Протокол № 3 заседания Общественно-консультативного совета от 20.09.2018

ПРОТОКОЛ

заседания Общественно-консультативного совета при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия

№ 3                                              от 20.09.2018                                     г. Улан-Удэ

Председательствовал: 

Потапова Е.И. – руководитель Бурятского УФАС России, сопредседатель,

Присутствовали:

Члены Совета: 

Эрдынеева Т.Д. – начальник организационно-аналитического отдела Бурятского УФАС России, ответственный секретарь Совета,

<…..> (по доверенности) – НП местных товаропроизводителей «Товары Бурятии»,

Зайцев Н.С. – Союз промышленников и предпринимателей Республики Бурятия,

Санжицыренова Р.К. – Центр общественного контроля ЖКХ в РБ,

<…..> (по доверенности) Региональное отделение Российского общества оценщиков в Республике Бурятия,

Тугутова Д.И. – Бурятский Республиканский Союз Туриндустрии, уполномоченный по делам туризма при Общественной палате Республики Бурятия.

  1. Специфика закупок отдельными видами юридических лиц в рамках Федерального закона № 223-ФЗ

Слушали:

Потапову Е.И.:  Изменились требования к закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц, регулируемой федеральным законом № 223-ФЗ. Это субъекты естественных монополий, автономных учреждений, организаций энергоснабжения, теплоснабжения, водоотведения и водоснабжения, обработки твердых коммунальных отходов.

Большая часть изменений вступила в силу 1 июля 2018 года, однако есть поправки, которые вступили в силу 31 декабря 2017 года. Так, согласно декабрьским изменениям теперь закреплено, что 223-ФЗ распространяется на закупки для целей коммерческого использования.

Расширился перечень отношений, на которые не распространяется действие Закона N 223-ФЗ. В список вошли, в частности, закупки у юридических лиц, которые согласно НК РФ являются взаимозависимыми с заказчиком. Соответственно, заказчикам необходимо закрепить в положении о закупке перечень таких компаний и обосновать причины включения в него каждой (пункт 13 части 4 статьи 1 Закона 223-ФЗ).

Законодательное закрепление получило типовое положение о закупках. Принять этот документ и установить круг заказчиков, которые должны его применять при утверждении или изменении собственных положений о закупках, может орган власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения. Также это может сделать орган власти или организация, выполняющие функции собственника имущества унитарного предприятия (часть 2.1 статьи 2 Закона 223-ФЗ).

В типовом положении нужно определить дату, до наступления которой указанные учреждения и предприятия должны привести положения о закупках в соответствие с типовым. Утвержденное типовое положение надо разместить в ЕИС. Аналогичным образом в этой системе должны размещаться изменения такого положения (часть 2.2 статьи 2 Закона 223-ФЗ).

Стал больше перечень закупок, сведения о которых заказчик вправе не размещать в ЕИС. В него добавили:

- закупки финансовых услуг, в том числе услуг по размещению депозитных вкладов и получению кредитов и займов;

- закупки, которые связаны с заключением и исполнением договора купли-продажи, аренды, субаренды, договоров управления государственным или муниципальным имуществом, а также иного договора, предусматривающего переход прав владения и (или) пользования недвижимостью (часть 15 статьи 4 Закона 223-ФЗ).

Начала действовать норма о ведомственном контроле. Этот вид контроля вправе проводить, например, органы власти, осуществляющие функции и полномочия учредителя в отношении соответствующих учреждений (статья 6.1 Закона 223-ФЗ).

Также вступили в силу с 31 декабря 2017 года изменения норм об обжаловании. Можно обжаловать действия (бездействие) не только заказчика, но и закупочной комиссии, оператора электронной площадки. Кроме того, теперь в Законе N 223-ФЗ предусмотрено, что можно обратиться в антимонопольный орган с жалобой, если заказчик при проведении закупки нарушил Закон N 223-ФЗ и (или) положение о закупке (пункт 1 части 10 статьи 3 3акона 223-ФЗ).

Появилась норма, согласно которой, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после окончания срока подачи заявок, обжаловать их может только участник закупки, подавший заявку (часть 11 статьи 3 3акона 223-ФЗ).

Установлено правило о том, что антимонопольный орган при рассмотрении жалобы ограничен только доводами, составляющими предмет обжалования (часть 13 статьи 3 3акона 223-ФЗ).

У заказчиков еще есть время, чтобы привести в соответствие с изменениями положения о закупках. Это надо будет сделать не позднее 1 января 2019 года. Закупки, извещения о которых опубликованы в ЕИС до даты размещения положения о закупке, в котором учтены изменения Закона N 223-ФЗ, надо проводить по правилам, действовавшим на дату размещения извещения.

