• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Протокол № 2 заседания Общественно-консультативного совета от 30.06.2016

ПРОТОКОЛ

заседания Общественно-консультативного совета при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия

№ 2                     от 30.06.2016`                        г. Улан-Удэ                                                      

Председательствовал:  Потапова Е.И. – руководитель Бурятского УФАС России, сопредседатель.

Присутствовали:

Баргаева Е.А. – начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы Бурятского УФАС России,

Гомбоева Д.Н. - заместитель руководителя Бурятского УФАС России-начальник отдела контроля закупок и контроля органов власти,

Дашиев А.Б. – уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Бурятия,

Винокурцев В.М. - начальник отдела прогнозирования и планирования налоговых доходов Министерства экономики Республики Бурятия,

Члены Совета: 

<…..> (по доверенности) – НО «Торгово-промышленная палата Республики Бурятия»,

Эрдынеева Т.Д. – начальник организационно-аналитического отдела Бурятского УФАС России, ответственный секретарь Совета,

Дагаева Б.Ш. – АНО «Центр поддержки предприятий «Макон»,

 <…..> (по доверенности) – НО «Коллегия адвокатов Республики Бурятия,

Зайцев Н.С. – ОО «Союз промышленников и предпринимателей Республики Бурятия»,

Иванов Д.Р. (по доверенности) – НО «Бурятская Ассоциация рестораторов»,

<…..> (по доверенности) – СРО «Союз Риэлторов Сибири (СФО)»

1. Итоги реализации Стандарта развития конкуренции  в субъектах РФ, реализация республиканского Стандарта в 2016 году (докладчики: начальник отдела Бурятского УФАС России Т.Д. Эрдынеева, начальник отдела Министерства экономики Республики Бурятия Винокурцев В.М.).

Слушали:

Эрдынееву Т.Д.: В соответствии с экспертной оценкой Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации Республика Бурятия заняла  почетное четвертое место по уровню содействия развитию конкуренции в 2015 году.

Данный рейтинг проведен впервые: главы регионов оценивались в части реализации положений Стандарта развития конкуренции, как основного инструмента формирования и реализации конкурентной политики в субъектах Российской Федерации.

Учитывались два основных показателя – количество и эффективность мер, реализованных для развития конкуренции.

Согласно подведенным итогам, отраженным в Докладе, пятерку лучших, включая Нижегородскую область,   Хабаровский край и Челябинскую область, возглавила Воронежская область (итоговое значение оценки – 90,18%). Республика Бурятия набрала 75,60%.

В примеры «лучших практик» по отдельным направлениям содействия развитию конкуренции вошел мониторинг административных барьеров в рамках опроса представителей бизнеса, проведенный Республикой Бурятия. Лишь небольшое количество регионов сделали это корректно. В основном же субъекты Российской Федерации выделяли препятствия для ведения бизнеса в целом, включая в том числе финансовые барьеры (затраты, первоначальные инвестиции и т.д.) и барьеры общеэкономического характера (например, снижение платежеспособности населения и т.д.).

Отмечено развитие конкуренции частного сектора в Республике Бурятия на таком социально значимом рынке как услуги дошкольного образования. Бурятия названа в числе лидирующих после Самарской области и Хабаровского края по удельному весу численности детей частных дошкольных образовательных организаций в общей численности детей дошкольных образовательных организаций.

Бурятия – на четвертом месте по доле затрат на медицинскую помощь по обязательному медицинскому страхованию (ОМС), оказанную частными медицинскими организациями, в общих расходах на выполнение территориальных программ ОМС в 2015 году.

Восьмую строчку рейтинга заняла республика на рынке розничной торговли фармацевтической продукции, имея в 2015 году долю негосударственных аптечных учреждений 94,40%. При этом Стандарт устанавливает ориентировочную цель на 2016 год «не менее 90%».

И, несомненно, что конечный высокий результат был также обусловлен 100%-ной долей присутствия негосударственного сектора по трем показателям на рынке услуг перевозок пассажиров наземным транспортом.

