Протокол № 3 заседания Общественно-консультативного совета от 22.10.2015

ПРОТОКОЛ

заседания Общественно-консультативного совета при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия

№ 3                     от 22.10.2015                        г. Улан-Удэ                                                      

Председательствовал:  Потапова Е.И. – руководитель Бурятского УФАС России, сопредседатель.

Присутствовали:

Зураев И.И. – президент НКО «Торгово-промышленная палата Республики Бурятия», сопредседатель,

Члены Совета: 

Эрдынеева Т.Д. – начальник отдела Бурятского УФАС России, ответственный секретарь Совета,

Баргаева Е.А. - начальник отдела Бурятского УФАС России,

Зайцев Н.С. – ОО «Союз промышленников и предпринимателей Республики Бурятия»,

<…..> (по доверенности) – НП «Бурятская ассоциация рестораторов»,

<…..> (по доверенности) – НП МТП «Товары Бурятии»,

<…..> (по доверенности) – Коллегия адвокатов Республики Бурятия,

Родионова Д.Н. - кафедра «Антимонопольное регулирование» ИЭУ БГУ,

Смольникова И.В. – Гильдия риэлторов Бурятии.

  1. О планах мероприятий (I этап – 2013-2015 г.г., 2 этап – 2016-2020 г.г.) по реализации Стратегии развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013 - 2024 гг. (докладчик: начальник отдела Бурятского УФАС России Эрдынеева Т.Д.).

Слушали:

Эрдынееву Т.Д.: Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской  Федерации  на период 2013-2024 г.г. после тщательной          проработки и публичного обсуждения была утверждена Федеральной антимонопольной службой в июле 2013 года, доступна на сайте ФАС России http://www.fas.gov.ru/netcat_files/File/Str_razv_konk_i_antimonop_reg_13-14.pdf  

Этот программный документ направлен на реализацию, как законотворческих инициатив, так и мероприятий, целью которых является оптимизация деятельности антимонопольного органа.

Четыре  приоритета определены Стратегией.

Работа ФАС России над 1. созданием благоприятной среды для эффективной защиты и развития конкуренции должна обеспечить достижение таких целей как:

- снижение количества нарушений антимонопольного законодательства за счет повышения результативности мер превентивного характера (расширение применения новых правовых институтов – предупреждений и предостережений);

- усиление роли антимонопольного органа как макрорегулятора экономики и др.

Стратегия не оставляет без внимания  вопросы кадрового потенциала: повышение качества работы сотрудников путем внедрения в теруправлениях ФАС России системы менеджмента качества, осуществления мониторинга удовлетворенности потребителя качеством деятельности службы и т.д.

Для реализации 2. снижения административных барьеров, препятствующих развитию и свободному функционированию рынков, предусматриваются меры по сокращению доли государства в рыночных секторах экономики, повышению результативности деятельности госорганов, устранению избыточности админбарьеров ведения бизнеса и не только.

Планируется, что 3. обеспечение недискриминационного доступа потребителей к услугам естественных монополий, формирование эффективных механизмов тарифообразования будет осуществляться за счет создания правовых и экономических гарантий качества этих услуг посредством утверждения правил недискриминационного доступа в таких сферах, как  услуги портов, почтовой связи, электросвязи, транспортных терминалов.

Будут регламентированы процедуры закупок товаров, работ, услуг субъектами естественных монополий, госкорпорациями и хозяйственными обществами, подконтрольными государству (по примеру законодательства о госзакупках).

Реализация следующего направления 4. создание условий для эффективной конкуренции при размещении гос- и муниципального заказа и реализации на торгах госимущества обеспечивается за счет привлечения широкого круга лиц для участия в торгах.

С этой целью внедряется информационно-аналитическая система, при помощи которой в режиме реального времени будет осуществляться сбор и анализ данных по госзакупкам, а также по операциям по реализации госимущества и др.

