• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Протокол № 1 заседания Общественно-консультативного совета от 22.03.2018

ПРОТОКОЛ

заседания Общественно-консультативного совета при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия

№ 1                                              от 22.03.2018                                     г. Улан-Удэ

 

Председательствовал: 

Потапова Е.И. – руководитель Бурятского УФАС России, сопредседатель,

<…..> (по доверенности) – от и.о. президента Торгово-промышленной палаты РБ, сопредседателя,

Присутствовали:

Члены Совета: 

Эрдынеева Т.Д. – начальник организационно-аналитического отдела Бурятского УФАС России, ответственный секретарь Совета,

Дагаева Б.Ш. – Центр поддержки предприятий «Макон»,

Лумбунова Л.Д. – РОО УПП «Союз менеджеров Бурятии»,

Содномова Д.А. – РО «Российское общество оценщиков в РБ», председатель,

Тугутова Д.И. – Бурятский Республиканский Союз Туриндустрии,

Представители СМИ:

Балданов Б.В. – ГАУ РБ «Издательский дом «Буряад Унэн».

1. О Национальном плане развития конкуренции

Слушали:

Потапову Е.И.:  Национальный план развития конкуренции утвержден Президентом Российской Федерации в декабре 2017 года.

Для антимонопольной службы Национальный план является стратегическим документом, определяющим вектор деятельности на ближайшие три года.

Принятию документа предшествовал анализ структуры экономики страны, свидетельствующий о высоком уровне монополизации отдельных отраслей, существенной доле государственных предприятий и имеющихся ограничениях конкуренции со стороны органов власти.

Национальным планом развития конкуренции установлены несколько ключевых показателей, которые должны быть достигнуты к 2020 году, в том числе:

- обеспечение присутствия во всех отраслях экономики, за исключением естественных монополий, не менее трех хозяйствующих субъектов, не менее чем один из которых должен относиться к частному бизнесу;

- снижение не менее чем в два раза нарушений антимонопольного законодательства органами власти;

- увеличение объема закупок у малого бизнеса не менее чем в два раза - государственными и муниципальными заказчиками, до 18% - госкомпаниями.

До 1 июля 2018 года должны быть разработаны и утверждены «дорожные карты» мероприятий, направленных на развитие конкуренции, в каждой из 13 утвержденных нацпланом сфер деятельности, в числе которых ЖКХ, здравоохранение, финансовые рынки, транспортные услуги, промышленность, информационные технологии.

В дальнейшем, предполагается, что подобный комплекс мероприятий будет утверждаться каждые пять лет.

Аналогично в субъектах РФ, в республике, все управленческие решения должны рассматриваться с точки зрения влияния на конкуренцию.

Региональные программы развития конкуренции невозможны без принятия «дорожных карт» и совместная работа Бурятского УФАС России с Правительством Республики Бурятия в этом направлении ведется с 2015 года, со времени принятия Стандарта развития конкуренции в республике. Стандарт должен быть актуализирован с учетом новых требований нацплана.

Таким образом, Национальный план развития конкуренции в РФ по сути заложил основу деятельности федеральных и региональных органов власти на три года.

Решили:

1.1. Принять информацию к сведению.

1.2. Членам Общественно-консультативного совета предложено сообщить членам общественных организаций о Национальном плане развития конкуренции.

2. Реализация принципов открытости ФАС России, в т.ч.:

  • Публичная Декларация целей и задач на 2018 год, отчет об её исполнении за 2017 год.
  • Проект плана Федеральной антимонопольной службы по реализации Концепции открытости на 2018 год, отчет об его исполнении за 2017 год.
  • Проект графикараскрытия ФАС России приоритетных социально-значимых наборов данных в 2018 году, отчет об его исполнении за 2017 год.

Слушали:

Потапову Е.И.: В связи с поступившим поручением ФАС России о рассмотрении данного вопроса с референтными группами (Общественными советами) в адрес членов Общественно-консультативного совета предварительно направлялись связанные с этим вопросом документы и материалы с просьбой рассмотреть и оценить, высказать свое экспертное мнение, дать комментарии. Для тех, кто не сможет присутствовать на заседании, предлагалось сделать это в заочной форме.

Вы имели возможность ознакомиться с Публичной Декларацией целей и задач на 2018 год и отчетом об её исполнении за 2017 год и убедиться, в том числе, исходя из информации на сайтах ФАС России, Бурятского УФАС России, средств массовой информации, в соцсетях и из других источников, что Службой сделано и делается, насколько это необходимо, эффективно для развития экономики страны, полезно и т.д.

