О результатах анализа рынков услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог и искусственных сооружений

 

Анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту  автомобильных дорог и искусственных сооружений (тоннелей, мостов и путепроводов)  проводился в соответствии с Планом работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2011-2012 годы, утвержденным приказом ФАС России от 07.02.2011 № 66.

Целями анализа являлись оценка состояния конкурентной среды на рынке услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог, а также на рынке услуг по строительству, реконструкции и капитальному ремонту искусственных дорожных сооружений; выявление хозяйствующих субъектов, имеющих долю на исследуемых рынках услуг в размере более чем 35 процентов, и включение таких предприятий в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положение хозяйствующих субъектов (далее – Реестр).

Анализ товарного рынка проводился в соответствии со следующими нормативными документами:

1.     Федеральный закон от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции);

2.     Порядок проведения анализа состояния конкурентной среды на товарном рынке, утв. Приказом ФАС от 28 апреля 2010 № 220 (далее – Порядок);

3.     Федеральный закон от 29.12.2004 № 190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации» (далее – Градостроительный кодекс);

4.     Федеральный закон от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и автомобильной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об автомобильных дорогах);

5.     Приказ Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» (далее – Перечень).

В качестве источников исходной информации при анализе исследуемого рынка использовались:

1.     сведения, предоставленные Министерством по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия (далее – Минтранс РБ);

2.     сведения, предоставленные территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Республике Бурятия (далее – Бурятстат);

3.     сведения, предоставленные хозяйствующими субъектами Республики Бурятия, осуществлявшими деятельность в сфере дорожного строительства в 2008 - 2010 годах;

4.     сведения, предоставленные органами местного самоуправления Республики Бурятия;

5.     сведения, предоставленные Федеральным казенным учреждением «Управление федеральных автомобильных дорог «Южный Байкал» Федерального дорожного агентства» (далее – ФКУ «Упрдор «ЮжныйБайкал»);

6.     данные проведенного Управлением федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее – Бурятское УФАС России) в 2011 году анализа рынков услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту  автомобильных дорог и искусственных сооружений (тоннелей, мостов и путепроводов) в Республике Бурятия за 2008 – 2010 годы.

Методическую основу исследования составили Методические рекомендации ФАС России по анализу рынков услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту  автомобильных дорог и искусственных сооружений (тоннелей, мостов и путепроводов), исх. от 25.04.2011 № АК/15211 (далее – Методические рекомендации); Изменения в Методические рекомендации, исх. от 13.04.2012 № АЦ/11418.

Временные границы

Исходя из целей исследования, согласно пункту 2.2 Порядка, для изучения сложившихся характеристик рассматриваемого товарного рынка в данном исследовании проводится ретроспективный анализ состояния конкурентной среды. Временные границы в соответствии с Приказом ФАС России от 11.03.2012 № 135 «О внесении изменений в приказ ФАС России от 07.02.2011 № 66 «О плане работы ФАС России по анализу товарных рынков на 2011-2012 годы», определены как период 2009-2011 годы.

Продуктовые границы

Предварительное определение товара (услуги) в соответствии с пунктом 3.4 Порядка проводилось на основе условий договоров, государственных и муниципальных контрактов, заключенных в отношении товара (услуги), на основе нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность, общероссийских классификаторов, разрешений (лицензий) на осуществление определенных видов деятельности.

На основе нормативных правовых актов.

В соответствии с  Законом об автомобильных дорогах, регулирующим отношения, возникающие в связи с осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, автомобильной дорогой является объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Согласно указанному федеральному закону искусственными дорожными сооружениями являются сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения).

Таким образом, мосты, путепроводы и тоннели являются составными частями автомобильных дорог.

Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации  строительством является создание зданий, строений, сооружений.

В соответствии с Законом об автомобильных дорогах услугой по реконструкции  автомобильной дороги является выполнение комплекса работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги, ее участков, ведущее к изменению класса и (или) категории автомобильной дороги либо влекущее за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги.

Согласно указанному федеральному закону услугой по капитальному  ремонту автомобильной дороги является выполнение комплекса  работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги.

В соответствии с пунктом 1 статьи 52 Градостроительного кодекса строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется указанным Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 52 Градостроительного кодекса при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство на основании договора с заказчиком, заказчик должен подготовить земельный участок для строительства и объект капитального строительства для реконструкции или капитального ремонта, а также передать лицу, осуществляющему строительство, материалы инженерных изысканий, проектную документацию, разрешение на строительство.