В этом году завершается I этап мероприятий (2013-2015 г.г.), а в июле приказом ФАС России утвержден План мероприятий по реализации Стратегии на 2016-2020 г.г. (II этап). 

Решили:

1.1. Принять информацию к сведению.

1.2. Членам Общественно-консультативного совета предложено сообщить членам общественных организаций о проводимой политике, направленной на развитии конкуренции, об основах.

1.3. При наличии предложений направить в УФАС в рабочем порядке в недельный срок.

2. Специфика закупок отдельными видами юридических лиц в рамках Федерального закона № 223-ФЗ (докладчик: начальник отдела Бурятского УФАС России Е.А. Баргаева).

Слушали:

Баргаеву Е.А.: Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг госкорпорациями, госкомпаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электро-, газо-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, гос- унитарными предприятиями, мун- унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозобществами, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъекта РФ, мун- образования в совокупности превышает 50 процентов.

В соответствии с частью 8 статьи 8 Закона о закупках МУПы, автономные учреждения, созданные муниципальными образованиями, хозобщества, в уставном капитале которых доля участия муниципального образования в совокупности превышает 50 процентов, дочерние хозобщества, более 50 процентов уставного капитала которых в совокупности принадлежит МУПам, хозобществам, в уставном капитале которых доля участия муниципального образования в совокупности превышает 50 процентов, дочерние хозобщества указанных дочерних хозобществ, в уставном капитале которых доля участия указанных дочерних хозобществ в совокупности превышает 50 процентов, применяют положения этого закона с 1 января 2014 года, если более ранний срок не предусмотрен представительным органом муниципального образования.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом установленных требований правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Целями регулирования закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юрлиц, указанных в Законе о закупках, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физлиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Таким образом, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупки, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников, сколько выявление лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать потребностям заказчика и целям эффективного использования денежных средств заказчика в условиях добросовестной конкуренции.

Решили:

2.1.Принять доклад к сведению.

2.2. Членам Общественно-консультативного совета предложено сообщить членам общественных организаций о нормах закона о закупках.

3. О вступлении в силу «Четвертого антимонопольного пакета» (докладчик: руководитель Бурятского УФАС России Е.И. Потапова).

Слушали:

Е.И. Потапову:

5 октября 2015 года Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон о внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции», разработанный Федеральной антимонопольной службой. Это так называемый «Четвертый антимонопольный пакет», с 2016 года он вступит в силу.

Предусматривается существенное сокращение административных ограничений для бизнеса и одновременное снижение участия государства в экономике, определяет процедуру пересмотра коллегиальными органами ФАС России решений и предписаний территориальных органов. Так, предусматривается, что решение и предписание УФАС России могут быть обжалованы в коллегиальный орган ФАС России в течение месяца со дня их вынесения.

Расширен институт предупреждения и предостережения на недобросовестную конкуренцию, иные формы злоупотребления доминирующим положением и на действия органов власти.

Появляется механизм оперативного устранения антимонопольных правонарушений со стороны должностных лиц органов власти, а с другой стороны - механизм ужесточения для чиновников, которые неоднократно нарушают Закон о защите конкуренции. В случае повторного нарушения для должностного лица будет следовать безальтернативная дисквалификация.

Упраздняется и реестр лиц, имеющих долю на товарном рынке свыше 35 процентов, что существенно сократит административные обременения включенных в него компаний, в том числе в виде отмены обязательности согласования с антимонопольным органом всех совершаемых сделок.

Кроме того, закон предоставляет право Правительству РФ определять правила недискриминационного доступа к товарам на высококонцентрированных товарных рынках (доля более 70%) при наличии на них нарушений антимонопольного законодательства.

Еще одной новацией «Четвертого антимонопольного пакета» являются нормы, предусматривающие заключение соглашений хозсубъектов об осуществлении совместной деятельности с предварительного согласия ФАС России по правилам контроля экономконцентрации.

Данные новшества приняты с учетом наработанной правоприменительной практики и направлены на повышение эффективности проводимой государством антимонопольной политики.

