• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Протокол № 2 заседания Общественно-консультативного совета от 18.06.2015

ПРОТОКОЛ

заседания Общественно-консультативного совета при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия

№ 2                     от 18.06.2015`                        г. Улан-Удэ                                                      

Председательствовал:  Потапова Е.И. – руководитель Бурятского УФАС России, сопредседатель.

Присутствовали:

Зураев И.И. – президент НКО «Торгово-промышленная палата Республики Бурятия», сопредседатель,

Дашиев А.Б. – уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Бурятия;

Вязинская Л.Г. – консультант отдела контроля тарифов Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия,

Жалсанова О.Ц. – консультант отдела фармации, Министерство здравоохранения Республики Бурятия,

Члены Совета: 

Эрдынеева Т.Д. – начальник отдела Бурятского УФАС России, ответственный секретарь Совета,

Зайцев Н.С. – ОО «Союз промышленников и предпринимателей Республики Бурятия»,

Иванов Л.А. – БРО «Опора России»,

Содномова Д.А. - ОО Региональное отделение Российского общества оценщиков в Республике Бурятия,

<…> (по доверенности) – НП «Бурятская ассоциация рестораторов»,

Дагаева Б.Ш. – Центр поддержки предприятий «Макон».

  1. Информация к 25-летию антимонопольного регулирования в России. История создания и развитие антимонопольных органов России, сущность проводимой государством антимонопольной политики (докладчик: руководитель Бурятского УФАС России Е.И. Потапова).

Слушали:

Потапову Е.И.: Согласно данным проводимых исследований считается, что первым антимонопольным органом в истории России является Госкомитет по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП РСФСР), созданный на основании Закона РСФСР от 14 июля 1990 года «О министерствах и государственных комитетах РСФСР» в составе Совета Министров. Это было решение о переходе от  плановой экономики к рынку. Затем в период с октября 1991 года по март 1992 года были образованы и терорганы, что явилось завершением формирования федеральной системы антимонопольных органов.

Далее был ряд преобразований (ГАК РФ – март 1997 года, МАП – сентябрь 1998 года) и, наконец, в марте  2004 года произошло изменение статуса, который сохранился по настоящее время – ФАС России. Вместе с этим совершенствовалась нормативно-правовая база, которая основана на лучших мировых практиках. Основным законом, отражающим самую сложную цель, поставленную изначально перед антимонопольными органами, - содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства, является на сегодня Закон о защите конкуренции (№ 135-ФЗ), который был принят в 2006 году.

В 2014 году вступил в силу новый закон о контрактной системе (№ 44-ФЗ), направленный на повышение эффективности гос- и муниципальных закупок, вместо ранее действовавшего закона о размещении заказов (№ 94-ФЗ), содержащий некоторые новации, из которых нельзя не отметить впервые введенную форму контроля - общественный контроль. Антимонопольные органы контролируют стадию размещения закупок.

Бурятское УФАС России рассматривало не одну жалобу общественных организаций на госторги. Мы отмечаем их  достаточно высокую активность и действенность, также - со стороны местных СМИ. Все это также способствует формированию конкурентных отношений, повышает равнодоступность таких закупок.

Актуальная тенденция – либерализация антимонопольного законодательства, особенно в отношении малого и среднего предпринимательства. В настоящее время в Госдуме проходит второе чтение «четвертый антимонопольный пакет», в соответствии с которым предусматривается значительное ослабление антимонопольного контроля. Суть законопроекта в том, что все компании малого и среднего бизнеса, имеющие годовой доход менее 400 миллионов рублей, будут освобождены от проверок антимонопольного органа.

Решили:

1.1. Принять информацию к сведению.

1.2. Членам Общественно-консультативного совета предложено сообщить членам общественных организаций о проводимой политике, направленной на развитии конкуренции, об основах.

1.3. При наличии предложений направить в УФАС в рабочем порядке в недельный срок.

  1. Специфика закупок у субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально-ориентированных некоммерческих организаций (СОНО) (докладчики: заместитель руководителя Бурятского УФАС России-начальник отдела Д.Н. Гомбоева).

Слушали:

Гомбоеву Д.Н.: В соответствии с законом о контрактной системе в сфере закупок (статья 30 № 44-ФЗ) заказчики обязаны осуществлять закупки у СМП, СОНО в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок. Это могут быть открытые конкурсы, конкурсы с ограниченным участием, двухэтапные конкурсы, электронные аукционы, запросы котировок, предложений. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;

По итогам года заказчик обязан составить отчет об объеме закупок у СМП и СОНО и до 1 апреля следующего за отчетным года разместить такой отчет в единой информационной системе. Порядок подготовки и форма отчета определяются Правительством Российской Федерации.

Заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся СМП или СОНО, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО.

По поручению ФАС России Бурятское УФАС России провело мониторинг исполнения указанной нормы госзаказчиками федерального уровня в 2014 году. В результате было выявлено 3 органа власти, которыми не была соблюдена указанная норма, в т.ч. управление Федеральной миграционной службы по Республике Бурятия (1,96%), Военный комиссариат Республики Бурятия (0%) и отдел МВД по Иволгинскому району. По результатам проверок виновные должностные лица были оштрафованы в соответствии  с частью 11 статьи 7.30 КоАП РФ. Осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения гос- и муниципальных нужд у СМП, СОНО в размере менее размера, предусмотренного законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей.

