Состоялась пресс-конференция руководителя Бурятского УФАС России, посвященная новшествам «второго антимонопольного пакета» законов и итогам работы управления за 1-ое полугодие 2009 года

30 июля 2009 года состоялась пресс-конференция руководителя Бурятского УФАС России Е.И. Потаповой. Темой пресс-конференции явились поправки во «второй антимонопольный пакет законов» и  результаты работы Бурятского УФАС России в первом полугодии 2009 года.

Е.И. Потапова прокомментировала основные изменения, внесенные «вторым антимонопольным пакетом» в «Закон о защите конкуренции», Кодекс об административных правонарушениях и 178 статью Уголовного кодекса Российской Федерации, ответила на вопросы корреспондентов республиканских СМИ.

Руководитель Бурятского УФАС России отметила, что изменения имеют четыре основных направления: 1-ое направление – это изменения в 178 статью Уголовного кодекса Российский Федерации, 2-ое направление – это изменения в статьи 17.1 и 53, которые регулируют особенности заключения договоров в отношении государственного или муниципального имущества. Третье, очень важное  направление – это поправки, призванные облегчить антимонопольным органам доказывание фактов совершения антиконкурентных действий хозяйствующими субъектами, и поправки, конкретизирующие и расширяющие полномочия антимонопольных органов. И, наконец, 4-ое направление – это большие изменения в Кодексе РФ об административных правонарушениях.

Одной из основных инициатив «второго антимонопольного пакета» является внесение изменений в 178 статью Уголовного кодекса РФ, предусматривающих уголовную ответственность за наиболее общественно опасные нарушения антимонопольного законодательства: антиконкурентные соглашения или согласованные действия компаний, неоднократное злоупотребление доминирующим положением, если эти деяния повлекли причинение крупного ущерба гражданам, организациям или государству.

Статья 17.1 предусматривает, что государственное или муниципальное имущество может, за исключением установленных случаев, переходить во владение и (или) пользование хозяйствующих субъектов только по результатам торгов. С принятием поправок  перечень случаев, являющихся исключением из статьи 17.1 расширился. Теперь государственное или муниципальное имущество без торгов может предоставляться,  государственным, муниципальным учреждениям, ряду некоммерческих организаций, образовательным учреждениям вне зависимости от их организационно-правовой формы, медицинским учреждениям частной системы здравоохранения и др.

Согласно изменениям в статью 53 Закона о защите конкуренции до 1 июля 2015 года (ранее срок был установлен до 1 июля 2010) с субъектами малого и среднего предпринимательства разрешено заключение договоров аренды, заключенных до 01.07.2008 года, на новый срок.

Также, значительно изменена важная часть Закона о защите конкуренции, касающаяся государственных и муниципальных преференций – это глава 5:

- изменился сам термин - ранее в Законе о защите конкуренции речь шла о государственной и муниципальной помощи;

- почти вдвое увеличилось количество целей, на которые органы исполнительной власти или органы местного самоуправления могут предоставить преференции организациям;

- у органов власти появилась возможность без письменного согласия антимонопольного органа  предоставлять преференцию 1 раз в год одному лицу в размере, не превышающем установленного Центробанком РФ предельного размера расчетов наличными между юридическими лицами по одной сделке.

- антимонопольным органам предоставлено право обжаловать в судебном порядке акты законодательных органов субъектов РФ, предусматривающих необоснованное предоставление преференций;

- предусмотрена возможность выдачи антимонопольным органом предписаний по возврату имущества, необоснованного предоставленного в качестве государственной или муниципальной преференции.

Для повышения эффективности работы антимонопольных органов по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства очень важным является уточнение понятий монопольно высокой и монопольно низкой цен товара и изменение методов их определения; определение доминирующего положения хозсубъекта независимо от его доли на товарном  рынке при наличии определенных в законе условий; уточнение круга лиц, входящих в одну группу и действующих в одном экономическом интересе.