В соответствии со статьей 48 Градостроительного Кодекса архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка, а также в случаях проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов.

Согласно пункту 6 статьи 52 Градостроительного кодекса лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием заказчика, проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 52 Градостроительного кодекса работы, оказывающие влияние на безопасность объектов капитального строительства, которые должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемыми организациями в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (далее - СРО) свидетельства о допуске к таким видам работ. Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, включает:

- в соответствии с пунктом 25 Перечня  - устройство автомобильных дорог и аэродромов, в том числе: работы по устройству земляного полотна для автомобильных дорог; устройство оснований автомобильных дорог; устройство покрытий автомобильных дорог, в том числе укрепляемых вяжущими материалами; устройство дренажных, водосборных, водопропускных, водосбросных устройств; устройство защитных ограждений и элементов обустройства автомобильных дорог;

- в соответствии с пунктом 27 Перечня - устройство тоннелей, метрополитенов;

- в соответствии с пунктом 29 Перечня  - устройство мостов, эстакад и путепроводов, в том числе: устройство монолитных железобетонных и бетонных конструкций мостов, эстакад и путепроводов; устройство сборных железобетонных конструкций мостов, эстакад и путепроводов; устройство конструкций пешеходных мостов; монтаж стальных пролетных строений мостов, эстакад и путепроводов; устройство деревянных, каменных мостов, эстакад и путепроводов; укладка труб водопропускных на готовых фундаментах (основаниях) и лотков водоотводных.

На основе Общероссийского классификатора видов экономической деятельности.

В целях проведения данного анализа рассматриваются услуги по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог (за исключением тоннелей, мостов и путепроводов), а также услуги по строительству, реконструкции и капитальному ремонту тоннелей, мостов и путепроводов.

В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, утвержденным постановлением Госстандарта Российской Федерации от 06.11.2001 № 454-ст:

1.  услуги по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог (за исключением тоннелей, мостов и путепроводов) относятся к коду 45.23.1 – производство общестроительных работ по строительству автомобильных дорог, железных дорог и взлетно-посадочных полос аэродромов.

2.  услуги по строительству, реконструкции и капитальному ремонту тоннелей, мостов и путепроводов относятся к коду 45.21.2 «Производство общестроительных работ по строительству мостов, надземных автомобильных дорог, тоннелей и подземных дорог» группировки 45 «Строительство».

Аналогично, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2007 (ОКПД) (КПЕС 2002), введенным в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2007 г. N 329-ст, рассматриваемые услуги относятся к строительным работам с кодами:

-     45.21.2 «Производство общестроительных работ по строительству мостов, надземных автомобильных дорог (автодорожных эстакад), тоннелей и подземных дорог»;

-     45.23.1 «Производство общестроительных работ по строительству автомобильных дорог, железных дорог и взлетно-посадочных полос аэродромов».

На основе условий договора, заключенного в отношении товара.

В соответствии со статьей 740 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) услуги по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог выполняются на основании договора строительного подряда.

Согласно статье 763 ГК РФ в случае, если указанные работы предназначены для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, они осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии со статьей 706 ГК РФ, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу своими силами, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.

Так как большая часть автомобильных дорог общего пользования и искусственных дорожных сооружений в их составе находится в государственной собственности, то основная часть договоров на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог заключается посредством проведения торгов в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О  размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов).

Анализ государственных, муниципальных контрактов, заключенных на выполнение работ в сфере дорожного строительства в Республике Бурятия, показал, что предметом контракта является конкретный вид работ - строительство, реконструкция или капитальный ремонт объекта - участка автомобильной дороги с указанием названия дороги и начального и конечного километра участка, искусственного сооружения с указанием его наименования и местонахождения. Работы производятся в соответствии с проектно-сметной документацией, предоставляемой заказчиком.

В случае, если контракт предусматривал выполнение работ в отношении автомобильных дорог и в их составе – искусственных дорожных сооружений, генеральными подрядчиками заключались договоры субподряда на выполнение работ по реконструкции, капитальному ремонту мостов, водопропускных труб. И наоборот, предприятиями, чья деятельность связана непосредственно со строительством и реконструкцией искусственных сооружений, для выполнения таких работ, как устройство оснований дороги, устройство дорожного покрытия, привлекаются субподрядчики.

