ФАС России прекратила дело в отношении компании "МегаФон" в связи с отсутствием нарушения закона о рекламе

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы России (ФАС России) 19 февраля 2013 года прекратила дело в отношении ОАО «МегаФон» по признакам нарушения части 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе», поскольку информация, поступившая от сотового оператора, не является рекламой.

Дело в отношении сотового оператора ФАС России возбудила по обращению  абонента с указанием на признаки нарушения законодательства о рекламе при распространении рекламы услуг ОАО «МегаФон» посредством SMS-сообщения. На его телефонный номер в июле 2012 года поступили SMS-сообщения следующего содержания:

- «Достигли лимита скорости? Продлите максимальную скорость еще на 2 ГБ трафика! Заказ опции *105*8501# (200 руб.). Подробности на сайте http://szf.megafon.ru/»;

- «Безлимитный Интернет для телефона всего за 99 руб/мес. (БИТ MINI)! Подключение *527*02#. Подробности на сайте www.megafon.ru».

В соответствии с частью 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе», распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. В своем обращении абонент указал, что не давал своего согласия на получение SMS-сообщений с рекламой услуг своего оператора, и обращался в компанию «МегаФон» с просьбой отключить его от услуги получения рекламных рассылок от оператора.

Комиссия ФАС России пришла к выводу, что абонента информировали об услуге, которую ОАО «МегаФон» оказывает ему по условиям заключенного договора.

Обязанность оператора связи представлять необходимую для заключения и исполнения договора информацию и право абонента получать такую информацию закреплены в Правилах оказания услуг подвижной связи (постановление Правительства РФ № 328), Правилах оказания услуг связи по передаче данных (постановление Правительства РФ № 32), Правилах оказания тематических услуг связи постановление Правительства РФ № 575).

Следовательно, оператор связи согласно ФЗ  «О защите прав потребителей» и правил оказания услуг связи обязан был предоставить потребителю информацию об оказываемой услуге.

Поскольку условия договора с абонентом предусматривают оказание ему услуг связи по передаче данных, ОАО «МегаФон» обязано информировать абонента о цене и опциях доступной ему услуги.  Что и сделало ОАО «МегаФон» путем рассылки SMS-сообщений.  SMS-сообщения призваны предоставить потребителю полные сведения об оказываемой услуге, так как  отсутствие информирования может повлиять на выбор абонентом необходимых услуг доступа к сети Интернет.

Информация об оказываемых и дополнительных услугах связи, направленная оператором «МегаФон» путем SMS-сообщений является обязательной для оператора связи по отношению к абоненту.

Таким образом, направленная гражданину информация не является рекламной, так как не имеет своей целью продвижение товара на рынке, и, согласно пункту 2 части 2 статьи 2 Федерального закона «О рекламе», на неё не распространяются требования закона о рекламе.

 

Справка

1.  В соответствии с пунктом 1 статьи 10 ФЗ «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

2.  В соответствии с пунктом 3 статьи 10 ФЗ «О защите прав потребителей» информация о товарах (работах, услугах), доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг).

3.  В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 2 ФЗ «О рекламе» данный федеральный закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом.

4.  В прошлом году ФАС России рассмотрела более 5 с половиной тысяч дел, возбужденных  по признакам различных нарушений законодательства о рекламе.

ФАС России, 2013-02-21 16:01:52