С 1 июля 2018 года также произошли  изменения в закупочном процессе. Так, в положении о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные способы закупок. Конкурентные закупки требуется проводить в электронной форме, если иное заказчик не закрепит в положении о закупке. Конкурентные закупки, в которых могут участвовать только субъекты малого и среднего предпринимательства, надо проводить только в электронной форме (часть 2 статьи 3 3акона 223-ФЗ).

Конкурентные закупки можно проводить в виде конкурсов, аукционов, запросов предложений, запросов котировок. Заказчик вправе предусмотреть иные конкурентные способы, если они соответствовают положениям Закона N 223-ФЗ (часть 3.1 статьи 3 3акона 223-ФЗ).

Предусматривается порядок проведения конкурентной закупки. Например, участники смогут направлять запросы о разъяснении положений документации. В течение трех рабочих дней с даты их поступления заказчик должен дать ответ и разместить его в ЕИС. Заказчик сможет отменить конкурентную закупку до окончания срока подачи заявок. По истечении этого срока и до заключения договора отменить конкурентную закупку можно только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы (статья 3.2 3акона 223-ФЗ).

Отдельно устанавливается порядок проведения конкурентной закупки в электронной форме и особенности ее проведения среди субъектов малого и среднего предпринимательства. Такие закупки будут проводиться на электронной площадке (статьи 3.3; 3.4 3акона 223-ФЗ).

В положении о закупке надо установить способы проведения неконкурентных закупок, а также порядок и исчерпывающий перечень случаев закупки у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя (статья 3 3акона 223-ФЗ).

Закрепляются правила описания предмета закупки. В частности, в документации надо указывать его функциональные, технические и качественные характеристики. Если в описании предмета закупки используется товарный знак, то его указание надо сопровождать словами "или эквивалент". Не соблюдать это правило можно в ряде случаев, например, при закупке запчастей к используемому оборудованию (часть 6.1 статьи 3 3акона 223-ФЗ).

В извещении, документации вместо сведений о начальной (максимальной) цене договора можно установить цену единицы товара, работы или услуги и максимальную цену договора или формулу определения цены договора и ее максимальное значение (пункт 5 часть 9 статьи 4 3акона 223-ФЗ).

При этом до конца года можно проводить закупки по старому положению.

Старт электронных закупок у малого и среднего бизнеса перенесли. Вступление в силу правил об электронных закупках у СМСП отложили до момента, когда начнут работать электронные площадки. Произойдет это не позднее 1 октября. Перечень операторов уже утвержден (часть 14 статьи 8 3акона 223-ФЗ).

Унитарные предприятия снова могут закупать по Закону N 223-ФЗ. С 29 июня все унитарные предприятия могут проводить закупки за счет собственных средств по Закону N 223-ФЗ.

В 3 квартале 2018 года в управление поступило 19 жалоб на нарушения 223-ФЗ, из них: 5 жалоб отозвано; 2 жалобы возвращены; 2 жалобы признаны обоснованными; 8 – необоснованными; 2 - в стадии рассмотрения. В основном участники закупок обжалуют действия заказчиков в части необоснованного ограничения допуска к участию в закупках, либо обжалуют положения документации.

Решили:   

1.1. Принять информацию к сведению.

1.2. Членам Общественно-консультативного совета предложено сообщить членам общественных организаций о нововведениях в 223-ФЗ, учитывать при участии в закупочных процессах.

2. Административное обжалование в строительстве, в т.ч. по фактам нарушения статьи 18.1 Законао защите конкуренции (№ 135-ФЗ), федеральная практика.

Слушали:

Потапову Е.И.: Законом о защите конкуренции предусмотрен ускоренный порядок рассмотрения жалоб строительных организаций на действия ресурсоснабжающих организаций, органов власти. Однако строители такую возможность не используют – с момента введения соответствующей нормы в адрес управления не поступило ни одной жалобы, в то время как в федеральной практике антимонопольных органов такие примеры есть.

Напомню, что с января 2016 года антимонопольная служба наделена полномочиями по рассмотрению жалоб на нарушения, которые могут быть допущены при проведении процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сфере строительства. Указанные процедуры, всего их около 140, утверждены Постановлением Правительства РФ от  30.04.2014 № 403 в соответствии с частью 2 статьи 6 Градостроительного кодекса РФ.

Согласно закону о защите конкуренции (пункт 2 части 1 статьи 18.1 № 135-ФЗ) антимонопольный орган вправе рассматривать жалобы строительных организаций в отношении отвечающих за сферу строительства госорганов, муниципалитетов и инженерно-технических организаций, на:

- нарушение установленных сроков осуществления процедуры (если орган власти затягивает выдачу разрешения на строительства);

- предъявление требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в сфере строительства (упомянутый выше).