Существенными условиями контракта являются цена, качество работ, сроки выполнения работ и гарантийные сроки. Стоимость контракта устанавливается в соответствии с результатами открытого аукциона. Для достижения необходимого качества работ их производство должно соответствовать существующим отраслевым стандартам, ведомственным строительным нормам, разработанным подрядчиком, и утвержденным заказчиком технологическим картам, проектам производства работ. В обязанности подрядчика входит обеспечение работ материалами, при этом материалы должны иметь соответствующие сертификаты, технические паспорта и другие документы, удостоверяющие их качество. Дата начала работ и окончательный срок выполнения работ оговорены в самом контракте, кроме того, сроки выполнения отдельных этапов работ, устанавливаются в приложении к контракту - календарном плане.

На основе лицензий на осуществление соответствующей деятельности.

До 1 января 2009 года все предприятия, выполняющие работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог, искусственных сооружений, осуществляли свою деятельность при условии наличия у них соответствующих лицензий, выданных в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». В соответствии с Федеральным законом от 25.11.2009 года № 273-ФЗ «О внесении изменений в статью 3.2 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в течение 2009 года указанные работы можно было выполнять, имея вышеуказанные лицензии или свидетельство о допуске к определенному виду работ, выданное СРО.

С 1 января 2010 года действие лицензий на осуществление таких работ было прекращено. С этой даты документом, удостоверяющим право осуществлять определенный вид работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, который оказывает влияние на безопасность объектов капитального строительства (в соответствии с Перечнем видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства), является свидетельство, выданное СРО.

На основании указанного выше свидетельства, члены СРО имеют право выполнять те виды работ, которые перечислены в приложении к свидетельству. Применительно к исследуемым услугам в приложении к свидетельству должны быть перечислены такие работы как: устройство автомобильных дорог и аэродромов; устройство мостов, эстакад и путепроводов; устройство тоннелей, метрополитенов.

Выявление свойств товара, определяющих выбор приобретателя.

Функциональное назначение услуг в сфере дорожного строительства определяется результатами оказания данных услуг - это возведение новых или улучшение имеющихся участков автомобильных дорог и искусственных сооружений в их составе. Целью потребления рассматриваемых услуг является, в конечном итоге, получение собственником в эксплуатацию автомобильной дороги и искусственных сооружений в ее составе, пригодных для проезда автомобильного транспорта, и соответствующих стандартам безопасности.

Исходя из функционального назначения услуг, потребительских свойств, в соответствии с действующими нормативными актами, регламентирующими виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства – автомобильных дорог или искусственных дорожных сооружений, согласно группировкам Общероссийских классификаторов, с учетом того, что  никакими иными способами, кроме как путем приобретения рассматриваемых услуг, невозможно достичь конечной цели потребления услуги, данные услуги не имеют заменителей.

         Таким образом, продуктовыми границами рынков являются:

- услуги по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог;

- услуги по строительству, реконструкции, капитальному ремонту искусственных дорожных сооружений – мостов, тоннелей, путепроводов.

По сведениям официального сайта Правительства Республики Бурятия, размещенным на странице Минтранса РБ, на 01.01.2011 сеть автомобильных дорог общего пользования в республике насчитывает 7278 км, из них федерального значения – 829 км (по территории Республики Бурятия) находятся в оперативном управлении ФКУ «Упрдор «Южный Байкал»; регионального значения – 3327 км находятся в оперативном управлении ГУ «Управление региональных автомобильных дорог Республики Бурятия» (ГУ «Бурятрегионавтодор»); местного значения – 3728,8 км, принадлежащие муниципальным образованиям.

Общее количество мостов – 890 штук, протяженностью около 30 км (28832 пог.метра.) Из них 399 штук, т. е. каждый третий мост – деревянный (общей длиной 7193,5 пог.метра).

Мосты

 

Всего, шт/пог.м

Из них деревянные, шт/пог.м

Мосты аварийные, шт/пог.м

Из них деревянные, шт/пог.м

ВСЕГО

890/28832

399/7194

15/304

15/304

 

федеральные

122/5930

-

-

-

региональные

438/14441

182/2694

11/191

11/191

местные

330/8461

217/4500

4/113

4/113

 

 

По сведениям, предоставленным Бурятстатом, протяженность частных и ведомственных автомобильных дорог составляла в 2009 году - 449,7 км (без учета малых предприятий), в 2010 году - 457,3 км, в 2011 году – 430,9.

