Протокол № 1 заседания Общественно-консультативного совета от 12.03.2019
ПРОТОКОЛ
заседания Общественно-консультативного совета при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия
№ 1 от 12.03.2019 г. Улан-Удэ
Председательствовал:
Потапова Е.И. – руководитель Бурятского УФАС России, сопредседатель,
Присутствовали:
Члены Совета:
Эрдынеева Т.Д. – начальник организационно-аналитического отдела Бурятского УФАС России, ответственный секретарь Совета,
Зайцев Н.С. – исполнительный директор Союза промышленников и предпринимателей Республики Бурятия,
Санданов Ц.Ч. – член БРО «Опора России»,
Доржиева Д.А. – представитель по доверенности НП МТП «Товары Бурятии»,
Присутствовали:
Баргаева Е.В. – начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы Бурятского УФАС России
1. Новый порядок формирования общественных советов при территориальных антимонопольных органах
Слушали:
Потапову Е.И.: Общественно-консультативный совет (ОКС) при Бурятском УФАС России был создан в 2008 году, в рамках административной реформы, направленной на усиление взаимодействия антимонопольных органов с общественностью, в том числе с бизнес-сообществом, различными объединениями и некоммерческими организациями.
Приказ, утверждающий положение о совете, был подписан 31.12.2008. За 10 лет состав Совета незначительно менялся, численность совета на настоящую дату составляет 15 человек, в Совет входят представители Сюоза промышленников и предпринимателей Республики Бурятия, коллегии адвокатов Республики Бурятия, БРО «Опора России», центра общественного контроля ЖКХ в Республике Бурятия, некоммерческого партнерства «Товары Бурятии», союза менеджеров Бурятии, Республиканского союза туриндустрии.
Обычно Совет заседает 4 раза в год, ежеквартально. В повестку включаются вопросы, направленные на решение нескольких задач:
- информирование общественности о новеллах антимонопольного законодательства, о тенденциях антимонопольного регулирования. Любые изменения закона «О защите конкуренции» (в том числе первый – четвертый антимонопольные пакеты, принятие Национального плана по развитию конкуренции, реформа контрольно-надзорной деятельности), изменения в законодательстве о контрактной системе – в прошлом году с 1 июля было значительное количество правок, новые требования к рекламе – обо всем этом мы рассказывали членам совета;
- информирование общественности о работе антимонопольного органа, о практике правоприменения, о процедурных особенностях рассмотрения дел. Обычно на первом заседании в году мы обязательно рассказывали об итогах работы за год, о прецедентных делах, о наиболее распространенных нарушениях;
- разработка предложений по совершенствованию антимонопольной политики и практики антимонопольных органов, привлечение некоммерческих организаций к обсуждению важных вопросов конкурентной политики. Например, в декабре прошлого года мы обсуждали проект Стратегии развития конкуренции и антимонопольного регулирования в РФ на период до 2030 года, разработанный ФАС России, у членов совета была возможность представить свои предложения и замечания к документу.
Однако с принятием в декабре 2017 года Национального плана по развитию конкуренции общественным советам при антимонопольных органах отводится иная роль – роль совещательного органа по развитию конкуренции.
26.12.2018 ФАС России приказом 1865/18 утвердила Положение об общественном совете при территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, в соответствии с которым в каждом территориальном органе должен быть создан общественный совет в новом формате, при этом действующие ОКС подлежат расформированию.
Положение закрепляет принципиально новые подходы к роли общественных советов – целью деятельности совета теперь декларируется общественный контроль за работой УФАС, в том числе путем:
- рассмотрения проектов разрабатываемых общественно-значимых НПА,
- участия в мониторинге качества реализации контрольных функций, хода проведения антикоррупционной и кадровой работы (например, ОС теперь вправе участвовать в работе комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов);
- участия в оценке эффективности государственных закупок.
«Перезагрузка» деятельности начнется в текущем году. Существенно изменен порядок формирования общественного совета – состав Совета будет отбираться на конкурсной основе, в публичном формате. Согласно плану-графику конкурс будет проведен в июне. Наша задача привлечь внимание общественных организаций к конкурсу.
Решили:
1.1. Принять информацию к сведению.
2. 15-летие ФАС России. Итоги работы Бурятского УФАС России за 15 лет.
Слушали:
Потапову Е.И.: 15 лет назад, 09.03.2004 было упразднено Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, а его полномочия переданы вновь образованной Федеральной антимонопольной службе для решения важнейшей государственной задачи: развивать и защищать конкуренцию. С 10.03.2004 и по настоящее время ведомство возглавляет И.Ю. Артемьев.
В целом история антимонопольного регулирования в современной России ведет свой отсчет с 14.07.1990, когда был утвержден первый антимонопольный орган – Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, а штатная численность работников аппарата насчитывала 150 единиц. Спустя год были образованы первые территориальные управления. Сегодня на территории РФ действует 84 территориальных управления в 85 субъектах РФ.
