О результатах анализа состояния конкуренции на розничном рынке бензина автомобильного и дизельного то-плива в Республике Бурятия за 2010 год и январь-февраль 2011 года

Анализ состояния конкуренции на розничном рынке бензина автомобильного и дизельного топлива  в Республике Бурятия  проведен в  рамках рассмотрения дела  № 02-03/32-2011  о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО «Бурятнефтепродукт» в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденным приказом ФАС России от 17.01.2007 № 5.      

Цель проведения анализа:

- установление наличия/отсутствия  доминирующего положения ОАО «Бурятнефтепродукт» на розничном рынке бензина автомобильного и дизельного топлива в границах муниципальных образований (районов) Республики Бурятия;

- использование результатов исследования для ведения Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определённого товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определённого товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (далее – Реестр).

Основные нормативные правовые акты, используемые при проведении анализа:

  • Федеральный Закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», (далее – Закон о защите конкуренции);
  • Регламент по установлению доминирующего положения;
  • Административный регламент ФАС России по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства РФ, утвержденный приказом ФАС России от 25.12.2007 № 447;  

Анализ проведен в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок проведения анализа № 220).

Для проведения Анализа в качестве исходной информации использовались:

- данные, представленные хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по розничной реализации нефтепродуктов через АЗС (АЗК) на территории Республики Бурятия; территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Республике Бурятия; администрациями муниципальных образований Республики Бурятия;

- сообщения в средствах массовой информации;

- обращения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в адрес  Управления федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия;

- специальная литература справочного характера.

Также была использована информация, размещенная на официальных сайтах в сети «Интернет» органов государственной власти субъектов Российской Федерации, данные ранее проведенных управлением исследований этого рынка.

В Анализе используются понятия, определенные в статье 4 Закона о защите конкуренции.

  1. Временной интервал исследования

Исходя из целей настоящего исследования, особенностей рынка и доступности информации, а также принимая во внимание факт проведения  Бурятским УФАС России  анализа данного рынка за 2009 год, в качестве временного интервала исследования  определён период с 01.01.2010 по  30.04.2011,  с разбивкой на календарный 2010 год и январь-апрель 2011 года.

Все характеристики исследуемого рынка определены в пределах установленного временного интервала.

 

  1. Продуктовые границы товарного рынка

Определение продуктовых границ товарного рынка, в соответствии с Порядком  проведения анализа № 220, представляет собой процедуру выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров (работ, услуг), обращающихся на одном и том же товарном рынке, которая включает в себя:

- предварительное определение товара;

- выявление свойств товара, определяющих выбор покупателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара;

- определение взаимозаменяемых товаров.

Предварительное определение товара проведено в соответствии с подпунктом «г» пункт 3.4 Порядка проведения анализа № 220 на основе общероссийских классификаторов продукции, нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность, товарных словарей.

В качестве продуктовых границ предварительно определены две товарные группы невзаимозаменяемых нефтепродуктов, используемых в качестве моторных топлив:

– дизельное топливо;

– автомобильные бензины.

Выбор покупателя определяется в зависимости от цели приобретения товара. В данном случае целью приобретения является конечное потребление (использование в качестве топлива), что обусловливает необходимость рассмотрения различных видов дизельного топлива и различных марок автомобильных бензинов в качестве потенциально взаимозаменяемых товаров.

В результате анализа функционального назначения, требований к хранению и транспортировке, качественных характеристик, цены товара, условий реализации установлено, что бензины автомобильные различных марок, дизельное топливо не являются взаимозаменяемыми товарами.

В соответствии с пунктом 3.3.  Порядка проведения анализа № 220 товар может обращаться на одной и той же территории на разных товарных рынках, такие товарные рынки необходимо анализировать обособленно.

