Протокол № 2 заседания Общественно-консультативного совета от 18.06.2015
ПРОТОКОЛ
заседания Общественно-консультативного совета при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия
№ 2 от 18.06.2015` г. Улан-Удэ
Председательствовал: Потапова Е.И. – руководитель Бурятского УФАС России, сопредседатель.
Присутствовали:
Зураев И.И. – президент НКО «Торгово-промышленная палата Республики Бурятия», сопредседатель,
Дашиев А.Б. – уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Бурятия;
Вязинская Л.Г. – консультант отдела контроля тарифов Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия,
Жалсанова О.Ц. – консультант отдела фармации, Министерство здравоохранения Республики Бурятия,
Члены Совета:
Эрдынеева Т.Д. – начальник отдела Бурятского УФАС России, ответственный секретарь Совета,
Зайцев Н.С. – ОО «Союз промышленников и предпринимателей Республики Бурятия»,
Иванов Л.А. – БРО «Опора России»,
Содномова Д.А. - ОО Региональное отделение Российского общества оценщиков в Республике Бурятия,
<…> (по доверенности) – НП «Бурятская ассоциация рестораторов»,
Дагаева Б.Ш. – Центр поддержки предприятий «Макон».
- Информация к 25-летию антимонопольного регулирования в России. История создания и развитие антимонопольных органов России, сущность проводимой государством антимонопольной политики (докладчик: руководитель Бурятского УФАС России Е.И. Потапова).
Слушали:
Потапову Е.И.: Согласно данным проводимых исследований считается, что первым антимонопольным органом в истории России является Госкомитет по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП РСФСР), созданный на основании Закона РСФСР от 14 июля 1990 года «О министерствах и государственных комитетах РСФСР» в составе Совета Министров. Это было решение о переходе от плановой экономики к рынку. Затем в период с октября 1991 года по март 1992 года были образованы и терорганы, что явилось завершением формирования федеральной системы антимонопольных органов.
Далее был ряд преобразований (ГАК РФ – март 1997 года, МАП – сентябрь 1998 года) и, наконец, в марте 2004 года произошло изменение статуса, который сохранился по настоящее время – ФАС России. Вместе с этим совершенствовалась нормативно-правовая база, которая основана на лучших мировых практиках. Основным законом, отражающим самую сложную цель, поставленную изначально перед антимонопольными органами, - содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства, является на сегодня Закон о защите конкуренции (№ 135-ФЗ), который был принят в 2006 году.
В 2014 году вступил в силу новый закон о контрактной системе (№ 44-ФЗ), направленный на повышение эффективности гос- и муниципальных закупок, вместо ранее действовавшего закона о размещении заказов (№ 94-ФЗ), содержащий некоторые новации, из которых нельзя не отметить впервые введенную форму контроля - общественный контроль. Антимонопольные органы контролируют стадию размещения закупок.
Бурятское УФАС России рассматривало не одну жалобу общественных организаций на госторги. Мы отмечаем их достаточно высокую активность и действенность, также - со стороны местных СМИ. Все это также способствует формированию конкурентных отношений, повышает равнодоступность таких закупок.
Актуальная тенденция – либерализация антимонопольного законодательства, особенно в отношении малого и среднего предпринимательства. В настоящее время в Госдуме проходит второе чтение «четвертый антимонопольный пакет», в соответствии с которым предусматривается значительное ослабление антимонопольного контроля. Суть законопроекта в том, что все компании малого и среднего бизнеса, имеющие годовой доход менее 400 миллионов рублей, будут освобождены от проверок антимонопольного органа.
Решили:
1.1. Принять информацию к сведению.
1.2. Членам Общественно-консультативного совета предложено сообщить членам общественных организаций о проводимой политике, направленной на развитии конкуренции, об основах.
1.3. При наличии предложений направить в УФАС в рабочем порядке в недельный срок.
- Специфика закупок у субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально-ориентированных некоммерческих организаций (СОНО) (докладчики: заместитель руководителя Бурятского УФАС России-начальник отдела Д.Н. Гомбоева).
Слушали:
Гомбоеву Д.Н.: В соответствии с законом о контрактной системе в сфере закупок (статья 30 № 44-ФЗ) заказчики обязаны осуществлять закупки у СМП, СОНО в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок. Это могут быть открытые конкурсы, конкурсы с ограниченным участием, двухэтапные конкурсы, электронные аукционы, запросы котировок, предложений. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;
По итогам года заказчик обязан составить отчет об объеме закупок у СМП и СОНО и до 1 апреля следующего за отчетным года разместить такой отчет в единой информационной системе. Порядок подготовки и форма отчета определяются Правительством Российской Федерации.
Заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся СМП или СОНО, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО.
По поручению ФАС России Бурятское УФАС России провело мониторинг исполнения указанной нормы госзаказчиками федерального уровня в 2014 году. В результате было выявлено 3 органа власти, которыми не была соблюдена указанная норма, в т.ч. управление Федеральной миграционной службы по Республике Бурятия (1,96%), Военный комиссариат Республики Бурятия (0%) и отдел МВД по Иволгинскому району. По результатам проверок виновные должностные лица были оштрафованы в соответствии с частью 11 статьи 7.30 КоАП РФ. Осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения гос- и муниципальных нужд у СМП, СОНО в размере менее размера, предусмотренного законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей.