По мнению УФАС, такой результат достигнут благодаря целенаправленной работе  органов исполнительной власти Республики Бурятия при непосредственном участии Министерства экономики Республики Бурятия, как уполномоченного органа (УО) на разработку и реализацию Республиканского стандарта развития конкуренции.

В 2016 – 2018 г.г. муниципальным образованиям предстоит принять самое непосредственное активное участие в реализации Плана мероприятий («дорожной карты») по содействию развитию конкуренции в Республике Бурятия на основании уже заключенных с УО соглашений о внедрении стандарта.

В настоящее время три района республики (Иволгинский, Селенгинский, Тарбагатайский) в пилотном режиме приступили к реализации Плана, при этом Селенгинский район уже разработал и утвердил «дорожную карту», определившись с приоритетными и социально значимыми районными рынками, на которых нужно развивать конкуренцию, уделив этому особое внимание муниципальной власти.

Винокурцева В.М.: В этом году мы планируем внести в «дорожную карту» по реализации Республиканского стандарта некоторые изменения, в настоящее время соответствующий проект распоряжения проходит стадию согласования с ведомствами - исполнителями.

Будем расширять состав    коллегиального органа - Республиканской комиссии по содействию развитию конкуренции. В него будут включены дополнительно представители от общественных отраслевых организаций, бизнеса и науки. Это позволит повысить качество исполнения мероприятий для развития тех социально значимых и приоритетных рынков, которые есть в Республиканском стандарте.

Возможно, будут откорректированы некоторые утвержденные показатели, методика проводимых социологических опросов хозяйствующих  субъектов - участников рынков и потребителей.

Мы учтем опыт других регионов, критические замечания, отраженные в докладе Аналитического центра при Правительстве РФ.

Вся информация, связанная со Стандартом развития конкуренции в республике, по-прежнему размещается на сайте министерства и отраслевых ведомств.

Ну и, конечно же, продолжаем плотно работать с органами местного самоуправления в этом направлении в соответствии с заключенными в начале года соглашениями.

Мы полагаем, что будут разработаны муниципальные планы мероприятий («дорожные карты») по развитию конкуренции с учетом специфики в районах.

Отдельно хотелось бы выразить признательность Бурятскому УФАС России за огромную поддержку и, как результат, высокое место в российском рейтинге.

Осознаем со всей ответственностью, что впереди сложная задача – удержаться на достигнутой высоте.

Выступили:

Дашиев А.Б.: Интересно узнать, как проводит опросы, по какой методике само АСИ? Поскольку, в национальном российском рейтинге Республика Бурятия, наоборот, сильно сдала свои позиции? Взять, хотя бы, показатель по опросу бизнес-сообщества о наличии административных барьеров?

Ответ: Это совершенно разные, несопоставимые показатели. Главы субъектов РФ оценивались по содействию развитию конкуренции, исходя из проведенного анализа представленных регионами докладов. Проведение мониторинга вызвало наибольшие затруднения во всех субъектах РФ. Но одни, включая Бурятию, сделали это корректно, сформулировав правильно вопросы, а большинство регионов не справилось, отразив в опросниках непреодолимые барьеры, которые не под силу никому преодолеть на местах, системного характера.

Зайцев Н.С.: Прошу учесть, что при корректировке состава коллегиального органа нужно обязательно расширить присутствие в нем отраслевых общественных организаций. У нас сейчас есть такие сильные организации, которые могут быть очень полезны в реализации поставленной задачи.

Решили:

1.1. Принять информацию к сведению.

1.2. Членам Общественно-консультативного совета предложено сообщить членам общественных организаций о результатах оценки Правительством РФ работы по разработке и реализации Стандарта развития конкуренции в республике за 2015 год, о  возможности участия в общественном контроле с целью повышения открытости и прозрачности деятельности органов власти, информированности и доступности, о возможности ознакомиться с материалами по Стандарту на сайте Министерства экономики Республики Бурятия.

При наличии предложений направить в УФАС в рабочем порядке в недельный срок.