Аналогично, с проектом плана Федеральной антимонопольной службы по реализации Концепции открытости, разработанным на 2018 год, отчетом об его исполнении за 2017 год, а также с проектом графика  раскрытия ФАС России приоритетных социально-значимых наборов данных в 2018 году, и отчетом об его исполнении за 2017 год.

Кроме того, данные материалы в полном объеме размещены на сайте ФАС России в разделе «Открытое ведомство», в котором вы можете в любой момент найти всю интересующую по данному направлению информацию.

Как вы имели возможность убедиться лично, план Федеральной антимонопольной службы по реализации Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) в 2017 году практически полностью реализован.

Основные референтные группы, на работу с которыми были направлены мероприятия плана: граждане Российской Федерации, хозяйствующие субъекты, эксперты, органы государственной власти.

Нереализованные и частично реализованные мероприятия будут учтены при подготовке ведомственного плана по реализации Концепции открытости на 2018 год.

Члены Совета, которые не смогли прийти на заседание по объективным причинам, заочно выразили свое полное согласие и удовлетворенность с теми мерами, которые принимаются ФАС России в рамках реализации реформы контрольно-надзорной деятельности.

Решили: 

2.1. Принять информацию к сведению.

2.2. Единогласно дана высокая оценка реализации Федеральной антимонопольной службой и её территориальными органами Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти.

2.3. Членам Общественно-консультативного совета предложено сообщить членам общественных организаций.

3. О результатах работы Бурятского УФАС России в 2017 году и планах на 2018 год

Слушали:

Потапову Е.И.: В целом отмечается увеличение роста заявлений в адрес антимонопольного органа. Так, в рамках контроля за соблюдением антимонопольного законодательства  хозяйствующими субъектами в 2017 году поступило 316 жалоб и обращений. Большая часть заявлений касалась нарушений антимонопольного законодательства в сфере электроэнергетики.

В Улан-Удэ в большинстве случаев гарантирующий поставщик заключает с потребителем договор энергоснабжения, в рамках которого регулирует отношения с электросетевой компанией. Но для некоторых учреждений и предпринимателей удобнее заключать отдельные договоры на куплю-продажу и на передачу электроэнергии. В случае отказа гарантирующего поставщика заключать с ними такой вид договора, потребители совершенно обоснованно жалуются в антимонопольный орган, и количество подобных обращений в 2017 году не может не беспокоить.

В результате рассмотрения заявлений в сфере электроснабжения устранены нарушения и исполнены 32 предупреждения УФАС.

Всего в отношении хозяйствующих субъектов было выдано 69 предупреждений о прекращении действий, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции или ущемлению интересов других лиц в сфере предпринимательской деятельности.

В прошедшем году управлением было рассмотрено несколько дел о недобросовестной конкуренции – объектом нарушений стали товарные знаки FIFA и «Спортландия». В итоге вмешательства антимонопольного органа незаконное использование товарных знаков было прекращено.

Также Бурятским УФАС России была продолжена работа по контролю за соблюдением антимонопольных ограничений для торговых сетей. Напомним, в случае превышения 25%-ной доли в общем обороте продовольственных товаров в муниципальном районе или городском округе, сеть не может увеличивать свои торговые площади. Нарушений указанного запрета не установлено.

Общая сумма наложенных в 2017 году на хозяйствующих субъектов штрафов за нарушение антимонопольного законодательства составила 6,5 млн. рублей.

Что касается нарушений законодательства о контрактной системе, регулирующего государственные закупки, в прошлом году в УФАС поступило 433 жалобы, что на треть больше, чем в 2016 году. При этом наибольшее количество жалоб поступает на муниципальных заказчиков. По итогам рассмотрения обоснованными было признано 123 жалобы.

Среди наиболее распространенных нарушений, выявляемых управлением – так называемая «заточка» закупочной документации под конкретного производителя или поставщика, а также составление документации без учета изменений в законодательстве.

Всего управлением было выявлено 108 закупок, проведенных с нарушениями законодательства о контрактной системе. Более половины из них приходится на закупки в сфере строительства, дорожных работ и капитального ремонта зданий.

Общая сумма наложенных штрафов на государственных заказчиков и их должностных лиц составила 1,54 млн. рублей.

За нарушение рекламного законодательства оштрафовано граждан, должностных и юридических лиц на общую сумму 520 тыс. руб.

Всего по всем видам нарушений выдано 216 постановлений.

