• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Протокол № 2 заседания Общественно-консультативного совета от 21.06.2018

ПРОТОКОЛ

заседания Общественно-консультативного совета при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия

№ 2                                              от 21.06.2018                                     г. Улан-Удэ

Председательствовал: 

Потапова Е.И. – руководитель Бурятского УФАС России, сопредседатель,

<…> (по доверенности) – от президента Торгово-промышленной палаты РБ, сопредседателя,

Присутствовали:

Члены Совета: 

Эрдынеева Т.Д. – начальник организационно-аналитического отдела Бурятского УФАС России, ответственный секретарь Совета,

<…> (по доверенности) – НП местных товаропроизводителей «Товары Бурятии»,

Зайцев Н.С. – Союз промышленников и предпринимателей Республики Бурятия,

Санданов Ц.Ч. – БРО «Опора России»,

Сажицыренова Р.К. – Центр общественного контроля ЖКХ в РБ,

Присутствовали:

Дондокова И.В. – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля органов власти и закупок Бурятского УФАС России,

 <…> (по доверенности) – Уполномоченный по защите прав предпринимателей.

  1. О Национальном плане развития конкуренции

Слушали:

Потапову Е.И.  Декабрьским 2017 года Указом Президента Российской Федерации определены основные направления государственной политики по развитию конкуренции на период до 2020 года, такой программный документ принят впервые.

Можно выделить три главных цели, которые поставлены Национальным планом развития конкуренции: 1) повышение удовлетворенности потребителей, 2) повышение экономической эффективности и конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, а также 3) стабильный рост и развитие многоукладной экономики.

Национальный план развития конкуренции направлен на совершенствование сфер экономической деятельности, и целями антимонопольного законодательства также является создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, свободы экономической деятельности,  обеспечение единства экономического пространства. И это не громкие слова: Национальный план развития конкуренции разрабатывался с учетом анализа правоприменительной практики антимонопольных органов, были глубоко проанализированы нарушения, их специфика, и выявлены те проблемы, которые тормозят развитие экономики. 

Например, сегодня существует такая проблема, как высокая доля государственного участия в экономике. Т.е. в настоящее время действует множество ГУПов, МУПов, госкомпаний в различных сферах экономики, например, в сфере здравоохранения, образования и др. Это предприятия, выполняющие те или иные работы, услуги, производящие товар. Каждое из них - со своими уставными правильными, нужными задачами… Однако такие предприятия не заинтересованы в качестве производимого ими товара, не ориентированы на потребителя и, соответственно, тормозят развитие конкуренции на том или ином рынке.

В Национальном плане развития конкуренции говорится об увеличении доли частного сектора. Предлагается не менее 3 компаний в каждой отрасли экономики, минимум одна из которых должна быть частной. Это создаст здоровую конкуренцию на различных товарных рынках.  Рост числа компаний и предложений на рынке приведет к тому, что в конкурентной борьбе за потребителя (в условиях состязательности, на равных) компании начнут снижать цены и повышать качество своих товаров.

Другая проблема: Недостаточное использование малого и среднего бизнеса для развития конкуренции. Доля вклада малого предпринимательства в валовый внутренний продукт России значительно ниже, чем в зарубежных странах. Так, доля присутствия малого и среднего бизнеса в некоторых странах достигает 80 процентов.

В данном случае решение проблемы видится в мерах государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. Например, предлагается формирование регионального спроса на продукцию малого и среднего бизнеса, совершенствование механизма прямых догов`оров по определенному перечню товаров, работ, услуг. Еще одна мера поддержки малого и среднего бизнеса - через систему госзаказа и закупок крупных компаний.

Реализация Национального плана развития конкуренции увеличит к 2020 году закупки государства в 2 раза  (а это более 30 % от общего объема госбюджетных средств каждого заказчика) и на 18 % - долю закупок госкорпораций у малого и среднего бизнеса.

Развитие малого и среднего предпринимательства приведет к повышению уровня их доходов, создаст новые рабочие места. Конкуренция на торгах позволит снижать цены на закупках товаров, работ, услуг, и в результате государство получит экономию бюджетных средств.