Приняты 4 антимонопольных пакета законов, а также сотни нормативно-правовых актов Правительства России, связанных с защитой и развитием конкуренции.
Благодаря усилиям ФАС России за последние годы удалось гармонизировать российское антимонопольное законодательство с европейскими так, что ОЭСР признала его соответствующим лучшим мировым практикам.
ФАС России уже много лет входит в 20-ку лучших антимонопольных органов из 140 стран – правоприменителей по версии Global Competition Review.
В 2004-2019 гг. в РФ были созданы и развиты законодательные основы защиты конкуренции:
- антимонопольное законодательство;
- законодательство о государственных закупках;
- законодательство о государственном оборонном заказе;
- законодательство о рекламе;
- законодательство о торговле;
- тарифное законодательство;
- законодательство об иностранных инвестициях в стратегические отрасли и т.д..
Эрдынееву Т.Д.: Расширение полномочий привело к росту количества обращений в Бурятское УФАС России. Если в первые годы работы в управление поступало 50-70 заявлений в год, то только в прошлом году сотрудниками УФАС было рассмотрено 1270 обращений. Всего за 15 лет работы управлением рассмотрено 7464 заявления, 3179 дел о нарушении антимонопольного законодательства, 3524 административных дела, с момента введения в действие института предупреждения (с 2013 года) выдано 399 предупреждений о прекращении действий, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства. Общая сумма наложенных штрафов составила свыше 294 млн рублей.
В 2008-2009 годах прошли три «антимонопольные волны» по нарушениям на рынках нефтепродуктов. Бурятское УФАС России также пресекало антиконкурентный сговор на данном рынке в г. Улан-Удэ, когда пять участников рынка, включая ОАО «Бурятнефтепродукт», устанавливали одинаковые, вплоть до копейки, розничные цены на бензин и дизельное топливо. Нарушители обжаловали в судебных инстанциях решение, предписание и постановления Бурятского УФАС России о наложении штрафов. Суды трех инстанций поддержали все акты антимонопольного органа.
Баргаеву Е.А.: Самые крупные штрафы за нарушение антимонопольных требований выплатили в бюджет ОАО «МРСК Сибири» – более 26 млн рублей, а также ОАО «ТГК-14» – более 23 млн рублей.
Штраф на ОАО «ТГК-14» был наложен за прекращение приема платы за услуги теплоснабжения в своих расчетно-кассовых центрах, в которых граждане могли оплачивать данные услуги без комиссии. Дело о нарушении антимонопольного законодательства было возбуждено по материалам Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия, которая при утверждении тарифа заложила затраты на возмещение деятельности по непосредственному приему платежей в 10 расчетных центрах. Однако в 2012 года ОАО «ТГК-14» принял решение о прекращении приема платежей в своих расчетных центрах, и граждане вынуждены были оплачивать услуги через банковских платежных агентов, через платежных агентов – таких, как ООО «РКЦ», чьим учредителем является ОАО «ТГК-14».
Бурятское УФАС России выдало предприятию предупреждение о прекращении совершения действий, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства; предупреждение исполнено не было, в связи с чем управлением было возбуждено дело. Решение и предписание УФАС по итогам рассмотренного дела было оспорено ответчиком в судебном порядке. Суд подтвердил законность актов антимонопольного органа. ОАО «ТГК-14» возобновило работу своих расчетных центров.
За нарушение антимонопольного законодательства ОАО «ТГК-14» и генеральный директор предприятия были привлечены к административной ответственности. Постановления УФАС также были обжалованы; суды оставили в силе акты управления.
Нарушение ОАО «МРСК Сибири» выразилось в массовых ограничениях электрической энергии на объектах ЖКХ, котельных и водозаборах, что запрещено законодательством. В сентябре 2014 года ОАО «МРСК Сибири», оказывающее услуги передачи электрической энергии, ограничило подачу электроэнергии предприятиям ЖКХ за долги, накопленные в период временного осуществления ОАО «МРСК Сибири» функций гарантирующего поставщика. Данные материалы были направлены в адрес Бурятского УФАС России Прокуратурой Республики Бурятия.
Решение антимонопольного органа о признании нарушения антимонопольного законодательства и постановление о наложении штрафа были оспорены в судебном порядке. Суды трех инстанций оставили в силе акты УФАС.
Среди других резонансных дел, рассмотренных Бурятским УФАС России за последние 15 лет, дела о навязывании дополнительных услуг при оформлении ОСАГО, дела по недобросовестной конкуренции (о незаконном использовании товарных знаков и коммерческих обозначений, в числе которых - «Хозяин», «Бурят-Фармация»).
Решили:
2.1. Принять информацию к сведению.
Сопредседатель Общественно-консультативного совета
при Бурятском УФАС России Е.И. Потапова
Ответственный секретарь
Общественно-консультативного совета
при Бурятском УФАС России Т.Д. Эрдынеева
Протокол вела Т.Д. Эрдынеева