О результатах мониторинга рынков социально значимых продовольственных товаров Бурятским УФАС России

Мониторинг включает в себя контроль за ценами в динамике по всей взаимосвязанной цепочке производства продукта (например: зерно-мука-хлеб, в т.ч. за изменением цен в процессе товародвижения произведенного товара (отпускная цена, оптовое, розничное звено). Цель такого мониторинга - принятие мер по недопущению и пресечению злоупотреблений хозяйствующих субъектов доминирующим положением, злоупотреблению доминирующим положением при коллективном доминировании, выявлению антиконкурентных соглашений и согласованных действий, а также других проявлений, направленных на дестабилизацию ситуации на товарных рынках. В связи с тем, что в ведущийся Бурятским УФАС России Реестр хозяйствующих субъектов, занимающих долю на рынке определенного товара долю более чем 35 %, в товарных и географических границах республиканского рынка агропродовольственных товаров не включено ни одно предприятие, в целях мониторинга цен на продукты питания выбраны наиболее крупные производители и розничные сети республики. На основании проведённого мониторинга установлено следующее. Средняя отпускная цена производителей хлеба в Республике Бурятия составила: в сентябре 2008 г.: хлеб пшеничный - 23,67 руб./кг, хлеб ржаной - 20,38 руб./кг; в октябре 2008 г.: хлеб пшеничный - 23,67 руб./кг, хлеб ржаной – 20,38 руб./кг. Рост цен производителей по отношению к 01.01.2008 составил в среднем 27,25 % (хлеб пшеничный), 31,67 % (хлеб ржаной). При этом средняя цена в розничных сетях Республики Бурятия составляет: в сентябре 2008 г.: хлеб пшеничный – 27,54 руб./кг, хлеб ржаной – 23,46 руб./кг; в октябре 2008 г.: хлеб пшеничный – 27,54 руб./кг, хлеб ржаной – 23,28 руб./кг. Рост розничных цен по отношению к 01.01.2008 на хлеб пшеничный и хлеб ржаной составил в среднем 24,82 % и 33,10 % соответственно. Предприятия, занимающиеся производством хлеба, закупают муку у производителей и организаций оптовой торговли Республики Бурятия, Иркутской области, Красноярского края и др. В октябре 2008 г. оптовые отпускные цены на муку понизились в среднем по республике на 3,44 % по сравнению с сентябрём 2008 г. рост цен по сравнению с 01.01.2008 составили в среднем 25 %. Роста закупочной цены на зерно по отношению к 01.01.2008 составил 2,68 %. Средняя цена на молоко жирностью 2,5 % в розничных сетях Республики Бурятия в октябре 2008 г. по сравнению с сентябрём 2008 г. повысилась на 4,74 % и составила 29,32 руб./л. При этом темп роста закупочных цен на ввозимое молоко за тот же период составил 5,72 %; средняя закупочная цена ввезённого молока 2,5 % жирности в октябре 2008 г. составила 26,46 руб./л., в то время как оптовые цены производителей молока в республике остались неизменными, кроме ООО «Молоко», отпускные цены которого поднялись на 2,3 %. Необходимо отметить, что рынок молока представлен преимущественно производителями других субъектов Российской Федерации. Местные производители изготавливают продукцию как из сырого, так и из сухого молока; закупочные цен на сырьё для производства молока в октябре месяце не менялись. Среди организаций розничной торговли Республики Бурятия цена на масло подсолнечное рафинированное дезодорированное бутилированное в октябре 2008 г. составляла 66,90 руб./л. и практически не отличается от цены, зафиксированной в сентябре 2008 г. Средние закупочные цены на масло подсолнечное в октябре 2008 г. понизились по сравнению с сентябрём 2008 г. на 1,2 % и составили 58,17 руб./л. Таким образом, в целом по социально значимым продовольственным товарам в октябре 2008 г. по сравнению с сентябрём 2008 г. наблюдается рост розничных цен на молоко 2,5 % жирности, обусловленный ростом закупочных цен от поставщиков (ООО «ЮниМилк» г. Красноярск и др.). Розничные цены на хлеб, масло подсолнечное за тот же период сохраняются на неизменном уровне. В настоящее время Бурятским УФАС России проводится анализ полученных данных мониторинга за сентябрь – октябрь 2008 г. По фактам несоответствия темпов снижения оптовых и розничных цен, допущенных отдельными хозяйствующими субъектами, указывающим на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства, будут проводиться дополнительные проверки.