В декабре 2017 года было принято четыре федеральных закона, вносящих изменения в Закон о контрактной системе (№ 44-ФЗ), при этом главной новацией является постепенный полный переход на размещение государственных и муниципальных закупок путем проведения электронных процедур. Так, с 1 июля 2018 года это является правом заказчика, а с 1 января 2019 года – обязанностью.

Большая работа предстоит в связи с реализацией Национального плана по развитию конкуренции, актуализацией положений республиканского Стандарта развития конкуренции, проведением публичных обсуждений в свете проводимой контрольно-надзорной реформы, концепции Открытого правительства и т.п.

Решили:

3.1. Принять информацию к сведению.

3.2. Членам Общественно-консультативного совета предложено сообщить членам общественных организаций.

4. Разное

4.1. Обcуждение плана работы Совета на 2018 год

Слушали:

Эрдынееву Т.Д.: Поступило предложение члена Совета Р.К. Санжицыреновой о включении в повестку дня вопроса по реформе ЖКХ в части разделения данного рынка на два конкурентных в соответствии с требованиями Национального стандарта, утвержденного ГОСТом 51929-2014 «Услуги ЖКХ», который будет введен в действие с 01.07.2019 года. Данный стандарт разработан по заказу Минтруда России.

Цель – содействовать демонополизации в сфере ЖКХ путем создания двух новых рынков в сфере ЖКХ, управления многоквартирными домами: услуги по управлению домом, т.н. деятельность управдома; услуги по выполнению подрядных работ.

Для этого необходимо стимулировать подготовку специалистов по управлению жилой недвижимостью (мастер-дом) (есть база в ВСГУТУ) и 
специалистов узких технических профессий (Техникум городского хозяйства, ВСГУТУ) через обеспечение  условий для создания специализированных подрядных организаций - например, есть ООО "Лифтремонт", ООО "Клининг", и должны быть профессиональные организации по ремонту и обслуживанию внутренних электрических систем - Электроремонт", сантехнических систем "Сантехремонт", ремонтно-строительных работ "Ремстрой" и т.д.  Это позволит повысить качество жилищных услуг, внедрить систему профстандартов, повышение квалификации, стандарт качества и др. преимущественные признаки внедрения системы профессиональной  квалификации. В результате это позволит собственникам многоквартирных домов передать управление домом в руки  подготовленных специалистов, которые будут обязаны на основе договора управления качественно управлять общим имуществом дома, повышая его техническое состояние, продлевая срок эксплуатации и повышая коммерческую стоимость объекта. Для этого управляющие (управдомы) в интересах собственников будут нанимать на подрядные работы узких специалистов профессионалов, проведя маркетинг этих услуг на рынке подрядных работ.  

Решили:

4.1.1. Перенести рассмотрение данного вопроса на следующее заседание Совета, определив докладчиком Р.К.Санжицыренову, как эксперта в сфере ЖКХ.

4.1.2. Членам Общественно-консультативного совета предложено сообщить членам общественных организаций, предварительно ознакомиться с указанным Национальным стандартом.

4.2. Обcуждение плана работы Совета на 2018 год

Решили:

4.2. На сайте разместить проект Плана работы на 2018 год, в срок до 30.03.2018 года направить в рабочем порядке предложения и замечания, после чего считать План утвержденным.

4.3. О результатах проведения управлением публичных обсуждений в 2017 году

Слушали:

Потапову Е.И.: Бурятское УФАС России ежеквартально организует публичные обсуждения результатов правоприменительной практики антимонопольного органа.                       

Мероприятие проводится в соответствии с пунктами 2 и 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», положениями паспорта проекта «Внедрение системы комплексной профилактики нарушений обязательных требований» приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности».  

По итогам 2017 года проведено 3 таких мероприятия, анализ практики показывает наличие интереса, особенно со стороны заказчиков, их востребованность, в 2018 году такая практика будет продолжена, 1 заседание уже прошло. Приглашаем принимать активное участие.

Все материалы, видеозаписи, ответы на поступившие вопросы размещаются на сайтах ФАС России, Бурятского УФАС России, также размещен и график проведения публичных обсуждений.

Решили:

4.3.1. Принять информацию к сведению.

4.3.2. Членам Общественно-консультативного совета предложено сообщить членам общественных организаций.

 

Сопредседатель Общественно-консультативного совета

при Бурятском УФАС России                                                         Е.И. Потапова

 

Ответственный секретарь

Общественно-консультативного совета

при Бурятском УФАС России                                                      Т.Д. Эрдынеева

   

Протокол вела                                                                                Т.Д. Эрдынеева

Дата проведения Совета: 
22 марта 2018, 10:09