• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Итоги работы Бурятского УФАС России за 2015 год

Информация Бурятского УФАС России

об итогах деятельности по основным показателям

за  2015 год

 

ВСЕГО

135-ФЗ

В сфере защиты конкуренции

44-ФЗ

 

В сфере закупок товаров, работ, услуг

38-ФЗ

 

В сфере рекламного законодательства

Всего

В т.ч. в отношении органов власти

Поступило заявлений/жалоб

897

424

65

435

38

Возбуждено дел

312

34

12

267

11

Проведено проверок (контрольных мероприятий)

20

10

8

8

2

Возбуждено дел об административных правонарушениях

290

50

12

205

12

Оштрафовано должностных, юридических лиц, граждан

107

32

9

63

12

Общая сумма наложенных штрафов, тыс. рублей

3667,1

1626,8

140,0

1165,3

446,0

Выдано предупреждений о прекращении действий, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства - 36

Предостережения о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства – не выдавались

Федеральные законы, номера которых приведены в заголовках столбцов таблицы:

135-ФЗ - Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции);

44-ФЗ - Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе);

38-ФЗ - Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).

Сведения о количестве и результатах рассмотрения жалоб на действия (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг (рассмотренных в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц")

Сведения о поступивших жалобах на действия (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг

2015 год

 

Количество жалоб, возвращенных заявителю

 

4

Количество жалоб, принятых к рассмотрению

 

28

Количество жалоб, признанных обоснованными

 

11

Количество выданных предписаний по результатам рассмотрения жалоб, признанных обоснованными

 

10

Количество жалоб, признанных необоснованными

 

17

Количество выданных предписаний по результатам рассмотрения жалоб, признанных необоснованными

 

4

Количество жалоб, оставленных без рассмотрения

 

9

Сведения об обжаловании в судах решений (предписаний):

Количество обжалованных решений (предписаний), принятых по результатам рассмотрения жалоб

3

Количество обжалованных решений (предписаний), принятых по результатам рассмотрения жалоб, признанных судом законными

1

Количество обжалованных решений (предписаний), находящихся на стадии рассмотрения

2

Количество обжалованных решений (предписаний), в отношении которых исковые заявления отозваны

0

Сведения о выявленных нарушениях

14

Сведения о привлечении к административной ответственности:

Количество  дел об административных правонарушениях по статье 7.32.3 КоАП

18

Сумма штрафов, наложенных по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях по статье 7.32.3 КоАП (руб.)

397 000

Краткая справка

об основных показателях работы Бурятского УФАС России

за 2015 год

Бурятское УФАС России является территориальным антимонопольным органом, в чью компетенцию входит осуществление контроля за соблюдением антимонопольного законодательства в целях предупреждения и пресечения монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, ограничения конкуренции органами власти. 

В целях своевременного предупреждения и пресечения нарушений антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит плановые проверки, мониторинги товарных рынков. При этом основным направлением деятельности УФАС является рассмотрение заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, обращений граждан, органов власти в пределах своей компетенции.

Выявляя нарушения антимонопольных требований в различных сферах (действия хозяйствующих субъектов на товарных рынках, действия/бездействие органов власти, закупки товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, рекламная деятельность и пр.), УФАС привлекает к ответственности за правонарушения должностных и юридических лиц, граждан в порядке административного производства.

Всего Бурятское УФАС России в 2015 году рассмотрело:

  • заявлений/жалоб – 897;
  • дел о нарушении антимонопольного, рекламного законодательств, законодательства о контрактной системе – 312;
  • дел по административным правонарушениям – 290.

Провело 20 проверок.

Выдало 107 постановлений о наложении штрафов за административные правонарушения на общую сумму 3667,1 тыс. рублей.

Штатная численность управления – 19 человек, с 15.03.2016 – 16 человек.

Количество поступивших жалоб и заявлений  в 2014 году снизилось на 5% по сравнению с 2014 годом, при этом произошел рост общего количества возбужденных дел на 14%.

Контроль за соблюдением антимонопольного законодательства

В адрес УФАС поступило 424 заявления, по итогам рассмотрения которых только в 34 случаях были возбуждены дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства. Основная часть поступивших в 2014 году заявлений касалась нарушений в сфере электро-, теплоэнергетики – 189 жалоб (как и в 2014 году - 178), в сфере ЖКХ – 44 жалоб.

