УФАС намерено обуздать «очумелую» рекламу и SMS-спамеров в Бурятии

 

Значительную долю нарушений в сфере рекламного законодательства в Бурятии составляют смс-рассылки без согласия абонентов. В про­шлом году Бурятское УФАС впервые возбудило дела о превышении громкости телевизионной рекламы и о размещении рекламы на объ­ектах культурного наследия Российской Федерации. Эти и другие факты были приведены УФАС по РБ по итогам надзорной деятельности в сфере рекламы за 2016 год, сообщает газета «Бурятия».

УФАС – за добросовестную конкуренцию и честную рекламу

Как известно, антимонопольная служба Бурятии стала четвертой в России по уровню содействия кон­куренции по итогам 2015 года. И в прошлом году бурятские антимоно­польщики «не числом, а умением» держали марку в деятельности по за­щите конкуренции.

- В рейтинге оценки деятельности всех территориальных органов Рос­сии по результатам 2016 года УФАС по РБ на 28 месте, – проинформировала, открывая пресс-конференцию, руко­водитель Управления Елизавета По­тапова. – А по рейтингу открытости и прозрачности мы – семнадцатые.

Активная деятельность антимоно­польного органа республики, числен­ность которых, кстати, всего 16 чело­век, приносит весомые результаты. К примеру, по итогам прошлого года сумма взысканных штрафов превы­сила 29 млн рублей, при этом за зло­употребление доминирующим поло­жением сумма оплаченного штрафа составила более 27 млн рублей.

Антимонопольщики ведут ак­тивную борьбу и на таком важном направлении, как деятельность по контролю в сфере рекламного зако­нодательства. В прошлом году в адрес УФАС по РБ поступило 50 заявлений: в 12 случаях подтвердились признаки нарушения Закона о рекламе.

– В прошлом году впервые в нашей практике было возбуждено дело по факту превышения уровня громкости звука рекламы на телеканалах «Тиви­ком» и «АригУс», – сообщила началь­ник отдела антимонопольного кон­троля и рекламы УФАС по РБ Елена Баргаева. – Телеканал «Тивиком» со­гласился с допущенным нарушением, а «Ариг Ус» в настоящее время обжалу­ет наше решение в Арбитражном суде.

Также беспрецедентным в деятель­ности Бурятского УФАС России стало рассмотрение дел, связанных с неза­конным распространением наружной рекламы на объектах культурного на­следия народов Российской Федерации.

УФАС против ООО «Адидас»

В апреле 2016 года УФАС по РБ признало рекламу ювелирного сало­на «Кри$», распространявшуюся на объекте культурного наследия регио­нального значения «Павильон обще­ственного колодца», не соответству­ющей требованиям части 11 статьи 5 и части 3.1 статьи 19 №38-ФЗ. Дело было возбуждено по результатам рас­смотрения материалов, поступивших из Комитета государственной охраны объектов культурного наследия Ад­министрации Главы РБ и Правитель­ства РБ. Согласно этим материалам на указанном объекте культурного наследия (г. Улан-Удэ, ул. Ленина, 22), размещена реклама такого содер­жания: «Надень меня. Зазеркалье. Ювелирный салон «Кри$». Скидка на всю новую коллекцию 40%...». В этом тексте нет ничего предосудительно­го, зато слоган наружной рекламы компании «Вегос-М», как говорится, песня из другой оперы: налицо при­знаки ненадлежащей рекламы. Этот слоган звучит так: «Очуметь! Крепкие двери!». В ходе рассмотрения дела был установлен факт распространения на рекламных конструкциях в горо­де Улан-Удэ этой рекламы, в которой буквы «Ч» и «М» слова «очуметь» за­тушёваны. По решению экспертно- консультативного совета по примене­нию законодательства о рекламе при Бурятском УФАС России, эта реклама признана не соответствующей тре­бованиям Закона о рекламе и недо­пустимой к распространению. Кроме того, в рекламе использован образ во­ра-человека, пытающегося совершить преступление. По мнению экспертов, в совокупности визуально-графическое исполнение рекламы придало ей двус­мысленность и вызвало ассоциацию о наличии в рекламе бранного слова.

Ещё больше переусердствовали в желании сделать рекламный ход неор­динарным авторы нашумевшей рекла­мы, содержащей фразу «Закажи на дом японку и узбечку» (это уже дело 2017 года). Гражданин-заявитель резонно возмутился содержанием, мол, при­чём здесь женщины японской и узбек­ской национальности, если речь идёт о доставке еды на дом? Для объектив­ного рассмотрения этого дела УФАС по РБ провело на своём сайте опрос и включило этот вопрос в повестку за­седания Общественного совета при антимонопольном ведомстве. В итоге пришли к выводу: в рекламе исполь­зованы «неоправданные сравнения и зрительные образы, способные иска­зить восприятие рекламы».

А в другом случае рекламодатель (магазин «Барис») намеренно ввёл в заблуждение потребителя. Этот ма­газин в своей телевизионной рекла­ме призывал «купить два средства по уходу из серии «Чёрный жемчуг» и при этом обещал, что покупатель «по­лучит подарок». Однако, «забыл» упо­мянуть, что подарок вручается при покупке продукции на сумму от 250 рублей. На эту уловку и «клюнула» до­верчивая покупательница. Конечно же, женщина никакой подарок не по­лучила, а вот магазин получил по за­слугам – на него был наложен штраф за нарушение Закона о рекламе.

До сих пор в Бурятии обладатели сотовых телефонов страдают от на­зойливых, как мухи, смс-спамеров, то есть тех, кто отправляет смс-рассылки, не получив согласия абонентов. В про­шлом году за такое нарушение ре­кламного законодательства было ош­трафовано ПАО «Банк ВТБ 24» на 100 тысяч рублей. А в этом году Бурятское УФАС возбудило дело в отношении ООО «Адидас» (зарегистрировано в г. Москве). В феврале этого года на мо­бильник жителя Бурятии пришло смс о распродаже в магазинах этой торговой марки. И снова – без согласия абонента. На такое нарушение УФАС отреагиро­вало должным образом. И впредь будет поступать так же: борьба бурятских антимонопольщиков против ненадле­жащей рекламы и недобросовестных конкурентов продолжается.

Баясхалан ДАБАИН