Поступившие вопросы:

Ильина Е.К.: Выделяются ли из этих 15 процентов доли по СМП и СОНО?

Ответ: Нет, № 44-ФЗ не предусматривает разделение.

Решили:

2.1.Принять доклад к сведению.

2.2. Членам Общественно-консультативного совета предложено сообщить членам общественных организаций о действующей норме закона о контрактной системе, предусматривающей особенности закупки у СМП и СОНО.

  1. Об осуществлении контроля за ценами на лекарственные препараты для медицинского применения (докладчик: начальник отдела Бурятского УФАС России Т.Д. Эрдынеева, консультант отдела фармации Министерства здравоохранения Республики Бурятия О.Ц. Жалсанова, консультант Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия Л.Г. Вязинская).

Слушали:

Эрдынееву ТД.: В настоящее время в реестре хозсубъектов с долей более 35% состоит 8 участников рынка розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в границах того или иного муниципального образования, 1 (ГП «Бурят-Фармация») – на рынке оптовой торговли фарм- и медицинскими товарами в границах республики. Эти хозсубъекты могут быть объектами антимонопольного контроля в случае нарушения установленного порядка ценообразования либо установления монопольно высокой цены. В остальных случаях при выявлении указанных фактов мы направляем материалы в республиканские органы контроля. Это  минздрав РБ и Республиканская служба по тарифам РБ.

В 2015 году поступало несколько обращений граждан с жалобами на рост цены на лекарства. По результатам их рассмотрения необоснованности установления цены не было установлено.

О.Ц. Жалсанову: Министерство здравоохранения осуществляет контроль за применением  цен на лекарственные средства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП). По результатам пяти проверок, проведенных в январе - феврале, было установлено, что высокий рост цен был  обусловлен повышением цен изготовителями, нарушения не выявлены. При этом в марте отмечено снижение роста цен. К участию в проверках привлекались также общественные организации (Общероссийский народный фронт, Общественный совет и  др.).

В Закаменском, Селенгинском, Иволгинском районах было выявлено незначительное округление в сторону завышения цен на ЖНЛВП. В порядке лицензионного контроля было проведено 7 проверок, нарушений также не обнаружено.

Вязинскую Л.Г.: Мы вправе проводить проверки, согласованные с органами прокуратуры заранее, до начала года. Поскольку региональный государственный контроль за применением цен на лекарства введен с мая 2015 года (постановление Правительства РФ от 06.05.2015 № 434), мы можем только внеплановые проверки по поступившим жалобам, таковых в этом году не было.

Решили:

3.1. Принять информацию к сведению.

3.2. Членам Общественно-консультативного совета предложено сообщить членам общественных организаций о формах контроля и органах власти, осуществляющих контроль за ценами на лекарственные средства.

3.3. При наличии предложений направить в УФАС в рабочем порядке в недельный срок.

  1. О проявлениях регионального протекционизма на алкогольном рынке (докладчик Е.И. Потапова).

Потапову Е.И.: ФАС России поручило рассмотреть на заседаниях ОКС вопрос о проявлениях регионального протекционизма на территориях отдельных субъектов Российской Федерации, в т.ч. на алкогольных рынках.

По мнению ФАС России это совместные или индивидуальные антиконкурентные действия органов власти субъекта РФ, органов местного самоуправления, хозсубъектов или их групп/союзов/сообществ/ассоциаций/объединений, направленные на создание преимуществ, преференций для ведения хоздеятельности отдельным участникам рынков и/или установление барьеров другим. Региональный протекционизм может стать угрозой единству экономического пространства, свободе перемещения товаров, свободе экономической деятельности в РФ.

Формы его различны. Например, «добровольная» сертификация и маркировка, установление отдельных запретов (временных, территориальных, ассортиментных, в каналах дистрибьюторской сети, указания на увеличение объемов продаж товаров местного производителя и других.

УФАС не располагает информацией о наличии таких форм  протекционизма в республике.

Решили:

4.1. Принять информацию к сведению.

4.2. Членам Общественно-консультативного совета предложено сообщить членам общественных организаций о формах контроля и органах власти, осуществляющих контроль за ценами на лекарственные средства.

4.3. При наличии предложений направить в УФАС в рабочем порядке в недельный срок.

  1. 5. Разное (по предложениям членов Совета).

Слушали: Дашиева А.Б.: На мероприятиях, проводившихся в рамках Всероссийского дня предпринимательства от участников поступило предложение о проведении круглого стола, посвященного вопросу госзакупок, с участием представителей УФАС. Мы планируем провести его в июле-августе и просим принять участие.

 

Сопредседатель Общественно-консультативного совета

при Бурятском УФАС России                                                         Е.И. Потапова

 

Ответственный секретарь

Общественно-консультативного совета

при Бурятском УФАС России                                                         Эрдынеева Т.Д. 

                                       

Протокол вела                                                                               Эрдынеева Т.Д.

Дата проведения Совета: 
18 июня 2015, 09:53