Всего по итогам года комиссия УФАС вынесла решение о признании фактов нарушения антимонопольного законодательства по 46 делам, в 8 случаях нарушения были устранены добровольно, в 10 случаях были выданы предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, 12 – обжаловано в судах (26%), из них 4 – оставлено в силе, 6 – в стадии обжалования, 2 – приостановлены, в 2016 году - возобновлены.

В рамках контроля за соблюдением требований статей 15, 16 Закона о защите конкуренции, устанавливающих запрет на ограничивающие конкуренцию акты, действия/бездействие, соглашения и согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных, осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка РФ управлением рассмотрено 37 нормативных правовых актов и ненормативных актов. Выявлено актов, нарушающих антимонопольное законодательство – 17, замечания антимонопольного органа учтены без судебного вмешательства в 7 случаях.

Рассмотрено 22 заявления о даче согласия на предоставление государственных и муниципальных преференций (в соответствии с главой 5 Закона о защите конкуренции), из них в 7 случаях принято решение о даче согласия на предоставление преференции, в 5 – о даче согласия и введении ограничения, в 8 случаях отказано, в 2 случаях установлено что согласие антимонопольного органа не требуется.

С 2012 года применяется:

- в случае публичного заявления должностного лица хозяйствующего субъекта о планируемом поведении на товарном рынке, которое может привести к нарушению антимонопольного законодательства, антимонопольный орган направляет такому лицу письменное предостережение о недопустимости совершения данных действий (статья 25.7 Закона о защите конкуренции);

-  в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции (злоупотребление доминирующим положением в виде навязывания невыгодных условий договора, необоснованного отказа от заключения договора), антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту письменное предупреждение о прекращении действий/бездействия, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (статья 39.1 Закона о защите конкуренции). Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела по перечисленным статьям без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

Всего в отчетном году УФАС выдано 36 предупреждений о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, из которых не исполнено – 2. В результате возбуждено 2 дела, обжаловано в суд 2 предупреждения.

В 2015 году УФАС осуществляло мониторинг следующих товарных рынков Республики Бурятия:

 - рынок оптовой и розничной реализации бензина и дизельного топлива (ежедневный мониторинг цен на бензин и дизельное топливо на АЗС г. Улан-Удэ, еженедельный мониторинг розничных и оптовых цен на бензин и дизельное топливо в г. Улан-Удэ и районах республики, еженедельный мониторинг запасов ГСМ на нефтебазах республики, ежемесячный мониторинг стоимости транспортной доставки нефтепродуктов в регион, ежемесячный мониторинг закупочных и оптовых цен на ГСМ);

- рынок авиатопливообеспечения (еженедельный мониторинг средних цен на авиакеросин, цен на услуги по заправке воздушных судов в аэропорту г. Улан-Удэ);

- рынок оптовой реализации углей энергетических (ежемесячный мониторинг цен на уголь);

  • рынок оптовой и розничной реализации продовольственных товаров (ежемесячный, ежеквартальный мониторинг закупочных и розничных цен  на социально значимые продукты питания, в т.ч. хлеб, мука, молоко, масло растительное, сахар);
  • рынок оптовой реализации продовольственных товаров по перечню (оптово-отпускные цены и запасы на отдельные виды);
  • рыба и продукция из нее (ежемесячный мониторинг  цен) с октября;
  • рынок сжиженного углеводородного газа (СУГ, еженедельный мониторинг цен на СУГ) с октября.

Контроль за соблюдением законодательства о рекламе

В 2015 году в адрес УФАС поступило 38 заявлений, по результатам рассмотрения которых в 9 случаях подтвердились признаки нарушения законодательства о рекламе. Всего управлением возбуждено 11 дел.  Рассмотрен 41 факт, указывающий на событие правонарушения.

Нарушения  законодательства о рекламе связаны с рекламой по сетям электросвязи – 2; недостоверной рекламой – 1. В числе выявленных нарушений:  недобросовестная реклама – 1, отсутствие существенной информации в рекламе – 2, запрещенные к рекламе товары – 1, бегущая строка, звук рекламы в телепрограммах – 1, реклама лекарственных средств, медицинской техники и услуг – 2.