Мы рассмотрели, в качестве примера, только две большие проблемы, которые, оказалось, существуют в любой сфере деятельности. Всего Национальным планом развития конкуренции утверждены 20 отраслей экономики и показатели ожидаемых  результатов по каждой отрасли, которые должны быть достигнуты к 2020 году.

В апреле т.г., в продолжение намеченного Национальным планом развития конкуренции, Президент Российской Федерации Владимир Путин провел  заседание Государственного совета по вопросам развития конкуренции, на котором был сформирован перечень поручений. Поручения касаются разработки системных документов регионального уровня, а также перезагрузки существующих проектов, включая региональный Стандарт развития конкуренции.

Так, в каждом субъекте РФ в срок до 1 декабря должна быть актуализирована либо разработана и принята своя «Дорожная карта» по развитию конкуренции. Она будет включать в себя основные показатели развития конкуренции в регионе, и прежде всего мероприятия, направленные на достижения результатов Указа Президента № 618. Всего существует 41 показатель. Каждому региону необходимо выбрать минимум 33 показателя. Это те рынки, на которых регион будет увеличивать долю частных организаций и снижать долю госсектора.

Предполагается, что в дальнейшем каждые три года будет проходить актуализация данного документа с учетом изменений в обществе, экономике страны.

Кроме того, перед региональными органами власти и органами местного самоуправления стоит задача по внедрению антимонопольного компл`аенса. Несмотря на то, что термин «компл`аенс» в речевом обороте достаточно длительное время (например, налоговый компл`аенс) в антимонопольном законодательстве в настоящее время приобрел новые векторы.   Антимонопольный компл`аенс это система нормативно-правовых актов, предупреждающих антимонопольные нарушения. На практике, это означает, что все региональные органы власти должны пересмотреть свои нормативно-правовые акты на предмет соответствия антимонопольному законодательству, а также до конца года в обязательном порядке должны внести изменения в свои положения, предусмотрев содействие развитию конкуренции в качестве приоритетного  направления работы.

В итоге, согласно Национальному плану развития конкуренции количество антимонопольных нарушений со стороны органов власти должно снизиться к 2020 году не менее чем в 2 раза. На сегодня в целом по России структура нарушений антимонопольного законодательства такова, что половина из них приходится на органы власти. У нас в республике эта доля значительно ниже.

Стоит отметить, что  Национальным планом развития конкуренции приняты усредненные ключевые показатели оценки развития конкуренции в отдельных отраслях экономики, с учетом неравномерности развития экономики в различных регионах. В Бурятии, например, многие показатели уже достигнуты: хороший уровень конкуренции в образовательной сфере, в социальном обслуживании населения; развиты рынок услуг дошкольного образования, медицинских услуг, услуг управляющих организаций, розничной торговли, розничной торговли фармацевтической продукцией. Но это еще не означает, что все на этих рынках хорошо и не над чем больше работать, вопросы к качеству и др. еще остаются и их надо решать.

Решили:   

1.1. Принять информацию к сведению.

1.2. Членам Общественно-консультативного совета предложено сообщить членам общественных организаций о Национальном плане развития конкуренции.

2. Закон о контрактной системе в сфере закупок (№ 44-ФЗ), в т.ч. о соблюдении заказчиками обязанности закупки у СМП и СОНО в соответствии с требованиями № 44-ФЗ в 2017 году; новации № 44-ФЗ

Слушали:

Дондокову И.В.: В рамках контрольных функций Бурятское УФАС России проверяет соблюдение обязанности заказчиком размещать не менее 15% совокупного годового объема закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (статья 30 № 44-ФЗ). По итогам контроля этой нормы в 2017 году управление привлекло к административной ответственности 7 должностных лиц заказчика на общую сумму 105 тыс. руб. (по части 1 статьи 7.30 КоАП РФ) за несвоевременное размещение отчета о закупках в ЕИС, нарушений в части несоблюдения объемов закупок и неразмещения отчета о закупках в ЕИС не было выявлено.

