2. предоставление субсидий из республиканского бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства (утверждение Порядка предоставления субсидий из республиканского бюджета на поддержку среднего и малого предпринимательства с нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившимся в установлении требования к участникам конкурса о предоставлении документов, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления) – 50 %.

 

  • Преступлений, признаки которых были выявлены Бурятским УФАС России статьи 178 Уголовного кодекса РФ, нет. 
  • Административное наказание в виде дисквалификации в отношении должностных лиц за нарушение антимонопольного законодательствапо делам переданным антимонопольным органом в арбитражные суды не применялось.
  • Не применялась программа смягчения и освобождения от ответственности за нарушение статьи 16 Закона о защите конкуренции.