Равнодоступность к государственной и муниципальной помощи

Правительством Российской Федерации в качестве меры поддержки предприятий и  организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории России, предусмотрено применение такого важнейшего инструмента экономической политики, как предоставление государственной (муниципальной) помощи.  Получение такой помощи  в условиях мирового финансового кризиса приобретает особое значение для предпринимателей.

26 октября 2006 года вступил в силу Федеральный Закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ (далее – Закон о защите конкуренции). Одной из наиболее значимых новаций Закона явилось определение понятия «государственная помощь» как особой разновидности антиконкурентных действий органов государственной власти и местного самоуправления. Согласно Закону о защите конкуренции государственная или муниципальная помощь – это предоставление органами власти хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им по сравнению с другими участниками рынка более выгодные условия деятельности.

 В отличие от понятия государственной поддержки как меры общего характера, направленной на неопределенный круг лиц, государственная или муниципальная помощь – это помощь, которая предоставляется конкретному лицу за счет государственных средств.

 Государственная или муниципальная помощь может предоставляться в форме:

-  передачи государственного или муниципального имущества в пользование, владение без проведения процедуры торгов;  

-  предоставления льгот по арендной плате за пользование таким имуществом; 

-  передачи в залог государственного или муниципального имущества в качестве обеспечения исполнения обязательств отдельного хозяйствующего субъекта с разрешения органа исполнительной власти или органа местного самоуправления; 

-  выдачи государственных или муниципальных гарантий отдельному хозяйствующему субъекту; 

-  предоставления денежных средств (бюджетного кредита, субсидии, субвенции, бюджетных инвестиций) конкретным хозяйствующим субъектам в определенных случаях; 

-  предоставления прав доступа к информации в приоритетном порядке. 

Государственная или муниципальная помощь предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа. Перечень целей, на которые может быть направлена такая помощь, установлен в статье 19 Закона о защите конкуренции: обеспечение жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; проведения фундаментальных научных исследований; защита окружающей среды; развитие культуры и сохранение культурного наследия; производство сельскохозяйственной продукции; поддержка субъектов малого предпринимательства, осуществляющих приоритетные виды деятельности; социальное обслуживание населения; социальная поддержка безработных граждан и содействие занятости населения.

Федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, имеющие намерение предоставить государственную или муниципальную помощь, направляют в антимонопольный орган ходатайство о даче согласия на предоставление такой помощи. Антимонопольный орган в зависимости от соответствия целям предоставления помощи и возможности предоставления такой помощи оказать негативное влияние на конкуренцию, может принять решение об удовлетворении ходатайства, удовлетворении ходатайства и введении ограничения, об отказе в удовлетворении ходатайства.

Случаи, когда предоставление органами власти хозяйствующим субъектам преимущества не является государственной или муниципальной помощью, а также порядок согласования помощи и последствия нарушения требований  антимонопольного законодательства  при предоставлении и использовании государственной или муниципальной помощи, изложены в Главе 5  (статьи 19 - 21) Закона о защите конкуренции.

В 2009 году Бурятское УФАС России в соответствии со своими полномочиями продолжает свою деятельность по согласованию предоставления органами исполнительной власти всех уровней и органами местного самоуправления государственной или муниципальной помощи хозяйствующим субъектам.

С начала 2009 года в Бурятское УФАС России от органов исполнительной власти Республики Бурятия и от органов местного самоуправления поступило 18 ходатайств, 11 из которых удовлетворено, 1 удовлетворено с введением ограничения по сроку предоставления государственной помощи, по пяти ходатайствам документы возвращены заявителям в связи с несоответствием требованиям (неполный комплект документов) и 1 ходатайство находится в стадии рассмотрения.

Во всех указанных случаях государственная и муниципальная помощь предоставлялась путем передачи имущества. Наибольшее количество ходатайств поступило о согласовании предоставления помощи организациям, работающим в сфере социального обслуживания населения – 10 случаев, по одному – в целях защиты окружающей среды, производства сельскохозяйственной продукции, поддержки субъектов малого предпринимательства, осуществляющих приоритетные виды деятельности и обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; по два – в целях развития культуры и сохранения культурного наследия и социальной поддержки безработных граждан и содействия занятости населения.