2. Специфика закупок отдельными видами юридических лиц в рамках Федерального закона № 223-ФЗ.

Слушали:

Баргаеву Е.А.: Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) позволяет заказчикам самостоятельно выстраивать систему закупок, разработав и утвердив свое положение о закупке.

Заказчики допускают следующие нарушения при проведении закупок.

Многие заказчики нечётко прописывают в положении случаи закупки у единственного поставщика, либо позволяют себе вольно пользоваться данным способом закупки, хотя закупка у единственного поставщика допустима только в исключительных случаях - это закупка у субъекта естественной монополии; в чрезвычайной ситуации, в целях ликвидации аварии и т.д.; либо на сумму, не превышающую 500 тысяч рублей в квартал.

В любом случае сумма должна быть адекватная, поскольку в практике рассмотрения жалоб Бурятским УФАС встречались примеры, когда заказчик размещал у единственного поставщика сумму 7 миллионов рублей при том, что это не  относилось к случаю, связанному с чрезвычайной ситуацией.

При изготовлении закупочной документации заказчики указывают недействующие ГОСТы на товары, работы, услуги, что также нередко встречается при рассмотрении жалоб.

Некоторыми заказчиками допускаются разночтения между положением и закупочной документацией, указание не конкретизированных требований к участникам закупки, например, требуется представить доказательство членства в СРО без указания на виды работ, выписку из ЕГРЮЛ – не указан срок давности и т.д.

Установление сокращённых сроков заключения договора по результатам закупки (например, на 3-ий день после подписания протокола о результатах закупки), что противоречит статье 18.1 Закона о защите конкуренции, так как нарушает право участников закупки на досудебное обжалование действий заказчиков в антимонопольном органе. Срок для заключения договора должен быть установлен не ранее 10 дней (определение Верховного суда РФ от 02.02.2016 № 309-КГ15-14384). 

УФАС осуществляет антимонопольный контроль закупок и привлекает к административной ответственности за нарушения порядка осуществления закупок.

Выступили:

Дашиев А.Б.: Есть ли статистика по поддержке субъектов малого предпринимательства (СМП)?

Ответ: Да, конечно. Министерством экономического развития РФ разработана «дорожная карта» по обеспечению доступа к функциям Единой информационной системы (ЕИС) по оценке и мониторингу закупок у СМП крупными корпорациями.

Готовятся поправки в № 223-ФЗ – малый бизнес получит возможность участвовать в закупках (решение по банковским гарантиям, исключение излишних требований к участникам закупок и др.).

Создана Корпорация по развитию СМП, которая определит органы исполнительной власти на местах для проведения мониторинга, будет производиться оценка планов закупки, выдача заключения по оценке, проверка наличия в планах закупок -  закупок у СМП, по закону должно быть  не менее 10% от общего объема закупок и т.д.

Решили:

2.1. Принять информацию к сведению.

2.2. Членам Общественно-консультативного совета предложено сообщить членам общественных организаций об особенностях размещения закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

3. Новое в тарифном регулировании в связи с передачей ФАС России  функций ФСТ.

Слушали:

Гомбоеву Д.Н.: В связи с недавней передачей (летом прошлого года) ФАС России функций по тарифному регулированию новая тарифная политика ставит главной целью обеспечение интересов потребителя и развитие экономики, обеспечение конкуренции управленческих команд и технологий. Планируется переход некоторых отраслей на рыночные отношения, например, электросвязь, порты, аэропорты.

При этом главный принцип – «тариф в обмен на эффективность» - предполагает индексацию тарифов естественных монополий при условии снижения ими собственных издержек. Так, ФАС России одобрила индексацию грузового тарифа ОАО «РЖД» в 2016 году на 9% с итоговым ростом на 7,5% за счет предоставления скидок  в рамках тарифного коридора.

Из тарифа должны быть исключены необоснованные расходы, например, такие как, кредиты самим себе или аренда дорогостоящего офисного помещения.

С учетом социально-экономической ситуации в стране, рост тарифов должен быть ниже инфляции.