Исходя из дифференциации по функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам в качестве продуктовых границ  рынка розничной реализации нефтепродуктов определены следующие товары:

  1. Автомобильный бензин А-76, АИ-80 (и аналоги).
  2. Автомобильный бензин АИ-90, АИ-92 (и аналоги).
  3. Автомобильный бензин АИ-95 (и аналоги).
  4. Автомобильный бензин АИ-98 (и аналоги).
  5. Дизельное топливо (летнее, зимнее, арктическое).

Согласно «Общероссийскому классификатору видов экономической  деятельности» (ОКВЭД), утвержденному приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007  № 329-ст, данному виду деятельности соответствует код 50.50. «розничная торговля моторным топливом».

  1. Географические границы товарного рынка

 Процедура определения географических границ согласно пункту 4.1 Порядка проведения анализа № 220  включает:

- предварительное определение географических границ товарного рынка;

- выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара покупателями;

- определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого рынка.

По итогам анализа, с учетом поставленных целей, установлено, что рынок розничной реализации нефтепродуктов  с учетом экономико-географического положения и автотранспортной инфраструктуры, необходимо исследовать с разбивкой на локальные рынки, образуемые административными границами муниципальных образований (районов) Республики Бурятия.

Также в соответствии с целями  исследования возникает необходимость рассмотрения состояния конкуренции на рынке розничной реализации нефтепродуктов в географических границах Республики Бурятия.

V. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих  на товарном рынке

В соответствии с пунктом 5.1 Порядка проведения анализа № 220 в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, постоянно продающие в его границах рассматриваемый товар в пределах определённого временного интервала.

Продавцами на розничном рынке реализации бензина автомобильного и дизельного топлива в Республике Бурятия  являются юридические и физические лица (индивидуальные предприниматели), имеющие в собственности, на праве аренды или в управлении стационарные автозаправочные станции.

В связи с тем, что в настоящее время ни один из органов государственной власти не ведёт учёт автозаправочных станций, для выявления хозяйствующих субъектов управлением использовались разнообразные источники информации. На основании данных территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Бурятия, Прокуратуры Республики Бурятия, Забайкальского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Комитета по строительству Администрации г. Улан-Удэ, администраций муниципальных районов Республики Бурятия, сведений хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную реализацию нефтепродуктов, о конкурентах, установлено следующее.

На территории Республики Бурятия деятельность по розничной реализации нефтепродуктов в 2010 году осуществляли 74 хозяйствующих субъекта, в январе - апреле 2011 года – 75, в т.ч. в г. Улан-Удэ – 23 хозяйствующих субъекта.

 В соответствии с пунктом пункт 5.4 Порядка проведения анализа № 220  для хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, определяются также:

  1. Принадлежность к группе лиц.

В определённых географических границах выявлены несколько хозяйствующих субъектов, составляющие одну группу лиц.

  1. Покупатели либо регион продаж товара.

Основными покупателями    являются юридические и физические лица, приобретающие бензин и дизельное топливо для заправки автотранспорта.  Т.к. перечень таких лиц установить точно невозможно, то в дальнейшем будем их обозначать как неопределенный круг покупателей (потребителей). Критерием для определения состава покупателей является то, что каждый покупатель из данной группы может приобрести товар у любого из продавцов, реализующих товар на определенном товарном рынке.

Количество АЗС на территории Республики Бурятия в 2010 году составило  172 АЗС, из которых 106 находятся в собственности хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную реализацию нефтепродуктов, 66 – в аренде,  в январе-апреле 2011  года количество АЗС увеличилось на 1 и составило 174, из них в собственности – 108, в аренде – 66.

В г. Улан-Удэ в 2010 действовало 47 АЗС, в т.ч. 23 находились в собственности хозяйствующих субъектов, 24 – находились в аренде, в январе-апреле 2011 году количество АЗС не изменилось.

В целом необходимо отметить, что при незначительном изменении количества АЗС в Республике Бурятия (174 АЗС), состав хозяйствующих субъектов постоянно меняется.