Применение этих обновленных норм, по мнению руководителя антимонопольного органа, позволят контролировать хозяйствующие субъекты, которые, занимая  на рынке долю менее 35%, могут оказывать негативное влияние на конкуренцию, реализуя дискриминационные практики, создавая препятствия доступу на рынок и т.п. Теперь положение такого субъекта рынка будет признано доминирующим, даже если он занимает долю на рынке менее 35%. И тогда, если этот субъект злоупотребит своим влиянием на рынок, антимонопольный орган, при условии доказанности негативных последствий такого злоупотребления, будет иметь все основания применить соответствующие санкции. Поправки, внесенные в понятие монопольно высокой цены, должны помочь антимонопольным органам в доказывании установления такой цены хозяйствующим субъектом.

Таким образом, с введением поправок в понятие монопольно низкой цены и, фактически, отменой 35%-го порога доминирования, ликвидируется ряд лазеек, которые ранее позволяли некоторым нарушителям антимонопольного законодательства уходить от ответственности.

Для предпринимателей в принятых изменениях в законодательство есть ряд положительных моментов.

Это либерализация контроля за экономической концентрацией. Теперь у малых, средних и даже части крупных компаний, стоимость активов которых не превышают 7 миллиардов рублей (ранее было 3 миллиарда), нет необходимости согласовывать с антимонопольной службой сделки по экономконцентрации.

Это выведение из под определения монопольно высокой цены всего инновационного бизнеса, так как согласно внесенным изменениям, цены, установленные предпринимателем на свой инновационный продукт, не могут быть признаны монопольно высокими.

Это введение уведомительного порядка на сделки внутри группы лиц, объединенной по «структурному» основанию (лицо имеет более 50% общего числа голосов (акций, долей) в хозяйственном обществе)

Изменения в законодательстве также предусматривают:

- закрепление порядка проведения антимонопольными органами проверок соблюдения антимонопольного законодательства и одновременно согласование этих норм с положениями Федерального закона от 26.12.08 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля(надзора) и муниципального контроля». В частности, теперь внеплановые проверки антимонопольный орган может проводить без предварительного прокурорского согласования, а по  подозрению в ценовых сговорах (по статье 11 Закона о защите конкуренции) и без предупреждения о проверке самого проверяемого;

- определение содержания правил недискриминационного доступа к товарам и услугам естественных монополий;

- уточнение положений статьи 11 Закона о защите конкуренции в части ее применения к «вертикальным» соглашениям хозсубъектов;

- введение срока давности возбуждения и рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства – 3 года;

- введение права антимонопольного органа выдавать предписание о продаже определенного объема продукции на товарной бирже, о предварительном согласовании с антимонопольным органом особенностей формирования стартовой цены на продукцию при ее продаже на товарной бирже.

Изменения, внесенные в Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривают следующее:

- применения в качестве меры административной ответственности дисквалификации в отношении государственных и муниципальных служащих;

- установление административной ответственности за нарушение органами государственной или муниципальной власти антимонопольного законодательства;

- конкретизация отдельных положений программы освобождения от административной ответственности за заключение и участие в ограничивающих конкуренцию соглашениях;

- фиксация факта нарушения антимонопольного законодательства решением Комиссии антимонопольного органа, а не протоколом об административном правонарушении.

- дифференциация размеров штрафов, налагаемых на должностные лица комиссий в зависимости от состава, срока нарушения закона о размещении государственного или муниципального заказа.

Изменения в Кодексе значительные и направлены не столько на ужесточение административной ответственности за нарушения антимонопольного законодательства и  Закона о размещении заказов, сколько на более действенное и справедливое, в зависимости от степени отрицательных последствий для конкуренции, наказание за совершенное правонарушение.