В конце декабря 2017 года было принято четыре федеральных закона, вносящих изменения в Закон о контрактной системе (№ 44-ФЗ), при этом главной новацией в соответствии с Федеральным законом от 31.12.2017 № 504-ФЗ является постепенный полный переход на размещение государственных и муниципальных закупок путем проведения электронных процедур. Так, с 1 июля 2018 года это является правом заказчика, а с 1 января 2019 года – обязанностью:

«Заказчики, уполномоченные органы и уполномоченные учреждения при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных, муниципальных нужд:

1) с 1 июля 2018 года вправе определять поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, запроса предложений в электронной форме, запроса котировок в электронной форме;

2) с 1 января 2019 года определяют поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения электронных процедур. При этом заказчики, уполномоченные органы и уполномоченные учреждения не вправе проводить открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос котировок, запрос предложений не в электронной форме».

Решили: 

2.1. Принять информацию к сведению.

2.2. Членам Общественно-консультативного совета предложено сообщить членам общественных организаций.

3. О результатах мониторинга долей крупных торговых сетей на предмет соответствия требованиям Закона о торговле № 381-ФЗ

Слушали:

Эрдынееву Т.Д.: Бурятское УФАС России ежегодно исследует доли торговых сетей в муниципальных образованиях Бурятии в порядке контроля за исполнением положений Закона о торговле. 

В целях развития конкуренции и обеспечения равного доступа хозяйствующих субъектов на рынок розничной торговли продовольственными товарами Законом о торговле (статья 14 № 381-ФЗ) установлено ограничение: торговая сеть не может развиваться в районе, в котором её объемы реализации превысили 25 процентов. Так, в шести районах республики (в Баргузинском, Джидинском, Заиграевском, Закаменском, Кяхтинском, Селенгинском) ТГ «Абсолют» имеет доли, превышающие 25% от общего оборота продовольственных товаров в каждом из этих районов; в Иволгинском районе долю, более чем 25%, имеет ТС «Титан». Это означает, что данные сети не могут уже развиваться в границах перечисленных районов, и это требование Закона о торговле соблюдается.

Наблюдение за долями крупных ритейлеров осуществляется антимонопольным органом в порядке контроля за исполнением положений Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (Закона о торговле).

Согласно 14 статье Закона о торговле хозяйствующий субъект, который осуществляет розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети (за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации) и доля которого превышает 25% объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах субъекта Российской Федерации, в границах муниципального района, городского округа, не вправе приобретать или арендовать в границах соответствующего административно-территориального образования дополнительную площадь торговых объектов для осуществления торговой деятельности по любым основаниям, в том числе в результате введения в эксплуатацию торговых объектов, участия в торгах, проводимых в целях их приобретения.

Такое ограничение направлено на обеспечение равного доступа хозяйствующих субъектов на рынок розничной торговли продовольственными товарами и развитие конкуренции на данном товарном рынке.

Ежегодно территориальными органами статистики на официальных сайтах публикуется информация об общем объеме всех продовольственных товаров, реализованных за прошедший год по муниципальным районам и городским округам. Торговые сети самостоятельно, используя указанную информацию, имеют возможность исчислять и отслеживать свои доли в целях предупреждения нарушения ограничений, наложенных законом.

В мониторинге долей за 2017 год участвовали четыре крупные торговые сети региона, имеющие торговые объекты в районах Бурятии: «Абсолют», «Титан», «Николаевский», «Барис».

По итогам мониторинга установлено следующее:

- в Баргузинском, Джидинском, Заиграевском, Закаменском, Кяхтинском, Селенгинском районах республики ТГ «Абсолют» по-прежнему имеет доли, превышающие 25% от общего оборота продовольственных товаров в соответствующем районе. В 2015 году доля оборота в торговых объектах ТГ «Абсолют» превышала пороговое, 25-ти процентное значение, в 3 районах (Баргузинском, Селенгинском и Закаменском);

- в Иволгинском районе долю более чем 25%, как и в 2015 году, имеет ТС «Титан»;

- площади торговых объектов в тех муниципальных образованиях, где доли указанных сетей составила более 25%, не увеличилась по сравнению с предыдущим, 2016 годом.