В соответствии с пунктом 5.2 Порядка проведения анализа № 220 разнообразие и множественность источников информации позволяют сделать вывод о том, что данные о количестве выявленных  хозяйствующих субъектов, действующих на розничном товарном рынке бензинов автомобильных и дизельного топлива,  являются исчерпывающими, основаны на всей доступной информации и не могут быть дополнены за счет информации о хозяйствующих субъектах, которой обладают покупатели и продавцы на рассматриваемом рынке, либо из иных источников.       

  1. Расчёт объёма товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

В соответствии с пунктом 6.1 Порядка проведения  анализа № 220 объём товарного рынка за указанный временной период времени в  продуктовых и географических границах  определён как сумма объёмов продаж товара хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом товарном рынке, в натуральном выражении.

Доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке  рассчитаны  как выраженные в процентах отношения показателей, характеризующих объём товарной массы, реализованной конкретным хозяйствующим субъектом на рассматриваемом рынке, к показателю, характеризующему объём  рассматриваемого товарного рынка.

В целом по Республике Бурятия общий объём розничной реализации нефтепродуктов в разрезе марок бензина и дизельного топлива составил в 2010 году – 270 730,186 тыс. л, в январе- апреле 2011 года – 98 535,263 тыс. л.

Необходимо отметить, что в 2010 году по сравнению с 2009 годом по Республике Бурятия снизились объемы реализации бензина А-76 (80) на 0,87% и  дизельного топлива на 4,83%, при этом реализация бензина АИ-92, АИ-95, Аи-98 увеличилась – на 3,31%, 33,27% и 47,13% соответственно.  

  1. Определение уровня концентрации

Для определения уровня концентрации  рынка розничной реализации нефтепродуктов в разрезе марок бензина и дизельного топлива были использованы коэффициент рыночной концентрации (CR) и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) (пункт 7.1. Порядка проведения  анализа № 220).

В соответствии с рассчитанными  значениями  указанных показателей   рынок   розничной торговли автомобильного  бензина, в разрезе марок и дизельного топлива в Республике Бурятия и в границах муниципальных образований в 2010 году и в январе-апреле 2011 года   имеет высокий уровень концентрации.

  1. Определение барьеров входа на товарный  рынок

При проведении анализа  рынка розничной торговли бензина автомобильного и дизельного топлива, в том числе на основании мнений хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на исследуемом рынке,  были выявлены следующие  основные барьеры входа на рынок:

1. Административные барьеры.

Административные ограничения, вводимые органами государственной власти и местного самоуправления, являются существенными и труднопреодолимыми как с точки зрения входа на рынок новых продавцов, так и с точки зрения расширения объёмов продаж действующими АЗС.

Многие хозяйствующие субъекты, осуществляющие розничную реализацию нефтепродуктов в районах Республики Бурятия, отмечают трудности (значительные временные и финансовые затраты) при получении участков под строительство АЗС, оформлении согласительной и разрешительной документации при вводе АЗС в эксплуатацию. Также в качестве административного барьера хозяйствующими субъектами выделяется усиление контроля со стороны уполномоченных органов власти в виде проверок на соблюдение требований пожарной безопасности, качества продукции, экологического, трудового законодательства и др.

2. Экономические барьеры.

Для входа на рынок необходим значительный объём первоначальных инвестиций и капитальных затрат на строительство АЗС, что при длительном сроке окупаемости этих вложений, ограниченной доступности финансовых ресурсов, непривлекательных условиях инвестирования и кредитования позволяет сделать вывод о затруднениях в преодолимости данного барьера для мелких хозяйствующих субъектов.

Значительным барьером является отсутствие НПЗ в регионе, что приводит к высоким затратам на доставку топлива в Республику Бурятия (как железнодорожным транспортом, так и бензовозами).

  1. Наличие среди действующих на рынке хозяйствующих субъектов вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов (ВИНК).

ВИНК «Роснефть» представлена на территории Республики Бурятия ОАО «Бурятнефтепродукт», которое имеет сеть заправок в географических границах 18 локальных рынков розничной реализации нефтепродуктов. Присутствие ВИНК создаёт дополнительные барьеры для входа на исследуемый рынок.

