Конкуренция на рынке услуг охраны жилых помещений в г. Улан-Удэ неразвита

 

По результатам проведенного анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг охраны жилых помещений за 2010, 2011 годы в границах г. Улан-Удэ Бурятское УФАС России пришло к выводу, что конкуренция на исследованном рынке неразвита, перспективы её развития практически ограничены в связи с присутствием на рынке государственного учреждения, оказывающего на договорной основе услуги гражданам, достаточной обеспеченностью спроса, низкой платежеспособностью населения.

Кроме того, в настоящее время на рынке сложилась такая ситуация, когда услуги охраны жилых помещений могут позволить себе предоставлять крупные охранные агентства, оказывающие услуги коммерческим предприятиям, и уже имеющие достаточные материальную базу и количество сотрудников, чтобы реагировать в случае необходимости на сигналы охранной, тревожной сигнализации, установленной в жилых помещениях граждан. Условием принятия под охрану жилого помещения при этом также является его нахождение в радиусе действия пульта централизованного наблюдения и групп быстрого реагирования.

В силу исторически сложившихся обстоятельств доли рынка в размере более 50% занимают: ФГКУ «Управление вневедомственной охраны МВД по Республике Бурятия» (УВО по г. Улан-Удэ) в сегменте рынка охраны жилых помещений с подключением на пульт централизованного наблюдения и Филиал ФГУП «Охрана» в сегменте рынка осуществления работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны.

Анализ рынка услуг охраны жилых помещений проводился территориальными органами по всей России в соответствии с Планом работы Федеральной антимонопольной службы по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2011-2012 годы в населенных пунктах с численностью населения свыше 100 тысяч человек.

Целями проведения анализа являлись:

- выявление предприятий, имеющих долю на исследуемом рынке услуг в размере более чем 35 процентов и включение таких предприятий в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более чем 35 процентов,

- предупреждение и пресечение злоупотреблений доминирующим положением, соглашений и согласованных действий, ограничивающих конкуренцию,

- выявление наличия (или отсутствия) барьеров входа на рынок охраны жилых помещений.

УФАС установило, что наличие крупных хозсубъектов на рынке, имеющих большую клиентскую базу, техническую и кадровую обеспеченность, традиционно пользующихся заслуженным доверием со стороны населения, является одним из основных препятствий для частных охранных организаций как при входе на рынок, так и при осуществлении деятельности на рынке.

В то же время, оказание услуг населению по охране квартир, индивидуальных жилых домов для УВО по г. Улан-Удэ (основного участника рынка) является нерентабельным направлением деятельности. Цена услуги государственным учреждением устанавливается в соответствии с утвержденной Министерством внутренних дел России методикой формирования тарифов по охране имущества.

Также на низкую рентабельность услуг населению, слабую заинтересованность в охране жилых помещений граждан указали большинство частных охранных организаций, присутствующих на этом рынке.

Показательно, что из более чем ста лицензиатов, имеющих право на осуществление охранной деятельности, на рынке услуг охраны жилых помещений присутствует менее 10. Здесь необходимо отметить два обстоятельства:

- большое количество лицензиатов являются охранными подразделениями крупных коммерческих предприятий и предназначены для охраны объектов и имущества только этого предприятия или группы предприятий,

 – половина охранных организаций, оказывавших в 2010, 2011 годах услуги по охране жилых помещений, заключали договоры на охрану квартир, индивидуальных жилых домов в виде исключения, а не правила.

Кроме низкой платежеспособности населения, достаточно высокой степени удовлетворенности спроса на услуги охранные предприятия в качестве аспектов, затрудняющих успешное ведение бизнеса, отмечали также недостаточное законодательное урегулирование вопросов охраны жилых помещений граждан в части установления, фиксирования количества, стоимости имущества частного лица при постановке под охрану, степени ответственности охранной организации при возникновении материального ущерба у гражданина.

Дополнительно, некоторыми охранными предприятиями отмечен такой фактор, в целом оказывающий негативное влияние на развитие рынка охранных услуг, как присутствие на рынке явления демпинга цен со стороны компаний - посредников (между клиентами и лицензированными предприятиями), не имеющих собственных групп реагирования и оказывающих услуги по мониторингу за состоянием сигнализации, а также со стороны небольших охранных организаций, которые, неся меньшие затраты на ведение деятельности, имеют возможность понижать цены на услуги на торгах и, таким образом, выигрывать тендеры.