-незаконный отказ в приеме документов, заявлений;

-предъявление к лицу, подавшему жалобу, документам и информации требований, не установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ.

Обжалование административных процедур в строительстве у антимонопольного органа занимает короткое время – в течение 7 рабочих дней жалоба должна быть рассмотрена, если ее доводы подтвердятся, то УФАС выдает предписание об устранении нарушения и накладывает на нарушителя штраф. При этом юридические лица могут обратиться не позднее 3 месяцев с момента совершения обжалуемого действия.

Данная норма корреспондируется отчасти со статьями 15, 16 Закона о защите конкуренции, устанавливающими запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие), соглашения и согласованные действия органов власти всех уровней.

Так, в июне управление выдало в адрес Правительства республики предупреждение со сроком исполнения в августе этого года  о необходимости приведения Положения о порядке поддержки строительства молодежных жилищных комплексов в Бурятии, утвержденного постановлением в 2012 году, в соответствие с требованиями части 1 статьи 15 № 135-ФЗ, поскольку в данном положении не был установлен порядок проведения конкурсного отбора организаций-застройщиков для строительства МЖК на территории Республики Бурятия. Соответственно, при проведении конкурсных отборов в 2016 году Союзом МЖК России не обеспечивались открытость и прозрачность процедур, конкурсная документация не разрабатывалась и не утверждалась, отсутствовали критерии конкурса.  

Указанные действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей.

Данное предупреждение исполнено в установленный срок. Указанное постановление отменено, разработан проект нового нормативного правового акта, которым предусмотрен иной порядок.

Таким образом, административное обжалование в строительстве в рамках перечисленных полномочий ФАС России - реальный механизм противодействия административным барьерам и действенного развития открытости разрешительных процедур в сфере строительства.

Выступили:

Р.К. Санжицыренова:

В настоящее время сложилась сложная ситуация в сфере обращения с отходами в республике – фактическое отсутствие мест захоронения ТКО обуславливает высокие затраты на вывоз отходов, что утяжеляет тариф. Предлагаю привлекать независимых экспертов к участию в формировании тарифов.

Решили: 

2.1. Принять информацию к сведению.

2.2. Членам Общественно-консультативного совета предложено сообщить членам общественных организаций.

3. Организация просветительской работы представителей среднего и малого бизнеса членами ОКС совместно с Бурятским УФАС России.

Слушали:

Е.И. Потапову: Заявленный (проанонсированный) доклад внесен в план работы Совета по предложению Торгово-промышленной палаты Республики Бурятия, подготовлен, но докладчик по уважительной причине не смог присутствовать на данном заседании. Информирую, что по данной тематике в рамках публичного обсуждения правоприменительной практики управления состоялась совместно с Торгово-промышленной палатой 18 сентября конференция по проблемам правоприменения законодательства о контрактной системе в сфере закупок. На конференции выступили специалисты юридической службы, Центра экспертиз, Центра делового образования, Центра эффективных закупок  при Торгово-промышленной палате Республики Бурятия, которые рассказали о проводимой в данном направлении работе.

Специалисты Бурятского УФАС России принимают участие во многих мероприятиях, проводимых Торгово-промышленной палатой, связанных с просветительской работой представителей малого и среднего бизнеса. Особенно большой интерес всегда вызывают вопросы правоприменения законодательства, связанного с закупочной деятельностью не только, когда размещаются бюджетные средства, но и средства тех предприятий, которые обязаны размещать свои средства по процедуре торгов. 

При этом не все мероприятия проводятся на коммерческой основе, очень много мероприятий организуется на безвозмездной основе, всегда учитываются интересы бизнеса, тематика семинаров и пр. формируется исходя из заявок, пожеланий.

Решили:

3.1. Принять информацию к сведению.

3.2. Членам Общественно-консультативного совета предложено сообщить членам общественных организаций.

4. Разное: (по предложению членов Совета)

4.1 Развитие конкуренции в сфере жилищных услуг

Слушали:

Санжицыренову Р.К.:

13 сентября т.г. вышло новое постановление Правительства РФ № 1090, которым внесены изменения в некоторые действующие нормативно-правовые акты по вопросам управления многоквартирными домами.

Установлен перечень грубых нарушений лицензионных требований по осуществлению предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. Например, к ним отнесено нарушение лицензионного требования в части непроведения лицензиатом испытаний на прочность и плотность (гидравлических испытаний) узлов ввода и систем отопления, промывки и регулировки систем отопления, выполняемых в целях надлежащего содержания систем теплоснабжения (отопление, горячее водоснабжение) в многоквартирных домах и др.).

