Замораживание цен является антиконкурентным действием
На очередном заседании от 9 сентября Оперативного Штаба, действующего при Правительстве Республики Бурятия в целях решения вопросов, связанных с необоснованным ростом цен на продукты питания в республике, руководитель Бурятского УФАС России Е. Потапова обратила внимание на недопустимость совершения таких действий органами исполнительной власти, как «замораживание цен» на продукты питания.
Кроме того, публично данные участниками продовольственного рынка прогнозы о повышении цен могут спровоцировать возникновение ажиотажного спроса и усилить инфляционные процессы, что также противоречит требованиям антимонопольного законодательства.
Вместе с тем, в отдельных, предусмотренных Законом о защите конкуренции (статья 13 № 135-ФЗ), случаях, соглашения хозяйствующих субъектов о совместной деятельности, которые могут привести, в том числе к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок, признаются допустимыми, если при этом не устраняется конкуренция, а результатом таких соглашений является в совокупности:
1) совершенствование производства, реализация товаров или стимулирование технического, экономического прогресса либо осуществление его участниками прямых инвестиций на территории Российской Федерации (в том числе введение новых производственных мощностей, модернизация действующих производственных мощностей);
2) получение покупателями преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), полученным хозяйствующими субъектами в результате действий (бездействия), соглашений и согласованных действий, сделок. Правительство Российской Федерации вправе определять случаи допустимости соглашений
Правительство Российской Федерации вправе определять случаи допустимости соглашений.
В качестве примера такой практики Е. Потапова привела Соглашение 10 крупнейших в России ритейлеров - членов Ассоциации компании розничной торговли (АКОРТ), заключенное в конце 2014 года по согласованию с ФАС России, о фиксации розничных цен на некоторые социально-значимые продукты питания – у каждого свои наименования, но на срок не более 2 месяцев. При этом сравнительный анализ цен показал, что цены на детское питание в отдельных регионах, сформированные рыночным спросом, были ниже, чем у некоторых из указанных ритейлеров.
В начале года ФАС России направляла органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации информационные письма с разъяснениями требований законодательства об установлении предельных размеров торговых надбавок к ценам на отдельные виды продовольственных товаров.
Право введения государственного регулирования тарифов и надбавок органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации распространяется только на:
- снабженческо-сбытовые и торговые надбавки к ценам на продукцию и товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов;
- наценки на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях;
- торговые надбавки к ценам на продукты детского питания (включая пищевые концентраты).
Тем не менее, в некоторых субъектах Российской Федерации принимались нормативные правовые акты об установлении торговых надбавок (их предельных уровней) на отдельные виды продовольственных товаров, которые не включены в указанный выше перечень, в т.ч. рекомендательного характера. Такие акты приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и могут являться основанием для возбуждения дела по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
В заключение Е. Потапова обратила внимание на отсутствие прозрачности предоставления государственных субсидий сельхозпроизводителям в отдельных случаях, выявленных при исполнении поручения ФАС России, что является основанием для принятия мер антимонопольного реагирования Бурятским УФАС России: «ФАС России отметила, что такого рода нарушения носят системный характер по стране, и их устранение также будет способствовать стабилизации цен на внутреннем рынке, решению задач по импортозамещению».