Решили:

3.1. Принять информацию к сведению.

3.2. Членам Общественно-консультативного совета предложено сообщить членам общественных организаций о новациях, введенных «Четвертым антимонопольным пакетом».

4. О механизме применения части 12 статьи 14 Закона «О рекламе» № 38-ФЗ: параметры соотношения уровня звука рекламы и уровня звука прерываемой ею телепрограммы (докладчик: начальник отдела Бурятского УФАС России Е.А. Баргаева).

Слушали:

Баргаеву Е.А.:

Внесены изменения в статьи 14 и 15 закона «О рекламе».

С 25 мая т.г. выявление превышения уровня громкости звука рекламы над средним уровнем громкости звука прерываемой ею теле- или радиопрограммы возложено на антимонопольный орган.

Раньше для применения указанной нормы необходимо было наличие дополнительного правового акта - технического регламента, определяющего параметры соотношения уровней звука рекламы. А поскольку его не было, то и отсутствовали нормативные требования к уровню звука рекламы, критерии ее оценки (сравнения).

В настоящее время ФАС России приказом от 22.05.2015 № 374/15 утвердила Методику измерений соотношения уровня громкости рекламы и среднего уровня громкости прерываемой рекламой теле- и радиопрограммы.

В случае выявления таких фактов вы можете направлять  материалы в ФАС России для принятия мер. Первые дела уже возбуждены и рассматриваются в настоящее время.

5. Разное (по предложениям членов Совета).

Слушали:

Потапову Е.И.: Позвольте вручить благодарственное письмо заместителю заведующей кафедрой «Антимонопольное регулирование», созданной в декабре прошлого года при Институте экономики и управления Бурятского госуниверситета, Дарье Николаевне Родионовой, подписанное собственноручно руководителем ФАС России И.Ю. Артемьевым, за вклад в решение задач, возложенных на ФАС России.

2015 год проходит под эгидой «25 лет антимонопольному регулированию», в связи с этим ранее, на заседании Экспертно-консультативного совета по рекламе, действующего при Бурятском УФАС России, проведенном 13 октября 2015 года, вручены также благодарности ФАС России, объявленные:

- ЗАО «Телерадиокомпания «Ариг Ус» за активное регулярное освещение деятельности антимонопольных органов;

- члену экспертного совета - заведующему кафедрой рекламы и связям с общественностью ФГБОУ «ВСГУТУ» Кузьмину А.В. за высокопрофессиональное продвижение знаний о рекламном законодательстве среди студенческой молодежи республики.

Благодарственным письмом отмечен  личный вклад в обеспечение конкуренции и эффективности защиты предпринимательства члена экспертного совета заведующей кафедрой журналистики и рекламы ФГБОУ «БГУ» Бадмаевой Н.И.

Зураева И.И.: Предлагаем УФАС и членам Совета принять участие в разрабатываемом в настоящее время Кодексе чести предпринимателя. В ближайших планах – разработка Меморандума и Стандартов.

30 октября планируется проведение очередного Форума среди участников бизнес-сообщества (несколько площадок), всех приглашаем принять участие в нем.

Также в планах Торгово-промышленной палаты – проведение обучающих семинаров по различной тематике с учетом пожеланий предпринимателей, ждем предложений.

В план работы Совета на 2016 год целесообразно включить мероприятия по реализации в республике тарифной политики в рамках Рабочих групп Совета, предусмотренных действующим Регламентом Совета.

Смольникову И.В.: В Гильдии риэлторов тоже действует такой Кодекс, можно также его отдельные положения принять во внимание.

Сопредседатель Общественно-консультативного совета

при Бурятском УФАС России                                                        Е.И. Потапова

Ответственный секретарь

Общественно-консультативного совета

при Бурятском УФАС России                                                        Эрдынеева Т.Д.

Протокол вела                                                                              Эрдынеева Т.Д.

Дата проведения Совета: 
22 октября 2015, 10:31