Поправками уточнен перечень лицензионных требований по управлению многоквартирными домами, предъявляемыми к лицензиату.

Теперь предусмотрено, что при повторном совершении грубых нарушений лицензионных требований из реестра лицензий субъекта РФ подлежат исключению сведения о многоквартирных домах, в отношении которых такие грубые нарушения совершены, либо обо всех многоквартирных домах, в отношении которых лицензиат осуществляет деятельность по управлению.

Также установлено, что решение о продлении срока действия лицензии принимается лицензирующим органом при условии, что в результате проверки лицензиата установлено соблюдение срока подачи заявления о продлении срока действия лицензии, его соответствие лицензионным требованиям, а также отсутствие грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований.

Уточнен перечень технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением домом документов, технических средств и оборудования, которые ответственные лица обязаны в установленном законодательством порядке принимать, хранить и передавать;

В состав документов, связанных с управлением многоквартирным домом, включается реестр собственников помещений в многоквартирном доме, ведение которого предусмотрено частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса РФ, а также составленный с учетом требований законодательства о защите персональных данных список лиц, использующих общее имущество на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме);

К предмету проверок в рамках государственного жилищного надзора отнесено, в том числе, соблюдение требований к обоснованности размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которыми не принято решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, и соблюдению предельных индексов изменения размера такой платы, а также к порядку размещения информации в ГИС ЖКХ в соответствии с законодательством РФ, и требований Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме;

Расширились полномочия и компетенция главного государственного жилищного инспектора: появилось право издания в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ приказов (распоряжений) о назначении внеплановой проверки органом государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля.

Будем надеяться, что данные нововведения будут способствовать развитию конкуренции в сфере ЖКХ во благо потребителей данных услуг.

Решили:

4.1.1. Принять информацию к сведению.

4.1.2. Членам Общественно-консультативного совета предложено сообщить членам общественных организаций.

4.2. О ходе реализации Национального плана развития конкуренции в Республике Бурятия.

Слушали:

Е.И. Потапову:

Напоминаю, что Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» утвержден Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 – 2020 годы.

В соответствии с нацпланом главам субъектов Российской Федерации необходимо:

- обеспечить до 1 января 2019 г. внесение изменений в положения об органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусматривающих приоритет целей и задач по содействию развитию конкуренции на соответствующих товарных рынках;

- принять до 1 марта 2019 г. меры, направленные на создание и организацию системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

- осуществлять взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти в целях реализации Национального плана.

Кроме того, Национальным планом предусмотрено расширение перечня социально значимых рынков, утвержденного Стандартом развития конкуренции. Перечень приоритетных и социально значимых рынков для содействия развитию конкуренции в Республике Бурятия утвержден Распоряжением Правительства Республики Бурятия от 29 декабря 2015 г. № 791-р.

В настоящее время проект распоряжения Правительства республики «Об утверждении ключевых показателей развития конкуренции» находится в высокой стадии готовности (обязаны принять до 1 декабря т.г.), прошел все стадии согласования и проходит экспертизу ФАС России.

В соответствии с данным проектом будут приняты План мероприятий («дорожная карта») по содействию развитию конкуренции в республике, а также 43 ключевых показателя развития конкуренции. В том числе 37 при 36 обязательных для всех субъектов РФ показателей (здравоохранение, социальные услуги, образование, агропромышленный, строительный, рыбохозяйственный комплексы, недропользование местного значения, ЖКХ, транспорт, промышленность, инфокоммуникации, розничная торговля нефтепродуктами, ритуальные услуги) и 6 дополнительных по системным мероприятиям по развитию конкурентной среды. Они направлены на развитие конкуренции при осуществлении гос- и мун- закупок, а также закупок теми хозсубъектами, доля субъекта РФ или мун- образования составляет более 50 %, в том числе за счет расширения участия в указанных процедурах субъектов малого и среднего предпринимательства.

Также развитие конкуренции будет направлено на сферу распоряжения госсобственностью и при предоставлении госпреференций.

Органам власти предстоит обеспечить обучение госслужащих основам госполитики по развитию конкуренции, повысить информационную открытость деятельности.

Решили:

4.2.1. Принять информацию к сведению.

4.2.2. Членам Общественно-консультативного совета предложено сообщить членам общественных организаций.

 

Сопредседатель Общественно-консультативного совета

при Бурятском УФАС России                                                         Е.И. Потапова

 

Ответственный секретарь

Общественно-консультативного совета

при Бурятском УФАС России                                                      Т.Д. Эрдынеева

  

Протокол вела                                                                                Т.Д. Эрдынеева

Дата проведения Совета: 
20 сентября 2018, 15:00