Гораздо приятнее констатировать снижение нарушений закона о рекламе

Напомним, что основными целями Федерального закона о рекламе (38-ФЗ)  являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе добросовестной конкуренции, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы,  предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Как сообщил руководитель Бурятского УФАС России Виктор Грибко  на пресс-конференции: «Теперь при необходимости установления, является ли реклама оскорбительной, непристойной или неэтичной, заявитель имеет возможность обратиться в Ассоциацию за экспертизой». В декабре 2020 года управлением было заключено соглашение о взаимодействии с Ассоциацией маркетинговой индустрии «Рекламный совет». По рекомендации Ассоциации УФАС может принять решение о возбуждении дела о нарушении законодательства о рекламе.

Поскольку контроль за соблюдением рекламного законодательства направлен на пресечение фактов ненадлежащей рекламы, одним из направлений деятельности УФАС является рассмотрение поступивших заявлений от потребителей рекламных услуг. По итогам 2020 года их количество снизилось вдвое – 30 (в 2019 – 65).   

Несмотря на снижение активности граждан на фоне коронавирусной инфекции в прошедшем году все же были интересные события, связанные с 38-ФЗ. Например, дело по товарному знаку «Япоша» в отношении ООО «Феникс про» - улан-удэнского ресторана японской кухни «Япоша роллов».  

На компанию пожаловалось осуществляющее деятельность в Москве и Московской области ООО «Ньютон проект», обладающее исключительным правом на товарный знак «Япоша».

УФАС не усмотрело нарушения, поскольку антимонопольное законодательство запрещает недобросовестную конкуренцию в части незаконного использования товарного знака или коммерческого наименования, а в данном случае компании фактически конкурентами не являлись – сеть ресторанов японской кухни ООО «Ньютон проект» в Москве, а ООО «Феникс про» - в Улан-Удэ.

Использовав наименование «Япоша», преимуществ в предпринимательской деятельности улан-удэнский ресторан не получил и убытков московской компании не причинил. Основания квалифицировать недобросовестную конкуренцию не было.

Тем не менее, ООО «Феникс про», узнав о наличии зарегистрированного товарного знака, прекратило использование наименования «Япоша роллов», в том числе на веб-сайте компании.

Согласитесь, гораздо приятнее не выявлять нарушение, а констатировать его отсутствие, как было в этом случае.

На грани фола была размещена наружная реклама гигиенических средств, что стало основанием для проведения опроса на сайте УФАС: в июне по обращениям граждан, а также городской администрации в связи с появившейся на баннерах города рекламы о проводимой акции на товар «Discreet» и «Always» в торговой сети «Титан».

В соответствии с Законом о рекламе в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений. По итогам опроса мнения разделились, большинство участников опроса не усмотрело ничего предосудительного, а баннер был демонтирован сразу же после неоднозначной реакции.

В заключение, Виктор Грибко сообщил об изменениях в Федеральный закон «О рекламе», вступивших в силу с 28 января, с введением новых понятий в Федеральный закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотиносодержащей продукции». Согласно данным новшествам под запретом теперь не только реклама табака и всей продукции с ним связанной, а также устройств для потребления никотинсодержащей продукции («электронные сигареты» и т.п.), но и демонстрация процесса курения и иной доставки никотина в организм.