В марте исполнилось восемнадцать лет первому антимонопольному закону в Российской Федерации

22 марта 1991 года исполнилось 18 лет со дня принятия первой редакции Закона РСФСР № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Принятие этого закона положило начало антимонопольному регулированию в России, основная цель которого – обеспечить равные возможности на конкурентном поле всем участникам рынка.

Закон не только заложил основы антимонопольного законодательства и современной практики защиты конкуренции в России. По сути, закон 1991 года выполнил огромную задачу: он сформировал не только законодательную базу новой страны, но само отношение граждан и государства к конкуренции и рыночным отношениям.

Этот закон принимался в непростых условиях для страны. Переход  к рыночной экономике сопровождался множеством проблем для государства. Монополии диктовали свои условия, практически на каждом товарном рынке царила недобросовестная конкуренция. Возникла необходимость в создании действенных законодательных механизмов защиты конкурентной среды, развития конкуренции и в 1991 году был принят первый антимонопольный закон, который со временем дополнялся и совершенствовался.

Реализация конкурентной политики стала возможной только при формировании целостной системы антимонопольных органов в федеральном центре и регионах. В октябре 1990 года впервые был законодательно оформлен ведущий антимонопольный орган – Государственный комитет РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. В 1998 году образовано Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России), которому были переданы функции упраздненных органов, а в начале марта 2004 года в контексте реализуемой в России административной реформы МАП России был реорганизован в Федеральную антимонопольную службу.

В настоящее время Федеральная антимонопольная служба осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства о конкуренции (Федеральный закон от 26.06.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»), о естественных монополиях, о рекламе, о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Государственная политика развития конкуренции и антимонопольное регулирование экономических процессов входят в число приоритетных направлений экономического развития России, так как в широком смысле антимонопольная политика охватывает практически весь круг задач, направленных на развитие экономики, повышение конкурентоспособности продукции и услуг национальных производителей, обеспечение эффективной занятости граждан.

За восемнадцатилетний период сделано немало в части антимонопольного регулирования, но многое еще предстоит сделать.