Осуществление деятельности ОАО «Бурятнефтепродукт» на смежных товарных рынках: оптовой реализации и розничной реализации нефтепродуктов усиливает его рыночную власть в республике.

Результаты опроса хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную реализацию нефтепродуктов на территории Республики Бурятия, позволили определить ОАО «Бурятнефтепродукт» как несомненного ценового лидера на исследуемом рынке. Подавляющее большинство владельцев АЗС при формировании отпускных цен ориентируются на цены ОАО «Бурятнефтепродукт». При более высокой себестоимости продукции хозяйствующие субъекты вынуждены придерживаться ценовой политики ОАО «Бурятнефтепродукт», чтобы удержать покупателей.

 С  учётом изложенного, данный барьер можно также расценить как труднопреодолимый.

  1. Другие барьеры.

Среди прочих барьеров входа на исследуемый рынок можно также выделить следующие:

- необходимость наличия определённого опыта работы в данной сфере деятельности и материально-технической базы;

- отсутствие квалифицированного персонала (инженерно-технических работников);

- низкий уровень платёжеспособности покупателей как препятствие для освоения рынков потенциальными конкурентами и для увеличения объемов продаж на действующих АЗС;

- отсутствие эффективной поддержки малого предпринимательства со стороны государства.

  1. Оценка состояния конкурентной среды

По итогам за 2010 год и январь-апрель 2011  года локальные рынки  розничной реализации автомобильного бензина и дизельного топлива  преимущественно являются высококонцентрированными.

  1. г. Улан-Удэ.

Стабильно высокий уровень концентрации. По всем видам автомобильного топлива ОАО «Бурятнефтепродукт» занимает доминирующее положение  с долей > 50%.

  1. Баргузинский район.

Высокий уровень концентрации. Бензин марки АИ-95 реализуется только ИП Чирковым, реализация бензина марки АИ-98 в районе не осуществляется. По бензинам автомобильным марки А-76(80), АИ-92, АИ-95, дизельному топливу ИП Чирков занимает доминирующее положение с долей >50%.

  1. Баунтовский эвенкийский район.

В районе присутствует один хозяйствующий субъект ОАО «Бурятнефтепродукт», сохраняющий свое монопольное положение по розничной реализации бензинов марки А-76(80), Аи-92, дизельного топлива с долей 100%.

  1. Бичурский район.

Высококонцентрированный рынок. Бензин марки АИ-95, АИ-98 в районе не реализуется. ОАО «Бурятнефтепродукт» занимает доминирующее положение с долей >50% по автомобильным бензинам марки АИ-76, АИ-92, дизельному топливу.

  1. Джидинский район.

Высококонцентрированный рынок. ОАО «Бурятнефтепродукт» сохраняет доминирующее положение с долей >50% по бензинам марки А-76(80), АИ-92, дизельному топливу.

  1. Еравнинский район.

 Высокий уровень концентрации. ОАО «Бурятнефтепродукт» занимает доминирующее положение на рынках розничной реализации автомобильных бензинов марки А-76(80), АИ-92, дизельного топлива с долей >50%.

  1. Заиграевский район.

Рынок розничной реализации бензина марки А 76(80) и дизельного топлива можно отнести к умеренноконцентрированному. Рынок бензина марки АИ-92 является высококонцентрированным. Реализация бензинов  марок АИ-95 и АИ-98 не осуществляется. По бензинам марки  АИ-92 и  дизельному топливу доминирующее положение с долей  >35% занимает ОАО «Бурятнефтепродукт».

  1. Закаменский район.

В районе присутствует один хозяйствующий субъект ОАО «Бурятнефтепродукт», сохраняющий в 2010 и январе-апреле 2011 года  монопольное положение по розничной реализации бензинов марки А-76(80), Аи-92, дизельного топлива с долей 100%.

  1. Иволгинский район.

Высококонцентрированный рынок. Доминирующее положение на рынке по бензину марки АИ-92 с долей >35%, занимает ОАО «Бурятнефтепродукт», по бензину марки АИ-95 с долей >35%  занимают ООО «АНТ АЗС» и ИП Матвиенко. 