В связи с тем, что ТС «Барис» представила информацию в ином формате, чем требовалось, на текущий момент представляется возможным сообщить предварительную информацию об отсутствии превышения 25%-ного порога доли от общего объема всех продовольственных товаров, реализованных за 2017 год по тем муниципальным районам, в которых данный участник рынка является единственным представителем ТС. При этом по итогам предыдущих лет доля ТС «Барис» была незначительной (7 – 10%).

Стоит отметить, что доли (объемы реализации) указанных участников растут, в том числе в тех районах, где превышено пороговое значение отдельными участниками, но это происходит не за счет увеличения торговых площадей.

Таким образом, нарушений требований статьи 14 Закона о торговле по итогам мониторинга за 2017 год, как и вообще в течение всего периода действия нормы № 381-ФЗ,  со стороны торговых сетей в республике зафиксировано не было.

Данная информация является предварительной.

Решили:

3.1. Принять информацию к сведению.

3.2. Членам Общественно-консультативного совета предложено сообщить членам общественных организаций.

4. Разное: (по предложению членов Совета) Развитие конкуренции в сфере жилищных услуг

Слушали: Санжицыренову Р.К.: В настоящее время в сфере деятельности ЖКХ монополизм достаточно высок, но если будут вкладываться деньги в развитие рынка управления многоквартирными домами (МКД) цель проводимой реформы вполне достижима.

Система управления МКД на основе госрегулирования посредством введения лицензирования введенас мая 2015 года. Появилась новая волна лицензиатов.

И тут мы сталкиваемся с проблемой нехватки квалифицированных кадров. Бывает даже так, что лицензиат даже не знает, как провести собрание, что выясняется при сдаче квалификационного экзамена, в итоге процедура его проведения превращается в профанацию.

В связи с проводимой реформой ЖКХ в части разделения данного рынка на два конкурентных в соответствии с требованиями Национального стандарта утвержден ГОСТ 51929-2014 «Услуги ЖКХ», который будет введен в действие с 01.07.2019 года. Данный стандарт разработан по заказу Минтруда России.

Цель – содействовать демонополизации в сфере ЖКХ путем создания двух новых рынков в сфере ЖКХ, управления многоквартирными домами: услуги по управлению домом, т.н. деятельность управдома; услуги по выполнению подрядных работ.

Для этого необходимо стимулировать подготовку специалистов по управлению жилой недвижимостью (мастер-дом) (есть база в ВСГУТУ) и 
специалистов узких технических профессий (Техникум городского хозяйства, ВСГУТУ) через обеспечение  условий для создания специализированных подрядных организаций - например, есть ООО "Лифтремонт", ООО "Клининг", и должны быть профессиональные организации по ремонту и обслуживанию внутренних электрических систем - Электроремонт", сантехнических систем "Сантехремонт", ремонтно-строительных работ "Ремстрой" и т.д.  Это позволит повысить качество жилищных услуг, внедрить систему профстандартов, повышение квалификации, стандарт качества и др. преимущественные признаки внедрения системы профессиональной  квалификации. В результате появится возможность у собственников многоквартирных домов передать управление домом в руки  подготовленных специалистов, которые будут обязаны на основе договора управления качественно управлять общим имуществом дома, повышая его техническое состояние, продлевая срок эксплуатации и повышая коммерческую стоимость объекта. Управляющие (управдомы) в интересах собственников будут нанимать на подрядные работы узких специалистов профессионалов, проведя маркетинг этих услуг на рынке подрядных работ.  

Решили:

4.1. Принять информацию к сведению.

4.2. Членам Общественно-консультативного совета предложено сообщить членам общественных организаций.

 

Сопредседатель Общественно-консультативного совета

при Бурятском УФАС России                                                         Е.И. Потапова

 

Ответственный секретарь

Общественно-консультативного совета

при Бурятском УФАС России                                                      Т.Д. Эрдынеева

  

Протокол вела                                                                                Т.Д. Эрдынеева

Дата проведения Совета: 
21 июня 2018, 17:22