Также разрабатывается новый законопроект, предусматривающий необходимость согласования назначения руководителей РЭКов по всем сферам регулирования естественных монополий с ФАС России.

Участие же антимонопольных органов в региональной тарифной политике пока сводится к обязательному членству в Коллегиях РЭКов, у нас таковой является Коллегия при РСТ РБ. Функция УФАС в данном случае заключается в мониторинге действий РЭКов с целью своевременного выявления  действий или бездействия органа исполнительной власти субъекта РФ в лице РСТ по РБ, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции, ущемлению интересов хозяйствующих субъектов, и принятия мер антимонопольного реагирования.

Выступили:

Санжицыренова Р.К.: Должны быть правильные расчеты. Я, как член Общественного совета при Республиканской службе по тарифам, могу сказать, что некоторые инвестиционные программы, закладываемые в расходную часть тарифной составляющей, зачастую, организации не могут подтвердить. А в РСТ РБ не предусмотрены эксперты по таким вопросам, нужно исключать такие расходы.

Решили:

3.1. Принять информацию к сведению.

3.2. Членам Общественно-консультативного совета предложено сообщить членам общественных организаций о новой тарифной политике ФАС России.

4. Об исполнении мероприятий (II этап – 2016-2017 г.г.) по реализации Стратегии развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013 - 2024 гг.

Слушали:

Е.И. Потапову: В 2013 году ФАС России утвердила Стратегию развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013-2024 г.г.

Этот программный документ направлен на создание условий для развития ключевых секторов российской экономики, снижение административного давления на функционирование рынков со стороны государства, повышение эффективности деятельности субъектов естественных монополий.

Стратегией определены четыре приоритета в деятельности антимонопольной службы:

  1. Создание благоприятной среды для защиты и развития конкуренции.
  2. Снижение административных барьеров, препятствующих развитию и свободному функционированию рынков.
  3. Обеспечение недискриминационного доступа потребителей к услугам естественных монополий, формирование эффективных механизмов тарифообразования.
  4. Создание условий для эффективной конкуренции при размещении государственного и муниципального заказа и реализации на торгах государственного имущества.

Многое уже сделано в целях реализации Стратегии. Так, с этого года ФАС расширила сферу применения новых правовых институтов - предупреждений и предостережений, перешла к защите интересов неопределенного круга физических лиц, развивает биржевую торговлю, в том числе нефтью, нефтепродуктами и сельскохозяйственными товарами.

Усилена работа по подготовке разъяснений и рекомендаций по вопросам правоприменения действующих норм. 

Предполагается постепенная ликвидация государственных и муниципальных унитарных предприятий в конкурентных секторах экономики, акционирование государственных корпораций и т.д.

Для привлечения широкого круга лиц для участия в торгах внедряется информационно-аналитическая система, которая позволяет в режиме реального времени осуществлять сбор и анализ данных по госзакупкам и операциям по реализации госимущества, вносить изменения в Правила оценки заявок на участие в конкурсе направленные на стимулирование участия малого и среднего бизнеса в закупках и мн. др.

В конце мая утвержден План деятельности ФАС России на 2016-2021 гг., он включает 8 стратегических целей:

- защита и развитие конкуренции на товарных рынках,

- совершенствование тарифного регулирования,

- повышение эффективности проведения торгов,

- развитие международной интеграции,

- совершенствование взаимодействия антимонопольных органов с институтами гражданского общества и др.

 На стадии проекта было проведено общественное обсуждение Плана.

Указанная информация доступна на сайте ФАС России.

Решили:

4.1. Принять информацию к сведению.

4.2. Членам Общественно-консультативного совета предложено сообщить членам общественных организаций о реализации Стратегии ФАС России.

 

Сопредседатель Общественно-консультативного совета

при Бурятском УФАС России                                                         Е.И. Потапова

 

Ответственный секретарь

Общественно-консультативного совета

при Бурятском УФАС России                                                       Эрдынеева Т.Д.     

                                 

Протокол вела                                                                                 Эрдынеева Т.Д.

Дата проведения Совета: 
30 июня 2016, 16:15