Итоги осуществления Бурятским УФАС России контроля за размещением государственных заказов в 2008 году

Более трех лет действует Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов), принятый с целью расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Закон о размещении заказов устанавливает единый порядок размещения заказов, обеспечивая единство экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективное использование средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования.

Федеральная антимонопольная служба уполномочена осуществлять контроль соблюдения Закона о размещении заказов, в том числе через свои территориальные органы.

На территории Республики Бурятия функции контроля за соблюдением Закона о размещении заказов осуществляет Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее – Бурятское УФАС России). Основными направлениями работы территориального органа по осуществлению государственного контроля в сфере размещения заказов являются рассмотрение жалоб участников размещения заказов, проведение проверочных мероприятий заказчиков всех уровней власти, а также выявление административных правонарушений и привлечение к административной ответственности лиц в случаях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

 

1. Работа территориального органа по рассмотрению жалоб участников размещения заказов

В 2008 году в Бурятское УФАС России поступило 75 жалоб участников размещения заказа на действия заказчика, уполномоченного органа, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии. 34 из поступивших жалоб поданы на действия заказчиков при размещении заказов для федеральных нужд, 22 – при размещении заказов для нужд субъекта Российской Федерации (Республики Бурятия), 19 – при размещении заказов для муниципальных нужд.

По итогам рассмотрения жалоб Бурятским УФАС России выявлено 100 нарушений законодательства Российской Федерации о размещении заказов, их них – 23 случая установления заказчиками противоречащих Закону о размещении заказов требований к участникам размещения заказа (например, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, трудовых, финансовых и иных ресурсов) либо недопустимых требований к заявке (требования о представлении в составе заявок на участие в конкурсе (аукционе) документов и сведений, не предусмотренных Законом о размещении заказов); 18 случаев необоснованного допуска участника размещения заказа к участию в торгах и 3 случая необоснованного отказа в допуске участника размещения заказа к участию в торгах.

Заказчикам, уполномоченному органу, конкурсной, аукционной или котировочной комиссиям Бурятским УФАС России выдано 21 предписание об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о размещении заказов, об устранении нарушения прав и законных интересов участников размещения заказа, а также об аннулировании торгов. Из числа выданных предписаний 20 исполнены в установленный срок.

 

2.Работа по осуществлению проверочных мероприятий

В 2008 году Бурятским УФАС России было проведено 13 проверочных мероприятий, в том числе 5 проверок федеральных заказчиков, 5 проверок заказчиков субъекта РФ, 3 проверки муниципальных заказчиков. В ходе осуществления проверок было проверено 66 размещений заказов, из них 48 заказов были размещены с нарушениями Закона о размещении заказов, общее количество нарушений составило 177 случаев.

Из 177 нарушений законодательства Российской Федерации о размещении заказов выявлено 60 нарушений, касающихся порядка заключения контракта; 16 случаев установления заказчиками противоречащих Закону о размещении заказов требований к участникам размещения заказа; 18 случаев несвоевременного размещения (опубликования) протоколов или их неразмещения (неопубликования); 10 случаев необоснованного допуска участника размещения заказа к участию в торгах, в том числе в 6 случаях установлен факт необоснованного допуска победителя, а также 3 случая неправильного выбора способа размещения заказа (непроведение торгов).

В 1 случае по результатам проведения проверки Бурятским УФАС России заказчику было выдано предписание об аннулировании торгов, которое было исполнено в установленный срок. В иных случаях предписания об устранении выявленных нарушений не выдавались в связи с тем, что на момент проверки государственные (муниципальные) контракты были заключены и исполнены.        

 

3. Практика по выявлению административных правонарушений и привлечению к ответственности

В 2008 году Бурятским УФАС России возбуждено 157 дел об административном правонарушении. Из них 79 дел при размещении заказов для федеральных нужд, 43 дела при размещении заказов для нужд субъекта Российской Федерации (Республики Бурятия) и 35 дел при размещении заказов для муниципальных нужд. По итогам рассмотрения дел выдано 36 постановлений о наложении штрафа на общую сумму 998,0 тыс. руб., при этом сумма уплаченного штрафа составляет 818,0 тыс. руб., в том числе 37,5 тыс. руб. по постановлениям, выданным в прошлом периоде.

Наибольшее количество дел об административных правонарушениях возбуждено по части 2 статьи 7.30 КоАП РФ - 97 дел (62 %), т.е. за нарушения порядка отбора участников открытого конкурса (аукциона).

 

Сравнительный анализ количества выявленных в результате рассмотрения жалоб и проведения проверок нарушений законодательства Российской Федерации о размещении заказов в 2007 году (194 нарушения) и 2008 году (277 нарушений) позволяет сделать вывод об увеличении количества выявленных нарушений в отчетном периоде на 30 %.

Вместе с тем необходимо отметить изменения в количестве отдельных видов нарушений. Например, в 2008 году количество случаев несвоевременного размещения (опубликования) протоколов или их неразмещения (неопубликования) по сравнению с 2007 годом снизилось с 37 до 19, а количество случаев необоснованного допуска участников размещения заказа к участию в торгах возросло с 16 до 28, количество случаев установления заказчиками противоречащих Закону о размещении заказов требований к участникам размещения заказа либо недопустимых требований к заявке увеличилось с 15 до 39.

Кроме того, произошли существенные изменения в распределении количества выявленных нарушений между различными уровнями заказчиков (федеральным, субъекта Российской Федерации, муниципальным).

 

Уровень заказчика

2007 год

2008 год

Количество выявленных нарушений

Доля в общем количестве нарушений

Количество выявленных нарушений

Доля в общем количестве нарушений

Федеральный

67

34,5 %

180

65 %

Субъекта РФ

97

50 %

41

14,8 %

Муниципальный

30

15,5 %

56

20,2 %

Итого

194

100 %

277

100 %

 

Таким образом, в 2008 году по сравнению с прошлым годом значительно сократилось количество нарушений со стороны республиканских заказчиков (с 97 до 41) и увеличилось количество нарушений, допущенных федеральными (с 67 до 180) и муниципальными (с 30 до 56) заказчиками.

Снижение количества выявленных нарушений Закона о размещении заказов республиканскими заказчиками, по мнению Бурятского УФАС России, связано, прежде всего, с положительной работой уполномоченного на размещение республиканских заказов органа - Республиканского агентства по государственным закупкам.        

Увеличение числа выявленных нарушений Закона о размещении заказов федеральными заказчиками объясняется возросшим количеством поступивших жалоб участников размещения заказов на действия заказчиков данного уровня: в 2007 году на действия федеральных заказчиков поступило 19 жалоб, в 2008 году – 34 жалобы.

Федеральные и муниципальные заказчики, как правило, осуществляют размещение заказов самостоятельно, без привлечения специализированных организаций, допуская при этом большое количество нарушений.

В настоящее время в муниципальных образованиях Республики Бурятия отсутствует система надлежащего контроля в сфере размещения муниципальных заказов, поэтому участники размещения заказа обращаются с жалобами на действия муниципальных заказчиков преимущественно в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти – Бурятское УФАС России.