Географические границы

Географическими границами рынков услуг по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог и отдельно их составных частей – искусственных дорожных сооружений являются географические границы Республики Бурятия как территория фактически выполненных работ.

Состав хозяйствующих субъектов

Хозяйствующими субъектами, действующими на рынках услуг по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог, а также тоннелей, мостов и путепроводов, являются генеральные подрядчики, осуществляющие оказание услуг по выполнению вышеуказанных работ, а также субподрядчики I уровня, привлеченные ими к исполнению договоров подряда.

Продавцами на рынке услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог являются хозяйствующие субъекты, выполнявшие данные виды работ на территории Республики Бурятия в 2009 – 2011 годах.

 

Наименование, год

2009 год

1.

 

2.

 

3.

Субподрядчики 1 порядка:

1.

 

2.

 

3.

2010 год

1.

 

2.

 

3.

Субподрядчики 1 порядка:

1.

 

2.

2011 год

1.

 

2.

 

3.

Субподрядчики 1 порядка:

1.

 

2.

 

Продавцами на рынке услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту искусственных дорожных сооружений являются хозяйствующие субъекты, выполнявшие данные виды работ на территории Республики Бурятия в 2009 – 2011 годах.

 

Наименование, год

2009 год

1.

 

2.

 

3.

Субподрядчики 1 порядка:

1.

 

2.

 

3.

2010 год

1.

 

2.

Субподрядчики 1 порядка:

1.

 

2.

2011 год

1.

 

2.

 

3.

Субподрядчики 1 порядка:

1.

 

2.

   

 

Покупателями на данных рынках являются заказчики - государственные  и муниципальные органы власти либо владельцы частных автомобильных дорог.

На рынке услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту искусственных дорожных сооружений выявлены три группы лиц, состоящие из предприятий, оказывавших рассматриваемые услуги в 2009 – 2011 гг. на территории республики.

Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

Расчет общего объема работ, произведенных по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог, а также тоннелей, мостов и путепроводов за исследуемый период времени в продуктовых и географических границах рассматриваемых рынков, в соответствии с Методическими рекомендациями осуществляется на основании суммарной стоимости выполненных подрядных работ по государственным и муниципальным контрактам и по договорам строительного подряда, заключенным с владельцами частных автомобильных дорог.

Доля хозяйствующего субъект (группы лиц) на рассматриваемых рынках определялись суммарно за три года, при этом учитывался совокупный объем самостоятельно выполненных работ хозяйствующим субъектом как в качестве генерального, так и в качестве субподрядчика.

Информация об объемах работ, о долях хозяйствующих субъектов представлена в Приложении 2 (Таблица 1.1).

Определение барьеров входа на товарный рынок

Для выявления барьеров входа на рынок услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог и искусственных сооружений Бурятским УФАС России в 2011 году был проведен опрос среди предприятий отрасли.

Наибольшие затруднения при входе на исследуемые рынки испытывают средние и малые компании. Согласно результатам анкетирования факторами, ограничивающими возможность участия в конкурсах, аукционах или запросах котировок работ, связанных со строительством, реконструкцией и ремонтом дорог и искусственных дорожных сооружений, респонденты считают:

-     отсутствие аванса (8 ответов из 14); крупная сумма требуемого задатка (6 ответов); размер лота свыше 100 млн.рублей (4 ответа)- оценка от 8 до 10;

-     мощности, не достаточные для выполнения требуемых объемов работ в установленный заказчиком срок (4 ответа) - оценка от 7,8,10 баллов;

-     наличие требований об использовании определенной техники при выполнении строительных и ремонтных работ - в двух случаях получили оценку 10.

В качестве иных проблем, с которыми сталкиваются предприятия при осуществлении своей деятельности по дорожному строительству, было отмечено низкое качество выдаваемой заказчиком рабочей документации. Следствием наличия ошибок, невязок в документации является возникновение в процессе работ проблемы с согласованием иных, чем заложенные в проекте, материалов, изделий в связи с невозможностью их приобретения в республике и соседних регионах, что приводит к затягиванию сроков строительства и нарушению договорных обязательств со стороны подрядчика. В составе проектной документации у многих заказчиков отсутствуют отводы земель под источник грунта, подъездные дороги к источникам, под кавальеры, под временные вахтовые поселки.

