• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Протокол № 4 заседания Общественно-консультативного совета от 20.12.2018

ПРОТОКОЛ

заседания Общественно-консультативного совета при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия

№ 4                                              от 20.12.2018                                     г. Улан-Удэ

Председательствовал: 

Потапова Е.И. – руководитель Бурятского УФАС России, сопредседатель,

Присутствовали:

Члены Совета: 

Эрдынеева Т.Д. – начальник организационно-аналитического отдела Бурятского УФАС России, ответственный секретарь Совета,

Сахаровский В.М. (по доверенности) – Торгово-промышленная палата Республики Бурятия,

Ткачев А.С. (по доверенности) – Союз риэлторов Сибири (СФО),

Санжицыренова Р.К. – Центр общественного контроля ЖКХ в РБ,

Тугутова Д.И. – Бурятский Республиканский Союз Туриндустрии, уполномоченный по делам туризма при Общественной палате Республики Бурятия.

1. О реализации положений Закона о контрактной системе в сфере закупок товаров, выполнения работ, оказания услуг. О результатах антимонопольного контроля

Слушали:

Мадасова М.И.:  Хотелось бы обратить внимание на правоприменительную практику антимонопольных органов, связанную с искусственным дроблением закупок малого объема. Речь идет о пунктах  4, 5 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - № 44-ФЗ). Заключение нескольких договоров на один и тот же предмет, с одним участником, с одним и тем же сроком выполнения работ, направленных на одну цель и единый результат, не считается нарушением № 44-ФЗ. Однако есть судебные решения по искам прокуратуры, оценивающие такие договоры как нарушение статьи 24 № 44-ФЗ, что предусматривает административную ответственность по статье 7.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и влечет признание сделки незаконной и недействительной.

Бурятским УФАС России в 2018 году было возбуждено одно дело о нарушении антимонопольного законодательства по данным фактам; дело было прекращено в связи с недостаточностью материалов, подтверждающих искусственное дробление закупки.

В целом практика территориальных антимонопольных органов, в том числе Татарстанского УФАС России, Марийского УФАС России демонстрирует, что заключение договоров до 100 тысяч рублей без проведения конкурентных процедур, если есть признаки искуственного дробления закупки, квалифицируется как нарушение статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части заключения подрядчиком и заказчиком антиконкурентного соглашения. За нарушение данной статьи предусмотрена административная ответственность должностного лица заказчика в виде штрафа согласно статье 14.9 КоАП РФ. При этом для поставщика и подрядчика речь идет о оборотном штрафе, то есть процента от годовой выручки в сфере предмета контракта.

По итогам контроля за соблюдением антимонопольного законодательства органами власти по-прежнему сохраняется большой процент нарушений при распоряжении государственным и муниципальным имуществом, например, сдача в аренду без торгов и другие факты по статье 17.1 закона о защите конкуренции. Также было два дела о конфликте интересов, одно из которых уже устояло в судебной инстанции. Речь идет о случаях, когда в торгах принимают участие хозяйствующие субъекты, в список учредителей которых входят должностные лица заказчиков. Подобные действия антимонопольные орган квалифицирует как антиконкурентные.

В сфере контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе наиболее распространенными нарушениями являются необоснованные и чрезмерные требования заказчика к участникам закупок либо к составу заявки на участие в закупки. Также, несмотря на то, что основные изменения в № 44-ФЗ вступили в силу еще 1 июля текущего года, заказчики продолжают допускать нарушения, связанные новыми требованиями к процедуре закупок.

 Решили:  

1.1. Принять информацию к сведению.

1.2. Членам Общественно-консультативного совета предложено сообщить членам общественных организаций о правоприментельной практике УФАС в сфере 44-ФЗ, учитывать при участии в закупочных процессах.

2. О Международном дне борьбы с коррупцией, о принимаемых управлением мерах по предупреждению коррупции, о ведении раздела «Противодействие коррупции» на сайте Бурятского УФАС России.

Слушали:

Потапову Е.И.: Международный день борьбы с коррупцией провозглашен Генассамблеей ООН и отмечается ежегодно 9 декабря. В этот день в 2003 году была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции, Российская Федерация подписала данную Конвенцию ООН 9 декабря 2003 года, а ратифицировала 8 марта 2006 года.

На сайте управления в разделе «противодействие коррупции» публикуется информация о работе управления в данной сфере:

- отчеты о мероприятиях УФАС;

- нормативно-правовые акты, а также локальные акты УФАС;

- подлежащие обязательной публикации сведения о доходах и имуществе наших сотрудников;

- информацию о работе комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов  и т.д..

В Бурятском УФАС России принят план по противодействию коррупцию на 2018-2020 годы, до 25 декабря информацию о ходе выполнении мероприятий, предусмотренных планом, будет размещена на официальном сайте управления.

