• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Максим Мадасов - о закупках: "В год в управление поступает около 400 жалоб"

Сфера деятельности: Контроль госзакупок
Начальник отдела контроля закупок Бурятского УФАС рассказал о наиболее крупных нарушениях в сфере закупок.
 
Интервью заместителя управления – начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Бурятского УФАС России Мадасова Максима Игоревича.
 
- Какова динамика нарушений при проведении государственных и муниципальных закупок за последние три года в Бурятии?
 
Какой-то закономерности не прослеживается. Статистика нарушений каждый год разная, ежегодно по результатам проверок выявляется в пределах 100 нарушений. При этом в год поступает в управление около 400 жалоб, более всего обжалуются муниципальные закупки. Как правило, только третья часть указываемых нарушений подтверждается.
 
- Какие нарушения встречаются чаще всего?
 
- Наиболее часто обжалуются электронные аукционы. Соответственно, мы выявляем такие как необоснованное ограничение доступа к участию в закупках, часто нарушают порядок определения победителя, размещения в единой информационной системе (ЕИС).
Участники закупок жалуются на некорректность формулировок, выставление в конкурсной документации излишних требований. Это приводит к тому, что участники не знают, как сформировать заявку. В результате заявка отклоняется, как не соответствующая требованиям, либо вообще не подаётся.
 
- Сколько было возбуждено уголовных дел по итогам проверок законности государственных и муниципальных закупок за тот же период?
 
- Поясняю, в соответствии с регламентами мы возбуждаем дела о нарушении антимонопольного законодательства (Закона о защите конкуренции № 135-ФЗ) в случае, если в результате рассмотрения жалобы на торги и проведения внеплановой проверки (которая проводится одновременно) будут усмотрены признаки ограничения конкуренции. Сама жалоба рассматривается в порядке Закона о контрактной системе (№ 44-ФЗ) в 5 рабочих дней, на рассмотрение дел дается больше времени, максимальный срок при необходимости может достигать 9 месяцев.
Уголовным кодексом РФ (статья 178) предусмотрена ответственность лиц за ограничение конкуренции, разные составы. Верхний предел наказания предусматривает лишение свободы до 7 лет. Но это скорее действует как превентивная мера, во всяком случае у нашего управления оснований для передачи материалов в правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении уголовных дел не возникало.
 
- На какую сумму причинен ущерб бюджетам вследствие нарушений при проведении государственных и муниципальных закупок?
 
- Анализ эффективности расходования бюджетных средств осуществляется контрольно-счетными палатами (от федерального до муниципального уровней). Это государственный орган финансового контроля, образуемый законодательным (представительным) органом и подотчетный ему.
Также в рамках своих полномочий такую оценку могут дать прокуратура, следственный комитет на основании экспертных оценок, казначейство.
Антимонопольный орган может констатировать: есть или нет нарушение закона о контрактной системе (№ 44-ФЗ) и, соответственно, привлечь виновное лицо к административной ответственности за совершенное правонарушение, назначив в виде наказания штраф в размере предусмотренном Кодексом РФ об административных правонарушениях. Так, по итогам за 2016 год было привлечено более 130 должностных лиц на сумму более 1,5 млн. рублей.
 
- Какие самые крупные нарушения за последние годы? Примеры?
 
- Максимальный размер штрафа составляет 50 тысяч рублей на должностных лиц, 500 тысяч – на юридических лиц. Зачастую мы штрафуем, когда заказчик заключает государственный контракт с единственным поставщиком без проведения торгов. В этом году, такие случаи были выявлены у джидинской администрации.
Крупный штраф налагается в случае несоблюдения заказчиком принципа открытости, прозрачности закупок, когда заказчик не разместил в ЕИС документы, подлежащие размещению.
Осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения гос- и муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства (СМП), социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО) в объеме менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей. Так, в 2016 году нами за несоблюдение требований к объему закупок в 2015 году в размере, предусмотренном законодательством о контрактной системе в сфере закупок, были привлечены виновные лица ФГКУ Комбинат «Прибой» Росрезерва.
За невыполнение предписания уполномоченного на контроль в сфере закупок органа предусмотрен штраф в размере 50 тысяч рублей на должностных лиц, 500 тысяч рублей – на юридических лиц. Пример этого года – должностное лицо администрации Закаменского района.
Часто члены комиссии заказчика неправомерно отклоняют заявки на участие в торгах. В данном случае предусмотрена персональная ответственность, максимальный размер штрафа 30 тыс. рублей на каждого. В этом году были оштрафованы 5 сотрудников Бурятмелиоводхоза. Это мы сейчас говорим о нарушениях, за совершение которых предусмотрены крупные штрафы.
 
- Как часто встречается аффилированность госслужащих, имеющих отношение к торгам и победителей торгов? Примеры?
 
- Аффилированность заказчиков и поставщиков относится скорее к сфере коррупционных правонарушений (преступлений), а это уже полномочия правоохранительных органов. Законом о контрактной системе (статья 31 № 44-ФЗ) установлен запрет на наличие конфликта интересов между участником закупки и заказчиком, как обязательное требование, которое заказчик должен установить к участникам закупки, но мы его не выявляем.
Такого рода нарушение мы можем увидеть в материалах прокуратуры, направляемых к нам на рассмотрение. Были примеры, в Гусиноозерске, когда жена проводила конкурс на утилизацию твердых бытовых отходов (ТБО), а муж выигрывал, по Заиграевскому району, по углю.
 
- Были ли случаи получения так называемых «откатов»? Сколько зафиксировано? Какие суммы? Какие объекты/задания?
 
«Откаты», взятки и пр., это уголовные преступления, нами такие случаи не выявлялись, такого рода информация является закрытой, у нас допуска к ней нет.
Хотелось бы в заключение напомнить, что полномочия антимонопольных органов связаны с обеспечением конкуренции, защитой прав предпринимателей.
 
Фото: Фотосток "Номер один"