Отмечено, что укрупнение заказчиком лотов при проведении торгов приводит к сокращению участников размещения заказа и, особенно, ограничивает возможности участия в торгах средних и малых предприятий.

Также следует отметить, что участники опроса указали на существующие проблемы в части необходимости иметь лицензию на пользование недрами, лицензии на обращение с отходами 1-4 классов, проблемы с оформлением документов временного отвода земельных участков, проблемы, возникающие в связи с большими временными затратами на разработку, согласование, экспертизу проектов предельно-допустимых выбросов, проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

На какие-либо иные административные барьеры участники рынка не указали. Предприятия, осуществляющие деятельность в сфере дорожного строительства, опрошенные органы местного самоуправления представили сведения об отсутствии в течение всего исследуемого периода жалоб хозяйствующих субъектов на действия (бездействие) органов государственной власти субъекта, органов местного самоуправления и соответствующих учреждений при проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, выдаче разрешения на строительство, вводе объекта в эксплуатацию, осуществлении государственного строительного надзора (иного вида надзора при строительстве объектов капитального строительства).

В целях анализа перехода от лицензирования к институту саморегулирования была запрошена информация у продавцов услуг на исследуемых рынках о плюсах и минусах двух систем (лицензирования и саморегулирования), о сложностях, которые испытывают предприятия при выполнении требований для вступления в СРО, сведения об изменениях уровня материальных, временных затрат. Из всех опрошенных предприятий 3 хозяйствующих субъекта отметили, что материальные и временные затраты для выполнения требования для вступления в СРО увеличились, причем значительно. Одно предприятие отметило, что требования для вступления в СРО не сложнее и не проще выполнить, чем требования для получения лицензий, а два хозяйственных общества отметили, что требования стали шире, ужесточились и выполнить их стало труднее.

Преимуществом института саморегулирования перед лицензированием должно состоять в том, чтобы исключить возможность предоставления права действовать на рынке организациям, не отвечающим минимальным требованиям по квалификации персонала и материально-технической базы. Респонденты отметили, что ведется контроль за деятельностью строительных организаций, оказывается помощь строительным сообществом, имеется возможность внедрения новых современных строительных стандартов силами самих СРО.

Однако и в данной системе у предприятий возникают сомнения в добросовестности некоторых СРО на основании того, что введение института саморегулирования существенно не повлияло на отсев недобросовестных поставщиков услуг на рассматриваемом рынке.

Существенными являются экономические барьеры входа на исследуемые рынки, в их числе:

1)  необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений (в том числе для приобретения строительной техники) при длительных сроках окупаемости этих вложений;

2)  ограниченная доступность финансовых ресурсов и более высокие издержки привлечения финансирования для потенциальных участников по сравнению с хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом рынке;

3)  преимущества хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, перед потенциальными участниками товарного рынка, в частности, по затратам на единицу продукции и по спросу на товар;

4)  крупная сумма требуемого задатка, отсутствие аванса.

Учитывая все изложенные в данном разделе исследования обстоятельства, необходимо признать, что для потенциальных продавцов – мелких и средних предприятий, барьеры входа на рынки, существующие трудности расширения такими хозяйствующими субъектами производственной мощности или объема продаж услуг на исследуемых рынках, относятся к труднопреодолимым. Ограничения, затрудняющие деятельность крупных предприятий, уже присутствующих на рассматриваемых рынках, являются преодолимыми.

Оценка состояния конкурентной среды

Рынок услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту искусственных дорожных сооружений в Республике Бурятия в 2009-2011 годах относится к рынку высококонцентрированному, с неразвитой конкуренцией.

Наиболее крупные предприятия, которые оказывали услуги по строительству, капитальному ремонту, реконструкции искусственных дорожных сооружений – мостов, путепроводов в 2009 – 2011 годах на территории республики: ОАО «Мостостроительный отряд № 34» (г.Улан-Удэ), группа лиц ЗАО «Мостострой-9» (Иркутская область) и ОАО «Сибмост» (г.Новосибирск).

Не представилось возможным (из-за непредставления информации предприятиями-банкротами) рассчитать доли и уровень концентрации на рынке услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог в Республике Бурятия в 2009-2011 году.