Поступившие вопросы:
Ильина Е.К.: Выделяются ли из этих 15 процентов доли по СМП и СОНО?
Ответ: Нет, № 44-ФЗ не предусматривает разделение.
Решили:
2.1.Принять доклад к сведению.
2.2. Членам Общественно-консультативного совета предложено сообщить членам общественных организаций о действующей норме закона о контрактной системе, предусматривающей особенности закупки у СМП и СОНО.
- Об осуществлении контроля за ценами на лекарственные препараты для медицинского применения (докладчик: начальник отдела Бурятского УФАС России Т.Д. Эрдынеева, консультант отдела фармации Министерства здравоохранения Республики Бурятия О.Ц. Жалсанова, консультант Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия Л.Г. Вязинская).
Слушали:
Эрдынееву ТД.: В настоящее время в реестре хозсубъектов с долей более 35% состоит 8 участников рынка розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в границах того или иного муниципального образования, 1 (ГП «Бурят-Фармация») – на рынке оптовой торговли фарм- и медицинскими товарами в границах республики. Эти хозсубъекты могут быть объектами антимонопольного контроля в случае нарушения установленного порядка ценообразования либо установления монопольно высокой цены. В остальных случаях при выявлении указанных фактов мы направляем материалы в республиканские органы контроля. Это минздрав РБ и Республиканская служба по тарифам РБ.
В 2015 году поступало несколько обращений граждан с жалобами на рост цены на лекарства. По результатам их рассмотрения необоснованности установления цены не было установлено.
О.Ц. Жалсанову: Министерство здравоохранения осуществляет контроль за применением цен на лекарственные средства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП). По результатам пяти проверок, проведенных в январе - феврале, было установлено, что высокий рост цен был обусловлен повышением цен изготовителями, нарушения не выявлены. При этом в марте отмечено снижение роста цен. К участию в проверках привлекались также общественные организации (Общероссийский народный фронт, Общественный совет и др.).
В Закаменском, Селенгинском, Иволгинском районах было выявлено незначительное округление в сторону завышения цен на ЖНЛВП. В порядке лицензионного контроля было проведено 7 проверок, нарушений также не обнаружено.
Вязинскую Л.Г.: Мы вправе проводить проверки, согласованные с органами прокуратуры заранее, до начала года. Поскольку региональный государственный контроль за применением цен на лекарства введен с мая 2015 года (постановление Правительства РФ от 06.05.2015 № 434), мы можем только внеплановые проверки по поступившим жалобам, таковых в этом году не было.
Решили:
3.1. Принять информацию к сведению.
3.2. Членам Общественно-консультативного совета предложено сообщить членам общественных организаций о формах контроля и органах власти, осуществляющих контроль за ценами на лекарственные средства.
3.3. При наличии предложений направить в УФАС в рабочем порядке в недельный срок.
- О проявлениях регионального протекционизма на алкогольном рынке (докладчик Е.И. Потапова).
Потапову Е.И.: ФАС России поручило рассмотреть на заседаниях ОКС вопрос о проявлениях регионального протекционизма на территориях отдельных субъектов Российской Федерации, в т.ч. на алкогольных рынках.
По мнению ФАС России это совместные или индивидуальные антиконкурентные действия органов власти субъекта РФ, органов местного самоуправления, хозсубъектов или их групп/союзов/сообществ/ассоциаций/объединений, направленные на создание преимуществ, преференций для ведения хоздеятельности отдельным участникам рынков и/или установление барьеров другим. Региональный протекционизм может стать угрозой единству экономического пространства, свободе перемещения товаров, свободе экономической деятельности в РФ.
Формы его различны. Например, «добровольная» сертификация и маркировка, установление отдельных запретов (временных, территориальных, ассортиментных, в каналах дистрибьюторской сети, указания на увеличение объемов продаж товаров местного производителя и других.
УФАС не располагает информацией о наличии таких форм протекционизма в республике.
Решили:
4.1. Принять информацию к сведению.
4.2. Членам Общественно-консультативного совета предложено сообщить членам общественных организаций о формах контроля и органах власти, осуществляющих контроль за ценами на лекарственные средства.
4.3. При наличии предложений направить в УФАС в рабочем порядке в недельный срок.
- 5. Разное (по предложениям членов Совета).
Слушали: Дашиева А.Б.: На мероприятиях, проводившихся в рамках Всероссийского дня предпринимательства от участников поступило предложение о проведении круглого стола, посвященного вопросу госзакупок, с участием представителей УФАС. Мы планируем провести его в июле-августе и просим принять участие.
Сопредседатель Общественно-консультативного совета
при Бурятском УФАС России Е.И. Потапова
Ответственный секретарь
Общественно-консультативного совета
при Бурятском УФАС России Эрдынеева Т.Д.
Протокол вела Эрдынеева Т.Д.