Всего «второй антимонопольный пакет» состоит из 3-х законов, последний из которых подписан Президентом Российской Федерации Д.А.Медведевым 29.07.2009 года. Закон о внесении изменений в Закон о защите конкуренции вступит в силу после 23 августа 2009, закон о внесении изменений в Уголовный кодекс вступает в силу по истечении 90 дней после его публикации в официальном печатном СМИ – «Российской газете», закон о внесении изменений в КоАП РФ – с 22 августа 2009. Также принят Закон о внесении изменений в статьи 17.1 и 53 Закона о защите конкуренции, который за исключением одного пункта уже вступил в силу.

Главный смысл изменений в законодательстве – это концентрация основного внимания антимонопольных органов на крупных компаниях, усиление антикоррупционной составляющей в виде введения реальных наказаний для государственных чиновников, препятствующих свободному предпринимательству, ликвидация ряда лазеек для хозсубъектов, должностных лиц органов власти и топ-менеджмента компаний по уходу от ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.

 

 

Информация Бурятского УФАС России

об итогах деятельности по основным показателям

за 1-ое полугодие 2009 года

 

Наименование показателя

135-ФЗ

94-ФЗ

38-ФЗ

Итого

1-ое полу-годие 2009г

1-ое полу-годие 2008г

1-ое полу-годие 2009г

1-ое полу-годие 2008г

1-ое полу-годие 2009г

1-ое полу-годие 2008г

1-ое полу-годие 2009г

1-ое полу-годие 2008г

Рассмотрено заявлений/жалоб

38*

43*

74

45

5

12

117

100

Проведено проверок(контрольных мероприятий)**

21

8

9

2

2

2

32

12

Возбуждено дел по результатам рассмотрения заявления, по собственной инициативе

11

10

Х

Х

11

-

22

10

Выдача предписания о взыскании незаконно полученного дохода хозяйствующими субъектами в федеральный бюджет

 

239,4 т.руб.

 

 

 

Административные дела

 

Наименование показателя

135-ФЗ

94-ФЗ

38-ФЗ

Итого

1-ое полу-годие 2009г

1-ое полу-годие 2008г

1-ое полу-годие 2009г

1-ое полу-годие 2008г

1-ое полу-годие 2009г

1-ое полу-годие 2008г

1-ое полу-годие 2009г

1-ое полу-годие 2008г

Возбуждено дел

19

22

134

82

13

18

166

122

Выдано постановлений о наложении штрафа по итогам рассмотрения административного дела

Выдано постановлений, всего

на сумму

1-ое полу-годие 2009г

1-ое полу-годие 2008г

1-ое полу-годие 2009г

1-ое полу-годие 2008г

42

45

6646 тыс.руб

19644,5 тыс.руб.

                             

 

*Из рассмотренных 38(43) заявлений в 0(3) случаях нарушения устранены до возбуждения дела, в 30(29) случаях после рассмотрения заявления в возбуждении дела отказано,  11(10)  дел было возбуждено по поступившим заявлениям и по собственной инициативе управления.

** без учета проверок по поручениям Прокуратуры.

 

Федеральные законы, номера которых приведены в заголовках столбцов таблиц:

135-ФЗ - Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

94-ФЗ - Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;

38-ФЗ - Федеральный законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»
   

Краткая справка

об основных показателях работы Бурятского УФАС России

за 1-ое полугодие 2009 года

 

В 1-ом полугодии 2009 года в рамках контроля за соблюдением антимонопольного законодательства Бурятское УФАС России рассмотрело 38 заявлений, провело 21 проверку, рассмотрело 11 дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства, в 9 случаях вынесло решение о признании фактов нарушения антимонопольного законодательства и выдало 9 предписаний об их устранении.

В рамках контроля законодательства о рекламе Бурятское УФАС России рассмотрело 5 заявлений, провело 2 проверки, рассмотрело 32 факта, указывающих на событие правонарушения, возбудило 11 дел по признакам нарушения рекламного законодательства, в  9 случаях вынесло решение о признании фактов нарушения законодательства о рекламе и выдало 4 предписания об их устранении.