  1.  Кабанский район.

Высококонцентрированный рынок. Доминирующее положение по бензинам марки А-76(80), АИ-92, АИ-95, дизельному топливу занимает ОАО «Бурятнефтепродукт» с долей >50%.

  1.  Кижингинский район.

Высококонцентрированный рынок. ОАО «Бурятнефтепродукт» занимает доминирующее положение по бензинам марки А-76(80), АИ-92, дизельному топливу с долей >50%.

  1.  Курумканский район.

Высококонцентрированный рынок. В 2010 году ОАО «Бурятнефтепродукт» занимает долю  > 35%: по бензинам АИ -80, АИ-92, по дизельному  топливу доля составляет>50%. ИП Чирков утратил свое доминирующее положение в данном районе.

  1.  Кяхтинский район.

Высококонцентрированный рынок. Доминирующее положение занимает ОАО «Бурятнефтепродукт» по бензинам марки А-76(80), АИ-92, АИ-95 и  дизельному топливу с долей >50%.

  1.  Муйский район.

Рынок розничной реализации автомобильных бензинов является высококонцентрированным. Хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующих  положение по итогам 2010 года, не выявлено. За период с января по апрель 2011 года ОАО «Бурятнефтепродукт» по бензину марки АИ-92 занимает долю >35%.

  1.  Мухоршибирский район.

Высококонцентрированный рынок. Доминирующее положение занимает ОАО «Бурятнефтепродукт» с долей >50% по бензинам марки АИ-92, АИ-95 и  дизельному топливу, с долей >35% по бензину марки А-76(80).

  1.  Окинский район.

Высокий уровень концентрации. ИП Мунконов занимает доминирующее положение по всем видам моторного топлива, реализуемого в районе, с долей >50%.

  1.  Прибайкальский район.

Высокий уровень концентрации. Доминирующее положение занимает ОАО «Бурятнефтепродукт» с долей >50% по бензинам марки АИ-92, АИ-95 и  дизельному топливу, с долей >35% по бензину марки А-76(80). Реализация бензина марки АИ-98 в районе не осуществляется.

  1.  г. Северобайкальск.

Высококонцентрированный рынок. Доминирующее положение занимает ОАО «Бурятнефтепродукт» с долей >50% по бензинам марки А-76(80), АИ-92  и  дизельному топливу. Реализация бензина марки АИ -95 и АИ-98 в районе не осуществляется.

  1.  Северобайкальский район.

Стабильно высокий уровень концентрации. Доминирующее положение на рынке занимает ОАО «Бурятнефтепродукт» с долей >50% (бензин А-76(80), АИ -92 и дизельное топливо).  

  1.  Селенгинский район.

Высококонцентрированный рынок. Доминирующее положение занимает ОАО «Бурятнефтепродукт» с долей >50% по бензинам марки  АИ-92, Аи-95  и  дизельному топливу и долю 35% по бензину марки А-76(80). Бензин марки АИ-98 не реализуется.

  1.  Тарбагатайский район.

Рынок розничной реализации автомобильных бензинов является высококонцентрированным.  Доминирующее положение занимает ОАО «Бурятнефтепродукт» по бензину А-76(80) и АИ-92  с долей >50%. ООО «Байкал Азия Сервис» по розничной реализации бензина АИ-95 занимает долю >50%.

22. Тункинский район.

Высокий уровень концентрации. Доминирующее положение по прежнему занимает ЗАО «Иркутскнефтепродукт» по бензинам: А 76 (80), АИ-92, АИ-95 и  дизельному топливу с долей >50%.

23. Хоринский район.

Высококонцентрированный рынок. ОАО «Бурятнефтепродукт» занимает доминирующее положение по всем видам топлива, реализуемого в районе, с долей >50%.

В целом по Республике Бурятия долю в пределах от 48% до 67% в зависимости от вида моторного топлива (в общем объёме реализованного в республике топлива) имеет ОАО «Бурятнефтепродукт».