Контроль за соблюдением законодательства о контрактной системе

Количество поступивших жалоб в 2015 году увеличилось незначительно по сравнению с 2014 годом, рост составил 1,4%.

Из общего количества поступивших в управление жалоб (435 жалоб) была возвращена 1/4 часть (24%) в связи с несоответствием их требованиям Закона о контрактной системе, 14% было отозвано заявителями.

Из 267 рассмотренных, большая часть жалоб (66%) признаны необоснованными. Подтвердились нарушения, изложенные в 1/3 части жалоб (34%).

Более всего (39%) жаловались на муниципальные закупки, менее всего – на федеральные (27%).

По каждой из рассматриваемых жалоб проводится внеплановая проверка размещения оспариваемой закупки в полном объеме, по итогам рассмотрения выдано 91 предписание об устранении нарушений, все исполнены, ни одно из них в судебном порядке не обжаловалось.

Кроме того, в отчетном году управление провело 2 плановые (федеральные заказчики), 6 внеплановых проверок (в том числе, 3 федеральных, 2 субъектовых, 1 муниципальный заказчики), всего проверено 142 закупки, из которых 15 проведены с нарушениями. В том числе, выявлены нарушения:

- размещения в единой информационной системе - 1;

- порядка выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – 2;

- порядка отбора участников закупок – 5;

- в части установления требований в документации о закупках, влекущие ограничение количества участников закупок – 2;

иные нарушения – 5.

При проведении плановых проверок проверяется соблюдение обязанности заказчиком размещать не менее 15% совокупного годового объема закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (статья 30 № 44-ФЗ), нарушений этого требования управлением в 2015 году не выявлено.

Бурятское УФАС России в истекшем году также осуществляло иные контрольные функции в сфере закупок. Так, было рассмотрено 33 обращения федеральных заказчиков о согласовании возможности заключения государственного контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в 3 случаях отказано.

Поступило и рассмотрено 376 уведомлений об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.

Эффективным механизмом регулирующего воздействия является ведение реестра недобросовестных поставщиков (РНП), в который включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

В 2015 году рассмотрено 130 обращений заказчиков в связи с:

- уклонением участников закупок от заключения контракта (32 обращения);

- расторжением контракта заказчиком в одностороннем порядке (95 обращений);

- решением суда (3 обращения).

По итогам рассмотрения указанных обращений включено в РНП - 29 участников закупок, всего в региональном разделе Реестра на отчетную дату состоит - 46.

Судебная практика такова, что из 777 принятых Бурятским УФАС России в отчетном году правовых актов (решений, постановлений, приказов) обжаловано в судебном порядке только 39 (5%), из которых отказано заявителю в удовлетворении заявленных требований в 19 случаях (63%), требования заявителя удовлетворены частично – в 14 случаях, это когда постановление о назначении административного наказания судом отменено и объявлено устное замечание  в отношении должностных лиц либо заказчика, либо аукционной комиссии, либо уполномоченного на проведение закупок органа.

Примеры рассмотренных Бурятским УФАС России дел, связанных с нарушением законодательства  о контрактной системе в сфере закупок

Стоит отметить, что чаще всего оспариваются крупные закупки, при этом жалобы на закупки с начальной (максимальной) ценой контракта свыше 1 миллиарда рублей рассматриваются ФАС России. Большое количество жалоб, как правило, связано с ремонтом и строительством автомобильных дорог, ремонтом и строительством социальных объектов, жилищно-коммунальной инфраструктуры.

Зачастую при рассмотрении жалоб УФАС фиксирует устанавливаемые заказчиками в документации о закупке требования к характеристикам товара, сопровождающиеся словами «около», «примерно», «типа», что может вводить в заблуждение потенциальных участников закупки и приводит к ограничению конкуренции. Так, один из заказчиков в июне прошлого года при проведении открытого аукциона в электронной форме (ОАЭФ) на изготовление и установку модульных ангаров в требованиях к светильникам  указал «рабочее напряжение примерно 220-230В», в требованиях к щиту осветительному - «в количестве примерно 1 шт.» и т.д., в связи с чем, была подана жалоба, которая была признана обоснованной.

