• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Протокол № 1 заседания Общественно-консультативного совета от 12.03.2019

ПРОТОКОЛ

заседания Общественно-консультативного совета при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия

№ 1                                              от 12.03.2019                                     г. Улан-Удэ

Председательствовал: 

Потапова Е.И. – руководитель Бурятского УФАС России, сопредседатель,

Присутствовали:

Члены Совета: 

Эрдынеева Т.Д. – начальник организационно-аналитического отдела Бурятского УФАС России, ответственный секретарь Совета,

Зайцев Н.С. – исполнительный директор Союза промышленников и предпринимателей Республики Бурятия,

Санданов Ц.Ч. – член БРО «Опора России»,

Доржиева Д.А. – представитель по доверенности НП МТП «Товары Бурятии»,

Присутствовали:

Баргаева Е.В. – начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы Бурятского УФАС России

 

1. Новый порядок формирования общественных советов при территориальных антимонопольных органах

Слушали:

Потапову Е.И.:  Общественно-консультативный совет (ОКС) при Бурятском УФАС России был создан в 2008 году,  в рамках административной реформы, направленной на усиление взаимодействия антимонопольных органов с общественностью, в том числе с бизнес-сообществом, различными объединениями и некоммерческими организациями.

Приказ, утверждающий положение о совете, был подписан 31.12.2008. За 10 лет состав Совета незначительно менялся, численность совета на настоящую дату составляет 15 человек, в Совет входят представители Сюоза промышленников и предпринимателей Республики Бурятия, коллегии адвокатов Республики Бурятия, БРО «Опора России», центра общественного контроля ЖКХ в Республике Бурятия, некоммерческого партнерства «Товары Бурятии», союза менеджеров Бурятии, Республиканского союза туриндустрии.

Обычно Совет заседает 4 раза в год, ежеквартально. В повестку включаются вопросы, направленные на решение нескольких задач:

- информирование общественности о новеллах антимонопольного законодательства, о тенденциях антимонопольного регулирования. Любые изменения закона «О защите конкуренции» (в том числе первый – четвертый антимонопольные пакеты, принятие Национального плана по развитию конкуренции, реформа контрольно-надзорной деятельности), изменения в законодательстве о контрактной системе – в прошлом году с 1 июля было значительное количество правок, новые требования к рекламе – обо всем этом мы рассказывали членам совета;

- информирование общественности о работе антимонопольного органа, о практике правоприменения, о процедурных особенностях рассмотрения дел. Обычно на первом заседании в году мы обязательно рассказывали об итогах работы за год, о прецедентных делах, о наиболее распространенных нарушениях;

- разработка предложений по совершенствованию антимонопольной политики и практики антимонопольных органов,  привлечение некоммерческих организаций к обсуждению важных вопросов конкурентной политики. Например, в декабре прошлого года мы обсуждали проект Стратегии развития конкуренции и антимонопольного регулирования в РФ на период до 2030 года, разработанный ФАС России, у членов совета была возможность представить свои предложения и замечания к документу.

Однако с принятием в декабре 2017 года Национального плана по развитию конкуренции общественным советам при антимонопольных органах отводится иная роль – роль совещательного органа по развитию конкуренции.

26.12.2018 ФАС России приказом 1865/18 утвердила Положение об общественном совете при территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, в соответствии с которым в каждом территориальном органе должен быть создан общественный совет в новом формате, при этом действующие ОКС подлежат расформированию.

Положение закрепляет принципиально новые подходы к роли общественных советов – целью деятельности совета теперь декларируется общественный контроль за работой УФАС, в том числе путем:

- рассмотрения проектов разрабатываемых общественно-значимых НПА,

- участия в мониторинге качества реализации контрольных функций, хода проведения антикоррупционной и кадровой работы (например, ОС теперь вправе участвовать в работе комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов);

- участия в оценке эффективности государственных закупок.

«Перезагрузка» деятельности начнется в текущем году. Существенно изменен порядок формирования общественного совета – состав Совета будет отбираться на конкурсной основе, в публичном формате. Согласно плану-графику конкурс будет проведен в июне. Наша задача привлечь внимание общественных организаций к конкурсу.

Решили:   

1.1. Принять информацию к сведению.

 

2. 15-летие ФАС России. Итоги работы Бурятского УФАС России за 15 лет.

Слушали:

Потапову Е.И.: 15 лет назад, 09.03.2004 было упразднено Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, а его полномочия переданы вновь образованной Федеральной антимонопольной службе для решения важнейшей государственной задачи: развивать и защищать конкуренцию. С 10.03.2004 и по настоящее время ведомство возглавляет И.Ю. Артемьев.

В целом история антимонопольного регулирования в современной России ведет свой отсчет с 14.07.1990, когда был утвержден первый антимонопольный орган – Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, а штатная численность работников аппарата насчитывала 150 единиц. Спустя год были образованы первые территориальные управления. Сегодня на территории РФ действует 84 территориальных управления в 85 субъектах РФ.