Основными  региональными факторами и особенностями, влияющими на условия обращения товара и состояние конкурентной среды в районах Республики Бурятия, выступают:

- наличие в Республике Бурятия крупного хозяйствующего субъекта,  имеющего в собственности более 50 АЗС,   и особенности его сбытовой политики;

- сезонное увеличение  спроса на автомобильное и дизельное топливо;

- отсутствие нефтеперерабатывающих заводов и удаленность нефтеперерабатывающих мощностей, обеспечивающих доставку топлива в Республику Бурятия;

- удалённость населённых пунктов друг от друга в среднем на 50 – 150 км;

- неудовлетворительное состояние дорог;

- экологические ограничения, т.е. запрещение строительства производственных мощностей возле озера Байкал;

- степень удовлетворения потребностей покупателей, равномерность и удобство географического расположения АЗС;

- высокий уровень концентрации предшествующего смежного товарного рынка - оптовой реализации нефтепродуктов.

Исследуемые локальные товарные рынки относятся к рынкам с неразвитой конкуренцией. Присутствие на рынках крупных хозяйствующих субъектов,  в т.ч. входящего в ВИНК ОАО «Бурятнефтепродукт», имеющих значительные конкурентные преимущества, другие барьеры административного, экономического характера позволяют сделать вывод об отсутствии перспектив существенных изменений состояния конкурентной среды.

В качестве мер, направленных на развитие конкуренции рынков розничной реализации нефтепродуктов, предлагаются следующие:

- хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующие положение на  рынках оптовой реализации и розничной торговли  нефтепродуктов вести раздельный учет затрат и доходов по видам продаж (оптовой и розничной) и по основным видам нефтепродуктов;

- распространение среди мелких хозяйствующих субъектов способа приобретения нефтепродуктов путём участия в торгах на сырьевых биржах, что позволит существенно снизить конечную цену реализации ГСМ на АЗС благодаря устранению цепочки посредников при поставках нефтепродуктов;

- усиление со стороны органов власти поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Например, получение кредитов на льготных условиях позволило бы мелким АЗС конкурировать с хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на локальных рынках розничной реализации ГСМ;

- введение  единой системы расчётов (в литрах) в оптовом и розничном сегментах рынков нефтепродуктов. Распространённая в настоящее время система применения двойных измерителей, когда расчёт за продукцию ведётся в тоннах (кг), а приём – в литрах, приводит, во-первых, к дополнительным издержкам покупателей (при перепадах температур во время доставки меняется плотность топлива, и, соответственно, его вес), во-вторых, усугубляет непрозрачность ценообразования в ВИНК (применяемые при переводе из литров в тонны средние значения удельных весов искажают показатели прибыльности).

С целью осуществления государственного контроля за экономической концентрацией, рыночным поведением доминирующих субъектов, и  предупреждения монополистической деятельности:

  1. Необходимо оставить в Реестре следующих хозяйствующих субъектов:

1.1. ИП Мунконова по розничной торговле бензином автомобильным марок: А-76(80), АИ-92 и  дизельным топливом с долей >50% в границах Окинского района Республики Бурятия;

  1. ЗАО «Иркутскнефтепродукт» по розничной торговле бензинами автомобильными А-76(80), АИ-92 и  дизельным топливом с долей >50% в границах Тункинского района Республики Бурятия.
  1. В связи с уточнениями географических границ рынка и изменением долей в разрезе марок бензина и дизельного топлива необходимо внести изменения в Реестр по хозяйствующим субъектам:

2.1. ОАО «Бурятнефтепродукт» в связи с изменениями доли в определенных географических границах;

2.2. ИП Чирков в связи с утратой доминирующего положения в границах Курумканского района Республики Бурятия.

3. Продолжить наблюдение за хозяйствующими субъектами,  имеющими долю в 2010 году и январе-апреле 2011 года более 35% по определенным маркам нефтепродуктов и имеющими нестабильное положение на розничном рынке.