Аналогично, другой заказчик, при проведении ОАЭФ на выполнение дорожных работ, связанных со строительством пешеходного перехода (стоимость закупки свыше 43 млн. рублей), установил излишние требования в представляемых участниками закупок заявках к описанию товаров, которые будут использованы при выполнении указанных работ, к их химическому составу, веществам и компонентам материалов (в том числе, к щебню, воде и т.д.). Такие действия заказчика признаются нарушением Закона о контрактной системе (пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 2 части 1 статьи 64 № 44-ФЗ). В результате, данную закупку заказчик не может разместить с августа прошлого года. Одно из решений УФАС, принятое по результатам рассмотрения одной из жалоб участника закупки в 2015 году на аукцион по строительству пешеходного перехода, было обжаловано заказчиком в судебном порядке. Арбитражный суд Республики Бурятия на днях признал правомерность, законность и обоснованность правового акта антимонопольного органа.

В 2014 году в адрес управления поступило 429 жалоб, 182 жалобы возвращены в связи с несоответствием их требованиям Закона о контрактной системе, 45 жалоб отозвано заявителями, всего рассмотрено 202 жалобы, из них 86 жалоб признаны обоснованными, при этом выявлено 100 нарушений законодательства о контрактной системе. По каждой из рассматриваемых жалоб проводится внеплановая проверка размещения оспариваемой закупки в полном объеме, по итогам рассмотрения выдано 95 предписаний об устранении нарушений.

Бурятское УФАС России провело 23 проверочных мероприятия заказчиков всех уровней, при этом проверена 341 закупка, из них 24 закупки проведены с нарушениями законодательства.

Из 1099 решений, принятых управлением по результатам рассмотрения жалоб, обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков, согласований о возможности заключения  контракта с единственным поставщиком, проведения внеплановых проверок, 22 (2%) – обжаловано в судах, 14 – оставлено в силе, 5 – частично удовлетворены, 3 – в стадии судебного рассмотрения.

В истекшем году управлением рассмотрено 37 обращений заказчиков о включении сведений в федеральный реестр недобросовестных поставщиков, всего было включено в реестр  13 хозяйствующих субъектов. На 1 января 2015 года в реестре состоит 49 хозяйствующих субъектов.

Административное производство

В 2015 году УФАС возбуждено 290 дел об административных правонарушениях.  Вынесено 107 постановлений о наложении штрафов на общую сумму 3667,1 тыс. рублей, к административной ответственности привлечено 213 должностных лиц, 26 организаций, 2 гражданина.

Прекращено 169 дел, в том числе в связи с малозначительностью правонарушения - 122 дела об административных правонарушениях.

Наибольшее количество постановлений о привлечении к административной ответственности вынесено:

- по статье 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) за нарушение порядка размещения заказа – 49 постановлений,

- по статье 7.32.3. КоАП РФ за нарушение порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг – 14 постановлений,

- по статье 14.3 КоАП РФ за нарушение законодательства о рекламе – 14 постановлений,

- по статье 14.9 КоАП РФ за ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления – 8 постановлений,

- по статье 7.32 КоАП РФ за нарушение условий государственного/муниципального контракта – 7 постановлений.

Сумма уплаченных штрафов составила 2085,6 тыс. рублей.

Исследования товарных и финансовых рынков

В 2015 году УФАС исследовано состояние конкурентной среды на 28 товарных рынках республики, в числе которых:

- розничный рынок электрической энергии (мощности);

- рынок услуг по передаче электрической энергии;

- рынок аэропортовых услуг в аэропортах федерального згачения;

- рынок услуг авиатопливообеспечения;

- рынок услуг по управлению многоквартирными домами г. Улан-Удэ;

- рынок услуг по межмуниципальным перевозкам пассажиров автомобильным транспортом;

-  рынок услуг водоснабжения и водоотведения в г. Улан-Удэ;

- локальные рынки услуг по предоставлению железнодорожных путей необщего пользования и др.

Ежегодно проводится определение долей торговых сетей в обороте розничной торговли продовольственными товарами в границах республики, муниципальных районов, городских округов.