В рамках контроля за размещением заказов в Бурятское УФАС России поступило 74 жалобы, рассмотрено 53 жалобы, из них 25 жалоб признаны обоснованными; провело 9 проверок, при этом проверено 23 случая размещения заказов, выявлено 63 размещений заказов (лотов) с нарушениями Закона о размещении заказов, выдано 30 предписаний. Ведется работа по включению в федеральный реестр недобросовестных поставщиков. Сведения, содержащиеся в реестре, размещены на сайте антимонопольного органа.

 В рамках контроля применения законодательства об административных правонарушениях рассмотрено 166 дел об административных правонарушениях, вынесено 42 постановления о наложении штрафов на общую сумму 6646 тыс.рублей. К административной ответственности привлечено 28 должностных лиц организаций и членов комиссий по размещению заказов, 8 юридических лиц.

В рамках контроля за соблюдением статьи 15 «Запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных, осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации» и статьи 16 «Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения и согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организации, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации»  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» рассмотрено нормативных правовых актов  и ненормативных актов органов исполнительной, представительной власти всех уровней, внебюджетных государственных фондов - 83, в том числе органов исполнительной власти РБ – 12, органов местного самоуправления – 58. Выявлено актов, нарушающих антимонопольное законодательство – 4, в 3-х случаях замечания антимонопольного органа учтены без судебного вмешательства, по одному акту органа местного самоуправления в настоящее время идут судебные разбирательства.

Рассмотрено 26  ходатайств о предоставлении государственной и муниципальной помощи, из них 21 удовлетворено, 4 удовлетворены с введением органичений.

Рассмотрено 39 уведомлений  при осуществлении государственного контроля  за экономической концентрацией в соответствии с требованиями  Федерального закона "О защите конкуренции".

В 1-ом полугодии 2009 года  Бурятским УФАС России проанализировано состояние конкурентной среды в Республике Бурятия на  2-х товарных и финансовых рынках, на стадии исследования находятся работы по анализу конкуренции еще на 6-ти товарных рынках. Исследован рынок услуг по управлению многоквартирными домами в г.Улан-Удэ, финансовый рынок в Республике Бурятия.

По собственной инициативе Управления исследуются оптовый рынок бензина автомобильного и дизельного топлива, оптовый и розничный рынок алкогольной продукции. По заданию ФАС России и в соответствии с Планом работы ФАС России  исследуются следующие рынки:  рынок ритуальных услуг, розничный рынок  электрической энергии (мощности), рынок железобетонных изделий (фундаментов) а также рынок финансовых услуг. Кроме того, в рамках возбужденных дел о нарушении антимонопольного законодательства, связанных со злоупотреблением доминирующим положением хозяйствующими субъектами специалистами Управления исследованы 3 товарных рынка.

В 1-ом полугодии 2009 года Бурятское УФАС России продолжает вести еженедельный мониторинг цен на ГСМ, цен на продуктовом рынке республики, проведен мониторинг цен на рынке сахара белого, ежемесячно проводится мониторинг цен на цемент, еженедельно – мониторинг цен на авиакеросин.

На постоянной основе с целью повышения прозрачности деятельности антимонопольной службы и информирования общества проводится работа по адвокатированию конкуренции в печатных и Интернет-СМИ республики. Активно используется в этих же целях открытый в декабре 2008 года официальный интернет-сайт Бурятского  УФАС России. Руководство Управления участвовало в совещаниях, семинарах, комиссиях совместно с органами власти и органами местного самоуправления.

Продолжилась работа созданных при Управлении в 2008 году Общественно-консультативного совета и Экспертно-консультативного совета по рекламе, в первом полугодии прошло по 2 заседания советов, на которых обсуждались актуальные вопросы – о ситуации на рынке нефтепродуктов в Республике Бурятия, предложения по совершенствованию законодательства о размещении заказов, о рациональной организации работы общественного транспорта с целью развития конкуренции на рынке пассажирских перевозок, о разработке Республиканской программы развития конкуренции, о нарушениях рекламного законодательства предпринимателями республики.