Основными задачами работы УФАС в данной сфере является профилактика коррупционных и иных правонарушений в деятельности федеральных государственных гражданских служащих  Бурятского УФАС России, а также обеспечение деятельности управления по соблюдению гражданскими служащими запретов, ограничений, обязанностей и требований к служебному поведению.

Решили: 

2.1. Принять информацию к сведению.

  1. Проконкурентная политика органов власти Республики Бурятия.

Слушали:

Е.И. Потапову:  ФАС России ежегодно выпускает «белые» и «черные» книги», в которых публикует информацию о лучших проконкурентных практиках и о антиконкурентных действиях органов власти.

В этом году Бурятское УФАС России направило в центральный аппарат ФАС России информацию о проконкурентных практиках двух ведомств Бурятии – Министерства спорта и молодежной политики (федеральная программа «Ты – предприниматель») и Министерства промышленности и торговли (открытие центра поддержки предпринимателей «Мой бизнес»), а также о действиях Правительства РБ:

- по реализации постановления по субсидированию частных детсадов;

- по внедрению региональной информационной системы в сфере закупок РБ.

На предыдущих заседаниях общественно-консультативного совета обсуждался Национальный план по развитию конкуренции, который был утвержден Указом Президента РФ от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции».

Мероприятиями плана предусмотрено, что высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации необходимо принять до 1 марта 2019 года меры, направленные на создание и организацию системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Распоряжением Правительства РФ от 18.10.2018 № 2258-р утверждены Методические рекомендации по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства, которые также рекомендованы для применения органами власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Данный документ доступен для ознакомления на сайте Бурятского УФАС России.

В феврале текущего года управлением совместно с Министерством экономики Республики Бурятия был организован семинар для органов власти по проблемным вопросам организации системы антимонопольного комплаенса.

В настоящее время все республиканские органы власти приняли соответствующие акты о внедрении антимонопольного комплаенса, на уровне муниципальных районов работа также ведется в данном направлении.

Решили:

3.1. Принять информацию к сведению.

4. О проекте стратегии развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период до 2030 года.

Слушали:

Е.И. Потапову: 

13 ноября 2019 года Бурятское УФАС России разослало всем членам Общественно-консультативного совета проект Стратегии развития конкуренции и антимонопольного регулирования в РФ на период до 2030 года с целью сбора замечания и предложений. Замечаний и предложений от членов совета не поступало. Поскольку центральный аппарат ФАС России продлил срок сбора информации, управление  повторно выносит проект на обсуждение.

В документе отмечается, что к 2018 году в Российской Федерации в целом сложилась система антимонопольного законодательства, обеспечивающего эффективное применение институтов защиты конкуренции, основу которого составляет Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», однако в условиях цифровой экономики, когда богатство природных ресурсов и дешевизна труда перестают быть основными факторами роста, вопросы состояния конкуренции приобретают все большее, если не ключевое значение.

Проект уделяет внимание нескольким направлениям:

- в том числе и совершенствованию антимонопольного регулирования в условиях развития цифровой экономики и ее глобализации (в настоящее время ФАС России работает над пятым антимонопольным пакетом, который предусматривает: новые критерии доминирующего положения хозяйствующего субъекта, вне зависимости от доли, с учетом сетевых эффектов;  - новый критерий согласования сделок в ФАС России – при объеме свыше 7 млрд руб;  - полномочия Правительства РФ разрешать использование интеллектуальной собственности без согласия правообладателя в целях охраны жизни и здоровья);

- созданию эффективных механизмов развития конкуренции на всех уровнях, в том числе снижения доли участия в экономике;

- создание условий для эффективной конкуренции при осуществлении закупок (в том числе совершенствование механизмов поддержки субъектов малого предпринимательства), а также повышение эффективности контроля в сфере государственного оборонного заказа; и так далее.

Письменные предложения и замечания по  проекту предлагается направить в адрес Бурятского УФАС России  до 20 января 2019 года.

Решили:

4.1. Принять информацию к сведению.

5. Разное: (по предложению членов Совета)

5.1. Развитие конкуренции в сфере жилищных услуг

Санжицыренову Р.К.: В настоящее время в республиканский реестр подрядных организаций по капитальному ремонту отобрано значительное количество организаций, осуществляющих деятельность далеко за пределами республики,  что усложняет качественное выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов. Полагаю необходимым введение ограничений для участников отбора в данный реестр, например, чтобы фирмы имели регистрацию в Республике Бурятия.

Потапову Е.И.: Подобные ограничения будут нарушать основные принципы, закрепленные Конституцией РФ, касающиеся единого экономического пространства на территории Российской Федерации.

Решили:

5.1.1. Принять информацию к сведению.

 

Сопредседатель Общественно-консультативного совета

при Бурятском УФАС России                                                         Е.И. Потапова

 

Ответственный секретарь

Общественно-консультативного совета

при Бурятском УФАС России                                                      Т.Д. Эрдынеева

 

Протокол вела                                                                                Т.Д. Эрдынеева

 

Дата проведения Совета: 
20 декабря 2018, 17:10