Е. Потапова: Усилим взаимодействие!

С предложением усиления взаимодействия правоохранительных органов власти и антимонопольного органа выступила руководитель Бурятского УФАС России Е.И. Потапова на межведомственном учебно-методическом семинаре по вопросам противодействия коррупции, организованном Прокуратурой Республики Бурятия 19 мая т.г.

На федеральном  и региональном уровнях между антимонопольными и правоохранительными органами заключены Соглашения о взаимодействии, в том числе и в Республике Бурятия. В настоящее время действуют соглашения с УФСБ по РБ, МВД по РБ, УСК по РБ.

В результате информационного обмена  Бурятское УФАС России в 2016 году возбуждало два дела по статьям 11, 16 Закона о защите конкуренции (№ 135-ФЗ) в части нарушения существующего запрета на ограничивающие конкуренцию соглашения (согласованные действия) хозяйствующих субъектов, органов власти.

Осуществляется регулярное взаимодействие и с органами Прокуратуры Республики Бурятия в рамках контроля за соблюдением антимонопольного законодательства при проведении торгов (сговоры на торгах, соглашения должностных лиц органов власти с участниками торгов и др.), привлечения Бурятским УФАС России к административной ответственности установленных органами прокуратуры нарушителей.

Анализ правоприменительной практики, наработанной Бурятским УФАС России при контроле за соблюдением требований законодательства о контрактной системе (№ 44-ФЗ), свидетельствует о возможности повышения эффективности информационного обмена материалами, имеющимися у коллег.

«Особенно это актуально в целях выявления и пресечения коррупционных схем и действий должностных лиц заказчиков, хозяйствующих субъектов при проведении закупок на гос- и муниципальные нужды», - подчеркнула Е. Потапова. В качестве раздаточного материала были представлены примеры рассмотренных УФАС дел, «устоявших» в судах.

Дела по статьям 11, 15 – 17 № 135-ФЗ отличаются сложностью сбора доказательств, соответственно, их не так много. Управление выявляет признаки таких нарушений, рассматривая жалобы хозяйствующих субъектов в порядке VI главы № 44-ФЗ, а также согласования, уведомления в соответствии с порядком включения в реестр недобросовестных поставщиков, в ходе плановых проверок.

Министерство финансов по Республике Бурятия также вправе рассматривать аналогичные жалобы, как уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок на гос- (средства республиканского бюджета) и муниципальные нужды орган, за исключением закупок в форме электронных торгов. Последнее входит в полномочия только антимонопольного органа. «При этом следует учитывать, что не все торги с признаками правонарушений обжалуются, на практике их гораздо больше!» – обратила внимание участников семинара Е. Потапова.

Данные статистики таковы, что в РФ доля заключенных с единственным поставщиком контрактов составляет более 70 процентов по № 44-ФЗ, а по закупкам отдельными видами юридических лиц по процедуре № 223-ФЗ - более 90 процентов. Это свидетельствует об отсутствии ценовой конкуренции. Отсюда вытекает вывод о высокой вероятности действия коррупционных схем. Так, антимонопольными органами установлено повсеместное использование схемы отказа от конкуренции под названием «Таран».

Далее Е. Потапова привела примеры типичных нарушений, доказанных управлением, рассказав, на что следует обращать внимание при проведении оперативно-розыскных и других мероприятий, связанных с закупками.