Приняты 4 антимонопольных пакета законов, а также сотни нормативно-правовых актов Правительства России, связанных с защитой и развитием конкуренции.

Благодаря усилиям ФАС России за последние годы удалось гармонизировать российское антимонопольное законодательство с европейскими так, что ОЭСР признала его соответствующим лучшим мировым практикам.

ФАС России уже много лет входит в 20-ку лучших антимонопольных органов из 140 стран – правоприменителей по версии Global Competition Review.

В 2004-2019 гг. в РФ были созданы и развиты законодательные основы защиты конкуренции:

-  антимонопольное законодательство;

- законодательство о государственных закупках;

- законодательство о государственном оборонном заказе;

- законодательство о рекламе;

- законодательство о торговле;

- тарифное законодательство;

- законодательство об иностранных инвестициях в стратегические отрасли и т.д..

Эрдынееву Т.Д.: Расширение полномочий привело к росту количества обращений в Бурятское УФАС России. Если в первые годы работы в управление поступало 50-70 заявлений в год, то только в прошлом году сотрудниками УФАС было рассмотрено 1270 обращений. Всего за 15 лет работы управлением рассмотрено 7464 заявления, 3179 дел о нарушении антимонопольного законодательства, 3524 административных дела, с момента введения в действие института предупреждения (с 2013 года) выдано 399 предупреждений о прекращении действий, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства.  Общая сумма наложенных штрафов составила свыше 294 млн рублей.

В 2008-2009 годах прошли три «антимонопольные волны» по нарушениям на рынках нефтепродуктов. Бурятское УФАС России также пресекало антиконкурентный сговор на данном рынке в г. Улан-Удэ, когда пять участников рынка, включая ОАО «Бурятнефтепродукт», устанавливали  одинаковые, вплоть до копейки, розничные цены на бензин и дизельное топливо. Нарушители обжаловали в судебных инстанциях решение, предписание и постановления Бурятского УФАС России о наложении штрафов. Суды трех инстанций поддержали все акты антимонопольного органа.

Баргаеву Е.А.: Самые крупные штрафы за нарушение антимонопольных требований выплатили в бюджет ОАО «МРСК Сибири» – более 26 млн рублей, а также ОАО «ТГК-14» – более 23 млн рублей.

 Штраф на ОАО «ТГК-14» был наложен за прекращение приема платы за услуги теплоснабжения в своих расчетно-кассовых центрах, в которых граждане могли оплачивать данные услуги без комиссии. Дело о нарушении антимонопольного законодательства было возбуждено по материалам Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия, которая при утверждении тарифа заложила затраты на возмещение деятельности по непосредственному приему платежей в 10 расчетных центрах. Однако в 2012 года ОАО «ТГК-14» принял решение о прекращении приема платежей в своих расчетных центрах, и граждане вынуждены были оплачивать услуги через банковских платежных агентов, через платежных агентов – таких, как ООО «РКЦ», чьим учредителем является ОАО «ТГК-14».  

Бурятское УФАС России выдало предприятию предупреждение о прекращении совершения действий, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства; предупреждение исполнено не было, в связи с чем управлением было возбуждено дело. Решение и предписание УФАС по итогам рассмотренного дела было оспорено ответчиком в судебном порядке. Суд подтвердил законность актов антимонопольного органа. ОАО «ТГК-14» возобновило работу своих расчетных центров.

За нарушение антимонопольного законодательства ОАО «ТГК-14» и генеральный директор предприятия были привлечены к административной ответственности. Постановления УФАС также были обжалованы; суды оставили в силе акты управления.

Нарушение ОАО «МРСК Сибири» выразилось в массовых ограничениях электрической энергии на объектах ЖКХ, котельных и водозаборах, что запрещено законодательством. В сентябре 2014 года ОАО «МРСК Сибири», оказывающее услуги передачи электрической энергии, ограничило подачу электроэнергии предприятиям ЖКХ за долги, накопленные в период временного осуществления ОАО «МРСК Сибири» функций гарантирующего поставщика.  Данные материалы были направлены в адрес Бурятского УФАС России Прокуратурой Республики Бурятия.

Решение антимонопольного органа о признании нарушения антимонопольного законодательства и постановление о наложении штрафа были оспорены в судебном порядке. Суды трех инстанций оставили в силе акты УФАС.

Среди других резонансных дел, рассмотренных Бурятским УФАС России за последние 15 лет, дела о навязывании дополнительных услуг при оформлении ОСАГО, дела по недобросовестной конкуренции (о незаконном использовании товарных знаков и коммерческих обозначений, в числе которых - «Хозяин», «Бурят-Фармация»).

Решили: 

2.1. Принять информацию к сведению.

 

Сопредседатель Общественно-консультативного совета

при Бурятском УФАС России                                                         Е.И. Потапова

 

Ответственный секретарь

Общественно-консультативного совета

при Бурятском УФАС России                                                      Т.Д. Эрдынеева

 

Протокол вела                                                                              Т.Д. Эрдынеева

Дата проведения Совета: 
12 марта 2019, 15:00