Арбитражный суд признал: отказавшись от участия в торгах, строительные организации совершили согласованные действия

22 апреля 2010 года Арбитражный суд Республики Бурятия объявил резолютивную часть решения об отказе в удовлетворении требований по исковым заявлениям двух строительных организаций. ОАО «Промгражданстрой» и ООО «СИС» просили суд отменить решение Бурятского УФАС России от 24 декабря 2009 года о признании пяти хозяйствующих субъектов нарушившими пункт 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части осуществления  согласованных действий, которые привели к поддержанию цен на торгах.

Дело о нарушении антимонопольного законодательства было возбуждено в сентябре 2009 года Бурятским УФАС России по результатам рассмотрения поступившего заявления Управления Федеральной налоговой службы по Республике Бурятия (далее – УФНС). Признаки нарушения установленного статьей 11 Закона о защите конкуренции запрета на ограничивающие конкуренцию согласованные действия хозяйствующих субъектов содержались в действиях семи строительных организаций, подавших заявки на участие в июльском 2009 года открытом аукционе по определению генерального подрядчика в целях заключения с ним государственного контракта на выполнение подрядных работ по капитальному ремонту здания налоговой службы в селе Кабанск.

При рассмотрении дела Бурятским УФАС России было установлено, что восемь строительных организаций подали заявки на участие в указанном аукционе, в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе каждый из них внес денежные средства в размере, предусмотренном аукционной документацией -  около полутора миллионов рублей (1 406 715 рублей).  Семь, в т.ч. ОАО «Промгражданстрой», ООО «Фортуна», ООО «БайкалРегионСтрой», ООО «Строительно-монтажное предприятие», ООО «Тисс-1», ОАО «Байкалагропром», ООО «СИС», были признаны аукционной комиссией участниками аукциона.

В день проведения аукциона 28.07.2009  все семь допущенных участников зарегистрировались в журнале регистрации участников аукциона:  им были выписаны пропуски для входа в административное здание для участия в аукционе и объявлены номера карточек для участия в аукционе, согласно очередности регистрации. Однако, для участия в аукционе (начало: в 10 часов 00 мин.) явился только один участник аукциона, а именно ООО «Строительно-монтажное предприятие». С ним и был заключен государственный контракт как с единственным участником открытого аукциона, признанного в соответствии с частью 12 статьи 37 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов) несостоявшимся.

В соответствии с Законом о размещении заказов  (статья 32) под аукционом на право заключить государственный или муниципальный контракт понимаются торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену такого контракта.

С учетом положений части 13 статьи 37 Закона о размещении заказов государственный контракт был заключен УФНС по  согласованной с единственным участником аукциона цене 25 320 870 (двадцать пять миллионов триста двадцать тысяч восемьсот семьдесят рублей), что на 10 процентов ниже начальной (максимальной) цены государственного контракта.

Законом о размещении заказов установлен единый порядок размещения заказов, а одной из основных его целей регулирования является эффективное использование бюджетных средств.

Статьей 11 Закона о защите конкуренции установлен запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов. При этом, запрещены соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к таким последствиям, как повышение, снижение или поддержание цен на торгах.

Комиссия, выслушав лиц, участвующих в деле, проанализировав имеющиеся в деле материалы,  приняла решение о признании ОАО «Промгражданстрой»,  ООО «Строительно-монтажное предприятие», ООО «Тисс-1», ОАО «Байкалагропром», ООО «СИС» нарушившими пункт 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции и осуществившими  согласованные действия, которые привели к поддержанию цен на торгах.

В отношении ООО «Фортуна», ООО «Байкалрегионстрой» дело было прекращено в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых действиях.

За осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий в соответствии со статьей 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП) виновные должностные и юридические лица привлечены Бурятским УФАС России к административной ответственности. Общая сумма наложенных административных штрафов составила 640 750 тысяч рублей.

В настоящее время должностное лицо ОАО «Байкалагропром» признало нарушение и оплатило административный штраф в полном объеме. Виновность юридического лица ОАО «Байкалагропром» не установлена.

ОАО «Промгражданстрой»,  ООО «СИС» обжаловали постановления по делам об административных правонарушениях, рассмотрение жалоб приостановлено до вступления в законную силу решения Бурятского УФАС России по делу о нарушении антимонопольного законодательства от 24 декабря 2009 года.

В связи с неуплатой вступивших в законную силу административных штрафов в отношении ООО «Строительно-монтажное предприятие» и ООО «Тисс-1» (не обжаловавших постановления об административных правонарушениях и не заявивших об отсрочке исполнения постановления, либо рассрочке уплаты административного штрафа) Бурятским УФАС России рассматривается вопрос о привлечении к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП в виде наложения административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.